Методическая разработка совместной образовательной деятельности с группой детей седьмого года жизни Тема: «Мы читаем А.С.Пушкина»



Методическая разработка
совместной образовательной деятельности
с группой детей седьмого года жизни
Тема: «Мы читаем А.С.Пушкина»



Технологическая карта

Тема: «Мы читаем А.С.Пушкина».
Возрастная группа: седьмой год жизни.
Место проведения занятия: групповая комната.
Дата проведения: май 2016года.
Длительность: открытый временной конец.
Задачи:
Образовательный аспект:
совершенствование навыков количественного и порядкового счета;
совершенствование конструктивных навыков;
дальнейшее совершенствование умения делить целое на части;
совершенствование навыков ориентировки на плоскости, на листе бумаги, в пространстве.
Развивающий аспект:
развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного восприятия и внимания;
развитие мелкой моторики; графомоторных навыков.
Воспитательный аспект:
воспитание положительного отношения к учебной деятельности;
воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа;
воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, взаимопонимания.
Форма организации ОД: групповая, подгрупповая.
Технологии: технологии программы «Сообщество», технология проблемного обучения.
Методы, приемы:
Словесные: беседа, объяснение, диалог, повторение, разъяснение;
Наглядные: показ иллюстративного материала, рассматривание;
Игровые: создание проблемной ситуации, сюрпризный момент;
Практические: выполнение заданий;
Стимулирование и мотивация: создание проблемной ситуации с опорой на опыт и умения детей, похвала, оценка деятельности детей), создание продукта детской деятельности;
Методы воздействия на эмоциональную сферу: музыка, подготовленный заранее дидактический материал, доброжелательное общение педагога с детьми, рефлексия.
Смежные понятия, которые можно изучить в ходе реализации проекта: «Славяне», «рушник», «каравай».
Материалы и оборудование: прописаны для каждого центра в ТК
Предварительная работа: чтение стихов, сказок, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций к произведениям А.С.Пушкина.
Этапы
(последовательность) деятельности Содержание деятельности Действия, деятельность педагога Действия, деятель-ность детей, выпол-нение которых при-ведет к достижению запланированных результатов Планируемый результат
Групповой сбор.
Вхождение в тему
- Мы за руки возьмемся, друг другу улыбнемся: «С добрым утром».
- Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
- Из какого произведения эти строки? Кто автор? (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
- Кому принадлежало говорящее зеркальце? (Царице, мачехе царевны)
- Бросив однажды зеркальце под лавку, царица разбила его. Соберите зеркальце из частей.
- Молодцы! Вы справились с заданием. И как вы догадались, сегодня мы продолжим говорить об А.С.Пушкине и его произведениях Педагог приветствует детей.
Читает отрывок стихотворения
Задает вопрос
Задает вопрос
Предлагает конверт, в котором части зеркала по количеству детей
Выражает восхищение
Дети свободно располагаются в группе
Слушают
Выражают собственные мысли
Отвечают на вопрос
Выполняют задание в соответствии с установленными требованиями Организация и настрой детей на познавательно-исследовательскую деятельность
Проявление готовности к совместной деятельности
Планирование детс-кой дея-тельности - Что мы знаем о Пушкине?
- Что хотим узнать?
- Что нужно сделать, чтобы узнать? Поощряет детей к высказыванию. Выражают собственные мысли. Умеют включаться в обсуждение проблемы
Выбор деятельности ребенком по теме проекта
- Спасибо всем за участие в обсуждении нашей темы. У нас впереди интересные дела!
- В центре математики вы повторите счет, соотношение «больше-меньше», узнаете о богатырских шлемах.
- В центре кулинарии вы повторите деление целого на части и сами сделаете каравай.
- В центре художественного творчества вы узнаете, что такое щит и научитесь его украшать.
- А определиться с центром нам поможет зеркало, возьмите себе по кусочку. На обратной стороне цветом обозначен центр. Презентация центров.
