Сценарий литературно-музыкальной копозиции Строки, опалённые войной… (9-11 классы)


Строки, опалённые войной...
Памяти поэтов-фронтовиков посвящается…
Сценарий литературно-музыкальной композиции
Звучат слова Твардовского на фоне музыки (Адажио «Песнь пробуждения»).
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…
1 ученик:
Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю.
Что-то с памятью моей стало:
Всё, что было не со мной, помню.
2 ученик:
Бьют дождинки по щёкам впалым.
Для вселенной двадцать лет мало.
Даже не был я знаком с парнем,
Обещавшим: «Я вернусь, мама!»
Группа поёт:
А степная трава пахнет горечью,
Молодые ветра зелены.
Просыпаемся мы.
И грохочет над полночью то ли гроза,
То ли эхо прошедшей войны.
1 ведущий: Война… Сколько лет прошло… От Москвы до Берлина 2600 км. Так мало, потому что если ехать поездом, то это менее двух суток, самолётом – три часа. Перебежками и по-пластунски – четыре года… Это 1418 дней, 34000 часов! И 27 миллионов погибших людей.
2 ведущий: 27 миллионов погибших на 260 километров. Это значит почти 10400 на одном километре, 10 человек на одном метре земли.
1 ведущий: 27 миллионов погибших за 1418 дней – это значит 19000 убитых ежедневно, 800 человек в час, 13 человек каждую минуту.
2 ведущий: 27 миллионов – это каждый шестой житель нашей страны погиб во время войны.
Голос за кадром (слова Твардовского):
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова.
В тоске и славе этих лет
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.
Исполняется танец огня.
Чтец:
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли,
Зарю, что шла по травам и цветам,
Обшарили немецкие бинокли.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
Чтец:
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На все четыре года.
1 ведущий: Уже утром после объявления войны тысячи добровольцев собрались у военкоматов. Среди них были и те, кого потом назовут поэтами – фронтовиками. Удивительное поколение! Оно выросло, овеянное романтикой революции и Гражданской войны, любимой песней была «Каховка», любимым фильмом «Чапаев», любимой книгой «Как закалялась сталь». Вполне закономерно, что в трагическом 41-ом оно стало поколением добровольцев.
Чтец: (Н. Майоров)
(«Мы были высоки, русоволосы»)
Пусть помнят те, которых мы не знаем,
Нам страх и подлость были не к лицу.
Мы пили жизнь до дна и умирали
За эту жизнь, не кланяясь свинцу.
Чтец:
Всем, что есть у тебя живого,
Чем страшна и прекрасна жизнь,-
Кровью, пламенем, сталью, словом,-
Задержи врага, задержи!
Как заклинание звучали слова Ольги Бергольц.
(Звучит песня Б. Окуджавы «До свидания, мальчики», демонстрируется видеофильм на экране, хор девушек).
2 ведущий: Подвиг советского народа в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками давал вдохновение поэтам и писателям, актёрам, композиторам. А с другой стороны, их творчество помогало нашим солдатам и всем людям выносить тяготы этой страшной и очень тяжёлой войны.
1 ведущий: Поэты – фронтовики… Это они помогали людям выстоять, выжить в трудные годы войны. Это они помогали преодолевать трудности и оставаться, прежде всего, людьми. Михаил Светлов, Степан Щипачёв, Ярослав Смеляков, Николай Тихонов, Булат Окуджава, Константин Симонов, Юлия Друнина, Ольга Бергольц – их много, погибших и оставшихся в живых, известных и безызвестных
2 ведущий: (на фоне музыки «Священная война» + кадры «Первые дни войны»). Поэты жили одной судьбой с народом, работали на фронте в армейских газетах. С первых дней войны звучали боевые, походные стихи, ставшие песнями: «До свидания, города и хаты» М. Исаковского, «Песня смелых» Алексея Суркова. А 24 июня 1941 года в газете «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная Война». На следующий день композитор Александров написал к нему музыку. Это пеня-присяга, песня-гимн.. Она звучала в течение 4 лет войны.
