Разработка литературного чтения на тему: Литературная мастерская.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14
города Кызыла Республики Тыва»
(МБОУ СОШ № 14)
Урок литературного чтения:
« Творческая мастерская»
4 класс
Подготовила и провела:
Тюлюш А-Х В.
Кызыл – 2016г
Необычный урок - литературная творческая мастерская
Тема: Текст. Тема текста. Основная мысль Заголовок текста.
Цели урока:
Предметные: Закрепление умения определять тему, основную мысль текста, подбирать заголовок текста.
Метапредметные: Развитие аналитического и образного мышления, умение выделять главное, обобщать, развитие фантазии, творческих способностей. Личностные: Воспитание взаимопомощи, уважительного отношения друг другу, мнению друга.
Прогнозируемые результаты: учащиеся научаться определять тему, основную мысль текста, подбирать заголовок текста.
Оборудование: персональный ноутбук, мультимедийный проектор, тексты и задания для каждого ученика (раздаточный материал)
Ход урока
Организационный момент урока
- Здравствуйте! Садитесь!
- Сегодня наш урок русского языка будет необычным. Называется урок- литературная творческая мастерская. Почему так назван урок, вы узнаете в конце урока. На этом уроке вы научитесь определять основную мысль текста, подбирать заголовки к текстам, и сами станете авторами небольших рассказов.
2. Исходная мотивация урока
- Чтобы начать урок, нам надо познакомиться с правилами сегодняшнего урока.
1. Улыбнись себе и другу.
2. Береги своё здоровье. Садись правильно.
3. Научись любить.
4. Умей слушать мнение своего товарища.
5. Радуйся своему успеху и успеху своего товарища.
6. Не бойся ошибок, помни – в классе тебя всегда помогут.
3. Работа по теме урока
- Итак, начнём. Нам надо выяснить, что мы называем текстом. Вот на экране две записи. Одна из них – текст, а другая – нет. Определите, что является текстом.
1. Наступила красавица осень. Деревья стоят в праздничном наряде. Особенно хороша берёзка. Её листочки похожи на золотые монетки. Подул ветерок, и листья, как бабочки, закружились в воздухе и мягким ковром легли на землю.
По небу плывут белые облака. Заяц и белка живут в лесу. Дети идут в школу. У нас перед окном растёт стройная берёза. Узкая тропинка вела к избушке лесника. Москва – столица России. Как красив лес в зимнюю пору!
- Текстом является первая запись. Все предложения связаны между собой, а во втором - нет.
- Какова тема текста?
- Здесь говорится о красивом наряде осенних деревьев.
- Правильно. Тема – это то, о чём говорится в тексте. Проведём дальше исследование текста. Определите основную мысль текста (что хотел автор показать нам).
- Основная мысль заключается в том, автор хотел показать нам, как красивы деревья в осеннем наряде.
- Подберите заголовок к этому тексту ( Золотая осень. Деревья осенью. Красавица берёзка. Осенний наряд.
4. Физминутка для глаз – развитие эмоций
- Ребята, я буду говорить команды, а вы будете выполнять мои команды, показывая мимикой.
А) нахмуриться, как осенняя тучка, злой волшебник, рассерженный человек;
Б) испугаться, как ребёнок, который остался дома один во время грозы, заяц, увидевший волка;
В) удивиться, как ребёнок, который первый раз увидел радугу, красивому неожиданному подарку;
Г) заскучать от плохой погоды, долгого ожидания, скуки;
Е) улыбнуться, как ученик получивший пятёрку, ребёнок, которому купили новую игрушку.
5. Закрепление
- Прежде чем приступить к созданию собственных текстов, закрепим умения определять тему и основную мысль текста. У каждого из вас на столе лежит листок, на котором тексты и три задания. У каждой пары по парте одинаковые тексты, так что, при выполнении заданий можете работать вдвоём, говорите друг другу своё мнение.
Задания такие - прочитать текст, определить тему и основную мысль текста, придумать и написать заголовок тексту.
1. Прекрасен лес ранним утром. Первые лучи солнца пробиваются сквозь листву. Прозрачные капельки росы блестят на траве. Птицы уже проснулись и весело щебечут. Пёстрые бабочки перелетают с цветка на цветок.
2. Чёрная туча закрыла солнце. Стало совсем темно. Поднялся сильный ветер. Первые крупные капли дождя упали на землю. Дождь всё усиливался. Сверкнула молния, ударил гром. Началась гроза.
3. Петя и Алёша возвращались из школы. Вдруг они услышали жалобный писк. Осмотрелись и увидели около скамейки пушистого котёнка. Он был такой маленький и беззащитный. Ребятам стало жалко малыша. Петя взял его к себе домой, накормил, обогрел и назвал Пушком.
4. Катя пошла с подругами в лес за грибами. Грибов было много, и Катя не заметила, как отстала от подруг. Она стала звать их, но никто не откликался. Девочки села на пенёк и заплакала. Даже полная грибов корзина её не радовала. А подружки тоже искали Катю, звали её. И вскоре она услышала их голоса. Всё закончилось хорошо.
5. В нашем языке сотни тысяч слов. На самом первом месте стоит слово хлеб. Нет на земле важнее работы, чем вовремя бросить семена в землю и вовремя убрать урожай. Много пословиц сочинили люди о хлебе.
6. Стоит на лесной опушке берёза. Дятел пробил в коре берёзы дырочку. Он напился берёзового сока и улетел. Побежал ручеёк по стволу дерева. Чистые крупные капли сока упали на землю.
Прилетели синицы. Закружились вокруг берёзы бабочки. Пришли и рыжие муравьи.
Всех угостила вкусным соком добрая берёза.
С каждой пары отвечает один, а дополняет ответ друга.