Предлагает сделать выбор
Слушают
Делают выбор Проявление интереса к предстоящей деятельности
Деятельность в Центрах активности
Подгрупповая работа в центрах активности
Вы можете рассказать и научить других детей и взрослых тому, чему вы сами сегодня научились? Наблюдает за детьми во время выполнения задания
Выражает восхищение.
Инициирует поиск ответов на вопросы самих детей Выражает собственное суждение; используют материалы, которые можно применить для деятельности; осваивают последовательность деятельности; выставляют на всеобщее обозрение свои работы Проявление творческой активности в процессе деятельности;
Умение подбирать необходимые материалы для работы
Итоговый сбор
Поделитесь, пожалуйста,
1.В каких центрах вы успели побывать?
2. Чему сегодня научились?
3. Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше?
4. Выполнили все что хотели и самостоятельно?
4. Довольны ли вы своей работой?
5. Что было самым простым, что вызвало трудности?
6. Что бы вы ещё хотели узнать?
- Я тоже очень довольна вашей работой.
Спасибо всем за общение и работу.  Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы.
Выражает восхищение Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик.
Слушают Умение оценивать результат своей деятельности;
Умение выражать чувства;
Умение делать выводы;
Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность.
Центры активности
Центры Презентация
деятельности Содержание деятельности Материалы Конечный результат
Продукт деятельности
Центр математики В центре математики вы повторите счет, соотношение «больше-меньше», узнаете о богатырских шлемах - Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
- Вам знакомы эти строки? Расставьте богатырей в ряд – от самого большого до самого низкого.
- Сосчитайте богатырей по порядку, начиная с самого высокого. (Первый, второй…)
- У которого по счету богатыря золотистый шлем? (У третьего)
- У какого по счету богатыря зеленый щит? (У шестого)
- У которого по счету богатыря короткая бородка? (У первого)
- У которого из богатырей светло-коричневые сапоги? (У восьмого)
- Который по счету богатырь держит палицу? (Второй богатырь держит палицу)
(Педагог помещает на коврограф изображение коня.)
- Где стоит конь? (Конь стоит между четвертым и пятым богатырями)
(Педагог помещает на коврограф изображение камня.)
- Где лежит камень? (Камень лежит перед шестым богатырем)
(Педагог помещает на коврограф изображение орла.)
- Где лежит орел? (Орел летит над богатырями)
- Посмотрите художник нарисовал половину богатырского шлема. Вам нужно дорисовать вторую половину шлема, точно такую же, как уже нарисованная половина, симметричную ей. Чтобы не ошибиться, внимательно считайте клеточки.
(Если позволяет время, решить примеры) Картинки богатырей, коня, орла, камня, рабочие тетради, простой карандаш Нарисованный шлем богатыря
Центр кулинарии В центре кулинарии вы повторите деление целого на части и сами сделаете каравай. (Встречает с пустым рушником)
-Здравствуйте, гости дорогие! Доброму гостю хозяин рад. Издавна славяне на Руси отличались гостеприимством.
Дорогие гости приветствую вас. Но чего не хватает?
-Русский народ всегда с огромным уважением относился к хлебу. Самых достойных гостей встречали хлебом и солью.
Каравай – это символ богатства. А знаете ли вы, чем пахнет хлеб? Он пахнет полем, речкой, печью, небом, а главное - работой пахнет хлеб! Долгий, тяжёлый, трудный путь от зерна до каравая. Об этом даже русский народ сложил пословицы. Давайте их вспомним.
Хлеб – всему голова.
Худ обед – когда хлеба нет.
А будет хлеб – будет и песня.
Настало время проверить, какие вы искусные пекари. Сможете испечь каравай? (Да) Тогда приступайте к работе. Я уже и тесто замесила.
Тесто делим примерно на три части: первая часть, сформированная в шар, будет служить центром нашего каравая; из второй части лепим 8 маленьких шариков-лепестков, а третью (поменьше) оставляем для фигурных украшений. Дрожжевое тесто, мука, масло растительное, скалка, доска разделочная, формочки для печенья, нож, кисточка для смазывания теста, противень, фартуки и колпаки для каждого. Каравай
Центр художественного творчества В центре художественного творчества вы познакомитесь какие бывают щиты и сами сделаете щит -Дети, народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной земли.Вспомните, пожалуйста, как назывались наши предки – защитники земли Русской? (Богатыри.)