1 ведущий: О песне «В землянке». Зимой 1941-1942 годов по всем фронтам с молниеносной быстротой распространялась новая песня. Слова и мотив передавались из уст в уста и опережали весть о ее авторах. Песня приходила к солдатам безымянной и её окружали легендами. Рассказывали, будто её сложил молодой лейтенант в окопах под Москвой.
2 ведущий: Между тем слова «Землянки» принадлежали поэту Алексею Суркову, музыка – композитору Константину Листову. Но в том, что говорили о песне, одно оказалось совершенно верным : она действительно родилась в белоснежных полях под Москвой во время оборонительных сражений за столицу.
1 ведущий: Когда поэт писал стихотворение «Бьётся в тесной печурке огонь», он не предполагал его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней. Это было несколько стихотворных строчек из письма жене с фронта. На фронтах Отечественной войны «Землянку» пели по-разному : её текст приобрёл десятки вариантов. Были сложены и десятки песен-ответов на это музыкальное письмо с фронта.
2 ведущий: Так «Землянка», подобно лучшим песням советских композиторов стала, по существу, народной песней
Исполнение песни «Землянка» группой учащихся.
3 ведущий: (слайд с портретом О. Берггольц). Знаете ли вы, что фраза, которую многие считают крылатой, - «Никто не забыт и ничто не забыто» была написана Ольгой Берггольц, ленинградской поэтессой, которая стала голосом блокадного Ленинграда, голосом, который ждали умирающие от голода и холода люди, голосом, который давал им надежду… Во время блокады она работала на ленинградском радио. А строка эта, возможно, самая знаменитая в творчестве Ольги Берггольц, высечена на стеле Пискарёвского кладбища и не может оставить равнодушным никого из тех, кто пришёл поклониться защитникам и жителям Ленинграда (слайд «Пискарёвское кладбище»):
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане – мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты – красноармейцы.

Их имён благородным мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто.»
3 ведущий: Ольга Берггольц начала свой поэтический путь с горя. В 1937 году пропал во время репрессий её первый муж – талантливый поэт Борис Корнилов. После 1937 года о нём можно было лишь шептаться. Сама Ольга Берггольц также была арестована по ложному доносу, и только в 1939 году реабилитирована. Две её дочери умерли ещё до её ареста. А третий ребёнок, которого ждала поэтесса, так и не родился: его убила тюрьма. Во время войны Ольга Берггольц жила в своём любимом городе, в Ленинграде. Ей, кого называют блокадной поэтессой, не с чужих слов известны все тяготы блокадной жизни. Её второй муж, Николай Молчанов, умер от голода, а сама Ольга Фёдоровна, по свидетельству сестры, «Умирала там, в Ленинграде, от дистрофии». Но именно в эти годы рождаются лучшие стихи. Произведения Ольги Берггольц звучали по радио в осаждённом городе, поднимая дух людей, вселяя веру в победу. Стихи Ольги Фёдоровны рассказывали и о пережитом ужасе страшных голодных дней. В строчках поэтессы звучит уверенность в том, что даже в это ужасное время человек остаётся человеком, гуманность побеждает фашизм, а любовь к своей Родине заставляет людей жертвовать собственными жизнями.
Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна…
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
В моё лицо закинутое бьёт.
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом – смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слёзы,
Что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады,-
Мы не покинем наших баррикад.
Мы будем драться с беззаветной силой,
Мы одолеем бешеных зверей,
Мы победим, клянусь тебе, Россия,
От имени российских матерей.
Ведущий 4: (слайд портрет Б.Окуджавы) Не каждому дарит судьба случай родиться в день всенародного праздника, к тому же такого, как День Победы. И словно в подарок Б.Окуджаве который год звучит в этот день, день его рождения, на военных парадах, улицах его песня «И значит нам нужна одна победа». В 1942 году девятиклассник Окуджава добровольцем уходит на фронт. Из воспоминаний Б.Окуджавы:
Чтец:
«Я закончил 9 класс, когда началась война. Как и многие сверстники, отчаянно рвался на фронт. Вместе с другом мы каждый день наведывались в военкомат. Там давали повестки и просили разносить по домам, а вас, говорили, мы завтра отправим. Наконец, капитан не выдержал: «Пишите себе повестки сами, у меня рука не поднимается это делать». Мы и написали и отнесли: друг ко мне, а я к нему…»
Ведущий 4:
Послушайте отрывок из повести Б. Окуджавы «Будь здоров, школяр»:
Чтец:
«Это не приключения, это о том, как я воевал. Как меня убить хотели, но мне повезло… Я уж и не знаю, кого мне за это благодарить. А может быть, и некого. Так что вы не беспокойтесь. Я жив и здоров. Кому-нибудь от этого известия станет радостно, а кому-нибудь, конечно, горько. Но я жив. Ничего не поделаешь. Всем ведь не угодить».