6. Игра – сюрприз «Подбери слова к теме». (в киндерсюрпризах спрятаны слова)
- Выберите сюрпризы, откройте, прочитайте темы, подберите к теме слова.
Темы «Школа» - ( урок, перемена, учитель, дневник, ученик, доска, учебники, тетради); «Магазин» (продавец, покупатели, витрина, касса, товар, деньги); «Театр» (зал, фойе, сцена, занавес, спектакль артист, антракт); «Больница» (врач, халат, палата, лекарство, шприц, боль, страх); «Улица» (друзья, машины, деревья, магазины); «Лес» (природа, звери, речка, грибы, цветы)
(Ученики записывают слова по темам, а затем при проверке дополняют друг друга)
7. ФизминуткаСпал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
8. Задание творческого характера
- Следующее задание является основным и носит творческий характер.
Я вам предлагаю темы, и вы самостоятельно продумайте связный текст к этой теме. Некоторым даются опорные слова. (дифференцированное задание)
Тема «Мой любимый урок».
Опорные слова: урок математики, задачи, уравнения, решать, узнавать, интересно.
Тема «Книга - мой лучший друг».
Опорные слова: сказки, читать, узнавать, приключения, интересно, удовольствие, советую.
Тема «Красота осеннего леса»
Опорные слова: тишина, листья, золотые, падают, кружатся, шуршат.
Тема «Как хорошо летом на речке»
Опорные слова: жаркое лето, песок, река, купались, загорали, плескались.
Тема «Моё любимое животное»
Тема «Город Кызыл»
После выполнения творческого задания заслушиваются несколько текстов. Ученики называют наиболее удачные тексты, учитывая не только соответствие теме и основной мысли, но и развитие языка, точное употребление слов, связь предложений друг с другом.
9. Итог урока
-Что является темой текста? ( Тема - это то, о чём говорится в тексте.)
- Какова основная мысль текста? (Основная мысль текста заключается в том, что автор хочет сказать, показать нам.)
-Что должен отражать заголовок текста? (Основную мысль текста )- Кому урок понравился?
- Кому не понравился?
Мастерская – это совместное сочинительство творческих заданий. Дети задания выполняют вместе с учителем, самостоятельно и вместе с другом.
- Наш урок можно назвать литературной творческой мастерской?
10. Выставление оценок.
11. Домашнее задание
- К своим текстам нарисовать рисунки.
Приложения
Прочитать текст, определить тему текста. Определить основную мысль текста. Придумать и написать заголовок.
___________________________
Прекрасен лес ранним утром. Первые лучи солнца пробиваются сквозь листву. Прозрачные капельки росы блестят на траве. Птицы уже проснулись и весело щебечут. Пёстрые бабочки перелетают с цветка на цветок.
Прочитать текст, определить тему текста. Определить основную мысль текста. Придумать и написать заголовок.
___________________________
Чёрная туча закрыла солнце. Стало совсем темно. Поднялся сильный ветер. Первые крупные капли дождя упали на землю. Дождь всё усиливался. Сверкнула молния, ударил гром. Началась гроза.
Прочитать текст, определить тему текста. Определить основную мысль текста. Придумать и написать заголовок.
___________________________
Петя и Алёша возвращались из школы. Вдруг они услышали жалобный писк. Осмотрелись и увидели около скамейки пушистого котёнка. Он был такой маленький и беззащитный. Ребятам стало жалко малыша. Петя взял его к себе домой, накормил, обогрел и назвал Пушком.
Прочитать текст, определить тему текста. Определить основную мысль текста. Придумать и написать заголовок.
___________________________
Катя пошла с подругами в лес за грибами. Грибов было много, и Катя не заметила, как отстала от подруг. Она стала звать их, но никто не откликался. Девочки села на пенёк и заплакала. Даже полная грибов корзина её не радовала. А подружки тоже искали Катю, звали её. И вскоре она услышала их голоса. Всё закончилось хорошо.
Прочитать текст, определить тему текста. Определить основную мысль текста. Придумать и написать заголовок.
___________________________
В нашем языке сотни тысяч слов. На самом первом месте стоит слово хлеб. Нет на земле важнее работы, чем вовремя бросить семена в землю и вовремя убрать урожай. Много пословиц сочинили люди о хлебе.
Прочитать текст, определить тему текста. Определить основную мысль текста. Придумать и написать заголовок.
___________________________
Стоит на лесной опушке берёза. Дятел пробил в коре берёзы дырочку. Он напился берёзового сока и улетел. Побежал ручеёк по стволу дерева. Чистые крупные капли сока упали на землю.
Прилетели синицы. Закружились вокруг берёзы бабочки. Пришли И рыжие муравьи.
Всех угостила вкусным соком добрая берёза.
Игра – сюрприз «Подбери слова к теме». (в киндерсюрпризах спрятаны слова)
Тема «Школа»
Тема «Магазин»
Тема « Театр»
Тема «Больница »
Тема «Лес»
Тема «Улица»
Тема: «Столовая»
Тема: «Парикмахерская»
Тема: «Огород»
Тема: «Стадион»
Тема: «Библиотека»
Тема: «Юрта»
Задание творческого характера
Тема «Мой любимый урок»
Опорные слова: урок математики, задачи, уравнения, решать, узнавать, интересно, трудно
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема «Книга – мой лучший друг»
Опорные слова: сказки, читать, узнавать, приключения, интересно, удовольствие, советую
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема «Красота осеннего леса»
Опорные слова: тишина, листья, кружатся, падают, шуршат.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема «Как хорошо летом на речке»
Опорные слова: жаркое лето, песок, река, купались, загорали, плескались
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема «Моё любимое домашнее животное»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема «Город Кызыл»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________