Конспект НООД Тайны Фиолетового леса

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 3 города Мирного Архангельской области (МКДОУ № 3)








Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы



«Тайны Фиолетового леса»




















Мельникова Ирина Валентиновна
воспитатель высшей кв. категории


г.Мирный

Цели и задачи:
1. Познакомить детей с понятием «луч», закрепить понятие «прямая» и «точка»
2. Упражнять в назывании слов антонимов.
3. Учить составлять число 6 из двух меньших.
4.Закрепить навыки количественного счёта (в пределах 10).
5.Упражнять детей в ориентировке в пространстве (слева, справа).
6. Обобщить представления детей о цвете (7 цветов радуги)
7. Закрепить умение у детей соотносить число с цифрой и называть их.
8. Продолжать учить декодировать информацию о свойствах.
9.Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику рук.
Оборудование: 8 наборов палочек Кюизенера, блоки
Дьенеша, карточки с условными разрешающими и запрещающими знаками для работы с блоками Дьенеша, 3 обруча, конверт с заданиями; карточки с цифрами от 1 до 10, «Геоконт».

Музыкальный ряд: Г.Гладков «Спор Маши и Вити», «Тот и есть волшебник»; «Полька» З.Бетмана.


Ход занятия:
Дети под музыку «Спор Маши и Вити» входят в группу, здороваются, садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам продолжить наше путешествие вместе с малышом Гео. В каком лесу очутился малыш? (Фиолетовом). А какое чудо находилось в этом лесу? (Чудесная поляна золотых плодов). Что наказал ему царь? (Посадить гвоздики и принести золотые плоды). Кого Гео встретил в Фиолетовом лесу? (Ворона Метра)
Но, к сожалению ему не удалось посадить гвоздики, потому что у поляны была тайна. Хотите узнать какая? Тогда слушайте что рассказал малышу Ворон:
Воспитатель: (Слайд 1)
Многие пытались унести отсюда Золотые Плоды, но с трудом уносили ноги. И всё потому, что не смогли овладеть тайной Поляны Золотых Плодов. Я помогу тебе; слушай меня внимательно.
- Тайна Поляны – в её чудесном освещении, - начал свой рассказ Ворон. – владеет тайной Луч-Владыка. Это белый-белый, ослепительно белый луч света, и направлен он в центр поляны. Из центра во все концы расходятся семь разноцветных, как в радуге, лучей: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Поэтому завтра, как только солнце поднимется над горизонтом, ты должен пойти на Поляну и ходить по ней до тех пор, пока не увидишь Луч-Владыку
- Ты знаешь, что такое луч? – спросил Врон.
- У моего царя есть много лучников, среди них есть лучшие, но нет ни одного луча, - сказал Гео.
- А вот у солнца нет ни одного лучника, зато много, очень много, бесчисленное множество лучей. (Слайд 2)
Начало всех солнечных лучей – в солнце, а конца им нет, если только не встретят какое-нибудь препятствие, например, планету, спутник или глаза.
- Глаза? – недоверчиво переспросил Гео.
- Да ты видишь лучи, когда они попадают тебе в глаза. И всё вокруг видишь благодаря лучам.
Но лучи бывают не только солнечные. (Слайд 3)
Впрочем, мы с тобой отвлеклись. Ты должен представлять, что такое луч и точка. (Слайд 4) Луч всегда выходит одним концом из точки, а где другой конец, даже твоему царю неизвестно. Но Луч-Владыка особенный. Его ни с каким лучом не спутаешь. Когда ты его увидишь, то должен остановиться и, глядя на него, произнести Заклинание Семи Лучей: Кохле-Охле-Желе-Зеле-Геле-Селе-Фи.
- И тогда Луч-Владыка раскроет мне тайну Поляны? – спросил Гео
- Это решает только Луч-Владыка, - но ты должен сделать всё так, как я тебе сказал.
Воспитатель:
Ребята, давайте поможем Гео запомнить цвета лучей и заклинание?
Эти цвета лучей соответствуют цветам?... (Слайд 5)
Дети: Радуги.
Воспитатель: А какую известную «запоминалку» вы знаете?
Дети: Каждый охотник желает знать где сидит фазан.
Воспитатель: А заклинание запомнили? Ответы детей
Воспитатель: Ребята, я думаю, вам не терпится узнать сумел ли Гео раскрыть тайну Поляны или нет. А сейчас, пока малыш насобирает себе на завтрак лесных ягод, мы успеем поиграть.

Игра «Живые цифры»
Дети берут карточки с изображение цифр от 1 до 10. Пока играет музыка, дети выполняют произвольные движения. Как только музыка умолкает, дети должны выстроиться в ряд соответственно числовому ряду. Педагог задаёт вопросы: Назови слева от себя соседа. Справа.