Ведущий 4: Насмерть перепуганный, совсем еще мальчишка, боец несет пакет по ночной степи. Это опасно. И не донести опасно. Вот прошло уже сколько-то времени на войне, а герой повести все тот же.
Чтец: «Помогите мне. Спасите меня. Я не хочу умереть. Маленький кусочек свинца в сердце, в голову – и всё? И моё тело горячее тело уже не будет горячим? Я ведь пригожусь для жизни. Помогите мне. Ведь это даже смешно – убивать человека, который ничего не успел совершить. Я даже десятого класса не кончил. Помогите мне. Я не о любви говорю. Чёрт с ней, с любовью. Я согласен не любить. В конце концов, я уже любил. У меня мама есть. Что будет с ней?.. А вы знаете, как сладко, когда мама гладит по голове? Я ещё не успел отвыкнуть».
Ведущий 4: А в госпитале герой узнает, что вся его батарея погибла. И вот конец повести.
Чтец: В барак вносят новых раненых. Одного кладут рядом со мной. Он смотрит на меня.
Бинт у него соскочил со лба. Он его накладывает снова. Матерится.
- Сейчас, сейчас, милый, - говорит сестра.
- А мне и без вас тошно, - говорит он. И смотрит на меня. Глаза у него большие, злые. - Из минометной? - спрашивает он.
- Да, - говорю я. - Знакомый? Знаешь наших-то?
- Знаю, знаю, - говорит он, - всех знаю.
- Тебя когда это?
- Утром. Вот сейчас. Когда же еще?
- А Коля Гринченко...
- И Колю твоего тоже.
- И Сашку?
- И Сашку тоже. Всех. Подчистую. Один я остался.
- И комбата?..
Он кричит на меня:
- Всех, говорю! Всех! Всех...
И я кричу:
- Врешь ты все!
- Врет он, - говорит кто-то, - ты его глаз не видишь, что ли?
- Ты его не слушай, - говорит сестра, - он ведь не в себе.
- Болтать он горазд, - говорю я, - наши вперед идут.
И мне хочется плакать. И не потому, что он сказал вдруг такое. А потому, что можно плакать и не от горя... Плачь, плачь... У тебя неопасная рана, школяр.
Тебе еще многое пройти нужно. Ты еще поживешь, дружок...
Ведущий 4: В День Победы Булату Окуджаве исполнился 21 год. Он был в Тбилиси. Жил у тётки. Его родители, большевики «ленинской гвардии», подверглись участи в 37м году. Отец был расстрелян, мать провела 10 лет в лагерях. Б.Окуджаву называют самым антивоенным поэтом. Все его стихи, песни, проза не столько о войне, сколько против неё.
Исполнение песни «Бери шинель, пошли домой» (Б Окуджава)
Ведущий 5: (слайд с портретом Юлии Друниной). Юлия Друнина, московская школьница, выросшая в интеллигентной семье, уходит добровольцем на фронт, в пехоту, в самый неблагоустроенный род войск. Её родители – школьные учителя- были категорически против этого шага: ведь совсем ещё девочка, до совершеннолетия не хватало целых двух лет, единственный ребёнок в семье, да ещё и очень поздний: отцу тогда было уже за 60. Родители уговаривали остаться, плакали, просили, но Юля настояла на своём.
Из воспоминаний Юлии Друниной:
Чтец:
«Когда началась война, я ни на минуту не сомневалась, что враг будет молниеносно разгромлен, больше всего боялась, что произойдет это без моего участия, что я не успею попасть на фронт. Страх «опоздать» погнал меня в военкомат уже 22 июня.»
Ведущий 5:
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод,
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые
От «Прекрасной Дамы» - в «мать» и «перемать».