- Кто такие богатыри? (Силачи, воины, борцы.)
- А какие они были? (Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные.)
- А откуда вы знаете о богатырях? (Из былин, русских народных сказок, поэм.)
- Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской? (Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине.)
- А какие вы знаете пословицы о доблести и любви к Родине?
Сам погибай, а товарища выручай.С родной земли – умри, не сходи!За край свой насмерть стой!За правое дело стой смело!Жить – Родине служить.Счастье Родины – дороже жизни.Не тот герой, кто награду ждет – а тот герой, кто за народ идет!
- Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи.
Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
- Щит — ручное, военное, оборонительное снаряжение, предназначенное для защиты носителя от холодного и метательного оружия. Щит держат за рукоять или носят на руке, продетой через ремни.
Щит является основой всякого герба. С древних времён на вещах рисовались знаки: на перстнях, на оружии, щитах, знаменах и проч. Эти изображения явились как результат желания выделить себя из массы, придать себе резкое от нее отличие, заметное иногда даже в разгаре битвы.
Основные формы щита:
Варяжский — треугольный.
Итальянский — овальный щит.
Испанский — квадратный, с выгнутым и закруглённым нижним краем.
Французский — квадратный, с сердцевидной скобкой снизу
Немецкий — красивый фигурный щит с глубокими выемками и завитками.
Русский — миндалевидный щит.
Фигурируют также и другие, неканонические формы: ромбический, треугольный, прямоугольный, пятиугольный и пр. фигурные.
- А теперь давайте соберем богатыря в дорогу, на подвиг героический и сделаем щит.
(На столах лежат заготовки щита и элементы для украшения щита, детям предлагается украсить щит).
- Вы отлично справились с заданием! Щит получился на славу.
- Наша работа подошла к концу, и я вам скажу о том, какой завет (правило) богатыри оставили нам.                                                                               Любить Родину, защищать и беречь ее.
Защищать слабых, стариков и детей.
Быть сильными, храбрыми, мужественными.
А преданья старины  забывать мы не должны. 
Слава русской земле!                                 Детские книги, иллюстрации, заготовки щитов, элементы украшения, цветная бумага и картон, ножницы, клей, простой карандаш, салфетки, коробочки для мусора. Украшенный щит
Модель трёх вопросов
Планирование совместной образовательной деятельности с детьми седьмого года жизни
по теме «Мы читаем А.С.Пушкина»
Что знаем? Что хотим узнать? Что нужно сделать,
чтобы узнать?
Пушкин писал сказки /Никита Ф.
Он поэт /Илья
Написал «Сказку о рыбаке и рыбке» /Илья
Написал «Сказку о мертвой царевне» / Ульяна
Про кота, который говорил / Артем
Как кот рассказывал сказки? /Илья
Какие еще сказки есть у Пушкина? /Ксюша
Как колдует царица? /Кира
Какие книги пишет: толстые или тонкие? /Миша
Как про себя Пушкин написал? /Илья Можно сходить в библиотеку /Миша
Узнать по компьютеру /Илья
Узнать по телевизору / Ксюша
Посмотреть мультфильмы /Катя
Спросить у мамы /Настя
Литература:
Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 6 до 7 лет). Организованная образовательная деятельность. - СПб. : ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2001
Нищева Н. В. Играйка 13. Соображайка. Игры для развития мыслительной и речевой деятельности, математических представлений у старших дошкольников. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011
Нищева Н.В. Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников с ОНР (с 6 до 7 лет). – СПб.: ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 64 с.
Косарева Г.И.; Евстигнеева М.Г. Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста
«Испечем мы каравай» [Электронный ресурс] // URL:dohcolonoc.ru (дата обращения 18.05.2014)
Косарева Г.И.; Евстигнеева М.Г. Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста
«Испечем мы каравай» [Электронный ресурс] // URL: nsportal.ru (дата обращения 18.05.2014)