Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класса (Угринович)


Муниципальное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа № 4 имени В. Бурова
Рассмотрено Согласовано Утверждаю:
На ШМО учителей Дата Директор школы:
математике Подпись Н.В. Ямщикова__________
Протокол №__________ Приказ № ______________
От ___________2013 г. От _____________2013 г.

Рабочая учебная программа
по информатике и ИКТ
9 класса средней общеобразовательной школы
Срок реализации программы – 1 год
Разработана на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ».
Программу составила: Забелина Мария Владимировна

г. Бежецк
2013- 2014 уч. г.
Пояснительная записка
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи через такие обобщающие понятия, как: информационный процесс, информационная модель.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Изучение информатики направлено для достижения следующих целей:
-освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности.
-выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности.
Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).
Последовательность изучения тем и разделов:
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретического и практического компонентов курса основной школы – 50х50. При выполнении практикумов предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Основу курса составляют следующие разделы:
Содержание учебного курса
Представление информации (6 часов)
Язык как способ представления информации. Кодирование текстовой информации. Кодирование графической информации. Кодирование звуковой информации. Представление числовой информации в различных системах счисления.
Хранение информации (4 часа).
Табличные базы данных: основные понятия и типы данных. Ввод и редактирование записей.
Коммуникационные технологии (12 часов).
Web страницы и Web сайты. Структура сайта. Форматирование текста на Web странице. Вставка изображений в Web страницы. Гиперссылки. Списки на Web страницах. Интерактивные формы.
Обработка числовой информации (10 часов).
Кодирование числовой информации. Системы счисления. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные, смешанные ссылки. Встроенные функции. Основные параметры диаграмм. Построение диаграмм с использованием мастера диаграмм.
Обработка графической информации (7 часов).
Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Интерфейс графических редакторов.
Алгоритмы и исполнители (19 часов).
Алгоритма и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Выполнение алгоритмов человеком и компьютером. Способы записи алгоритмов, блок-схемы. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Языки программирования, их классификация. Этапы разработки программы. Правила записи программы. Правила представления данных.
Моделирование и формализация (8 часов).
Моделирование как метод познания. Виды информационных моделей. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация. Таблица как средство моделирования. Построение информационной модели в электронных таблицах.
Информационные технологии в обществе (4 часа).
Информационные ресурсы общества. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Этика и право при создании и использовании информации.
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература
Учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007»;
Методическое пособие для учителя «Практикум по информатике и информационным технологиям / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004»;
Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 9 класса/ Л.Л.Босова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Требования к подготовке школьников в области информатики:
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
знать/понимать:
-виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
-единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
-основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
-разновидности и уровни языков программирования; принципы объектно-ориентированного и структурного программирования;
-программный принцип работы компьютера;
-назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
-оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры безопасности;
-создавать чертежи, рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
-обрабатывать числовые данные средствами электронных таблиц; представлять числовые данные в виде диаграмм и графиков;
-составлять блок-схемы алгоритмов; реализовывать алгоритмы на одном из языков программирования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
-проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
-создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
-передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Календарно – тематическое планирование 9 класс (70 часов)
№ п/пТема урока Компьютерный практикум Дата
По плану По факту
Представление информации(6 часов)
1 Язык как способ представления информации (естественные и формальные языки) 2 Кодирование текстовой информации Определение числовых кодов символов 3 Кодирование графической информации Установка цвета в графическом редакторе 4 Кодирование звуковой информации 5-6 Представление числовой информации в различных системах счисления Перевод чисел из одной системы счисления в другую Хранение информации (4 часа)
7-8 Табличные базы данных: основные понятия, типы данных Создание табличной базы данных 9 Ввод и редактирования записей Создание и редактирование табличной базы данных 10 Условия поиска информации, логические значения, операции Поиск записей в базе данных Коммуникационные технологии (12 часов)
11 Web-страницы и Web-сайты Путешествие по Всемирной паутине 12 Структура Web-страницы Создание Web-страницы при помощи блокнота 13-14 Форматирование текста на Web-странице Примеры форматирования текста 15-16 Вставка изображений в Web-страницы Разные способы вставки изображений в Web-страницу 17-18 Гиперссылки на Web-страницах Вставка гиперссылок 19 Списки на Web-страницах Создание списков на Web-страницах 20 Интерактивные формы на Web-страницах Создание интерактивных форм на Web-страницах 21-22 Контрольное тестирование Зачетная практическая работа Обработка числовой информации (10 часов)
23 Кодирование числовой информации. Числа в памяти компьютера 24 Электронные таблицы Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных 25 Табличные расчеты Создание таблиц значений функций в электронных таблицах 26 Типы данных Типы данных в электронных таблицах 27-28 Абсолютные, смешанные и относительные ссылки Работа с абсолютными, смешанными и относительными ссылками 29 Встроенные функции Использование встроенных функций в электронных таблицах 30 Логические функции Использование логических выражений в электронных таблицах 31 Построение графиков и диаграмм Построение графиков и диаграмм 32 Контрольное тестирование Зачетная практическая работа Обработка графической информации (7 часов)
33Растровая графика. Форматы графических файлов Редактирование изображений в растровом графическом редакторе 34 Векторная графика. Форматы графических файлов. Редактирование изображений в векторном графическом редакторе 35 Растровая и векторная анимация. Создание анимации в графическом редакторе 36-37 Интерфейс графических редакторов Редактирование изображений в растровом графическом редакторе 38-39 Контрольное тестирование Зачетная практическая работа Алгоритмы и исполнители (19 часов)
40 Понятие алгоритма и его исполнители 41 Языки программирования, их квалификация 42 Тип, имя и значение переменной 43 Алгоритмические структуры: следование, ветвление Построение блок-схем различного вида 44 Алгоритмические структуры: цикл Построение блок-схем различного вида 45 Этапы разработки программы 46 Линейные вычислительные алгоритмы Разработка программ линейного вида 47-51 Правила записи программы Разработка программ различного вида 52 Массивы в Паскале Разработка программ с использованием массивов 53 Решение задач с использованием массивов Разработка программ с использованием массивов 54 Решение задач с использованием массивов Разработка программ с использованием массивов 55-56 Графические возможности языка программирования Разработка программ различного вида 57-58 Контрольное тестирование Зачетная практическая работа Моделирование и формализация (8 часов)
59 Моделирование как метод познания Построение генеалогического дерева семьи 60 Объект и его свойства 61-62 Этапы разработки моделей Построение моделей различного вида 63-64 Таблица как средство моделирования Построение моделей табличного вида 65-66 Контрольное тестирование Зачетная практическая работа Информационные технологии в обществе (4часа)
67 Информационные ресурсы общества 68 Информационная безопасность Защита информации от компьютерных вирусов 69 Правовая охрана информационных ресурсов Поиск информации в интернете (юридические документы) 70 Этика и право при создании и использовании информации