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не смогла сыскать.
Чтец: Медсестра, и не где-нибудь, в госпитале, а на самой передовой, в пекле, одна на весь батальон, она вытаскивала раненых из-под огня неокрепшими девичьими руками.
Ведущий 5: Дивизия, в которой служила Юлия, оказалась в кольце. 23 человека, и Юлия в том числе, вырвались из окружения. 13 суток, 13 дней и ночей выходили к своим.
«Мы шли, ползли, бежали, натыкаясь на немцев, теряя товарищей. Опухшие, измученные, ведомые одной страстью – пробиться».
Лежа в госпитале, Юлия Друнина написала длиннейшее стихотворение о прорыве из окружения, а потом оставила из него лишь четыре строчки.
Я только раз видала рукопашный,
Раз – наяву, и сотни раз во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
После тяжелого ранения – осколок едва не перебил сонную артерию, прошел в двух мм от нее – снова ушла Юлия на фронт, и снова добровольцем. Под обстрелы, в холод, грязь…
Чтец: Юлией владело счастливое сознание, что она «делает основное дело своей жизни». Трудно, страшно на войне, но она готова в любую минуту снова идти в бой. И лишь после второго ранения, после которого диагноз – «негоден к несению военной службы» - она вернулась домой, в Москву.
Это было 21 ноября 1944 года. Через 6 месяцев закончилась война. «Не раньше, не позже», - скажет Юлия Друнина. Если бы и на этот раз ей пришлось идти на войну, она не осталась бы дома. Ей шел 20-й год…
Чтение стихотворения «Зинка» (2 девочки)
(Во время чтения последней строфы выходит женщина, одетая в чёрное, и ставит у иконы свечу (музыка «Аве Мария»).
Ведущий 5: Судьба Юлии Друниной и трагичная, и счастливая одновременно. Трагичная – потому что юность её прошла в военные годы. Счастливая – потому что выжила в этой страшной войне.
Ведущий 6: (портрет К.Симонова, слайд ). Константин Симонов о войне знал не с чьих-то рассказов – он бывал в окопах, знакомился с солдатами, офицерами, хорошо знал тех людей, которые командовали полками и дивизиями, составляли планы военных операций. Начало войны наложило отпечаток на последующее его творчество. В течение всего военного времени работал корреспондентом газеты «Красная звезда».
Ведущий 7: «Чтобы ненависть была сильнее, давай говорить о любви»,- писал поэт- фронтовик Александр Прокофьев. И появляется стихотворение «Жди меня»,- писал К.Симонов. Когда я попал на несколько дней в Москву, я подарил эти стихи Валентине взамен писем, которые она от меня не получала.
Посвящается жене Валентине Серовой стихотворение «Жди меня» (читает Симонов)
Ведущий 6: Простые, казалось бы, слова вселяли такую безграничную надежду, что, как рассказывал сам автор, вся армия таскала в левых карманах гимнастёрок газетные вырезки со стихотворением. И, когда писали письма домой, то вкладывали эти вырезки. Оно стало поистине всенародно известным.
Ведущий 7: Перед смертью в 1979 году К. Симонов просил исполнить его последнюю волю: писатель хотел навеки остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. И прах его был развеян на поле неподалёку от Бобруйска (слайд места, где развеян прах).
Ведущий 8: (слайд, портрет Твардовского). Александр Твардовский вместе с действующей армией прошёл по дорогам войны от Москвы до Кёнигсберга, работал во фронтовых газетах, публикуя в них стихи и очерки. В стихотворении «Я убит подо Ржевом» автор оставил нам, сегодняшнему поколению, завещание.
Чтец:
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой Отчизне
С честью дальше служить
Горевать – горделиво,
Не клонясь головой,
Ликовать – не хвастливо
В час победы самой
И беречь её свято,
Братья, счастье своё –
В память воина-брата,
Что погиб за неё.
Пауза
Ученик 1:
Обещает быть весна долгой.
Ждёт отборного зерна пашня.
И живу на земле я доброй.
За себя и за того.
Ученик 2:
Я от тяжести такой горблюсь.
Но иначе жить нельзя, если
Всё зовёт меня его голос,
Всё звучит во мне его песня.
Припев исполняется группой учащихся.