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами играли, Малышу Гео понадобилась наша помощь. Ворон Метр сообщает, что Гео не сможет добраться до Волшебной Поляны, пока не решит несколько заданий. Но, к сожалению ему не справиться без нашей помощи. Поможем ему? Ответы детей.
Воспитатель: Вот Ворон передал мне пакет с заданиями.




1 задание
Перед Гео стоит такая задача – на дереве табличка со словами. Ему надо назвать слова противоположные по смыслу. А мы как раз играли с вами в игру «Наоборот». Помните? Например, я говорю большой, а вы? (маленький)
Быстрый
Горячий
Длинный
Добрый
Младший
Мокрый
Пустой
Толстый
Весёлый
Высокий
Больной
Глупый
Горький
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. Справились с первым заданием. И Малыш продолжает путь дальше.
Но на его пути появляется цифра(Воспитатель демонстрирует карточку с цифрой 6, дети называют).
Цифра 6 хочет, чтобы Гео назвал из каких двух меньших чисел она состоит, но он затрудняется с ответом. Сможем справиться с этим заданием? А помогут нам в этом наши разноцветные палочки.

Задание 2
Дети садятся за стол и работают с палочками Кюизенера – состав числа 6 из двух меньших. Педагог спрашивает 1-2 детей как они получили число 6.
Воспитатель: Молодцы. Гео идёт дальше. Перед ним фигуры, но они все перепутались. Их надо расселить по своим домикам.

Задание 3
Дети работают с блоками Дьенеша. Декодируют карточки с условными обозначениями и расселяют фигуры.
Воспитатель: В Феолетовом лесу живёт много зверей. И сейчас Малыш встретился с медведем. И медведь не хочет пропускать его дальше пока он не расскажет ему стихотворение про него. А Малыш забыл все стихи. А вы, ребята, знаете стихотворение про медведя? Ответы детей.
Воспитатель: Садитесь за столы. Сейчас мы не только стихотворение расскажем, но и разомнём наши пальчики.



Задание 4
Пальчиковая гимнастика «Медведь в берлоге»
Шёл медведь к своей берлоге
Да споткнулся на пороге.
«Видно, очень мало сил
Я на зиму накопил,»-
Так подумал и пошёл
Он на поиск диких пчёл,
Все медведи – сладкоежки,
Любят есть медок без спешки,
А наевшись. Без тревоги
До весны сопят в берлоге.
(Самомассаж подушечек пальцев. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец. «катая» его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку – нажим на один палец.0


Воспитатель: С нашей помощью Гео добрался до Поляны. Узнаем, что было дальше? Давайте перейдём на другие стульчики и продолжим нашу сказку.
Малыш Гео встал в центре Поляны, и в глаза ему ударил белый-белый, ослепительно белый луч света. Малыш на одном дыхании произнёс: - Кохле-охле-желе-зеле-геле-селе-фи.
И в этот момент луч света стал ещё ярче; Гео не выдержал столь ослепительного блеска и зажмурился.
А когда снова открыл глаза, увидел в своих рукахмаленькую Поляну. Нет, настоящая Поляна была на месте, но эта, маленькая, была точь-в-точь такая же. Малыш поднёс маленькую Поляну ближе к глазам и увидел много-много гвоздиков. Это могло означать только то, что Луч-Владыка доверил ему тайну Чудесной Поляны. Теперь можно было приступать к приказу царя. Он достал гвоздик и едва поднёс его к ямке, как тот оказался в земле. Гео ликовал: теперь он мог посадить все гвоздики. План Поляны был у него в руках. Из центра во все стороны разбегались лучи. На каждом луче маленькой Полянки находилось по четыре гвоздика.
- Поздравляю с «Геоконтом», - услышал Гео знакомый каркающий голос.
- С каким «Геоконтом»? – не понял Малыш.
- С тем, что у тебя в руках. Тебя зовут Гео и ты сумел войти в контакт с Лучом-Владыкой. «Конт», значит контакт. Получается «Геоконт».
Такое название Полянки понравилось Гео.
- Спасибо тебе, Ворон Метр, за науку и за «Геоконт». И вам ребята огромное спасибо, что помогли мне добраться до Чудесной Поляны.
- Ребята, а если бы я вошла в контакт Лучом-Владыкой, то получила бы в награду Иринаконт. А что получил бы в подарок Алёша? Миля? Ваня?
Ответы детей.

Итог занятия.
Понравилась вам сказка о Фиолетовом лесе?
Что нового вы сегодня узнали? Кто запомнил, что такое луч? А название игры? Почему она так называется?
Что показалось самым интересным на занятии? Самым трудным? Лёгким?
На этом наше путешествие с героями этой сказки не заканчивается. Мы ещё многое узнаем о приключениях Малыша Гео и его новых знакомых

Дети под музыку Г.Гладкова «Тот и есть волшебник» прощаются с гостями.
15