Выступление на РМО по теме Организация творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения

Организация творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.
Что же такое «творчество»? Определений творчества много, но практически все они схожи в одном творчество это создание чего-то нового, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, оно вводит человека в атмосферу вечного поиска.
Остановлюсь на дидактических играх, способствующих развитию  творческих литературных способностей, которые я начинаю использовать уже в период обучения грамоте детей в 1 классе.
    Чистоговорки
ДА-ДА-ДА-в небе яркая звезДА
СА-СА-СА-у девчонок есть коСА
КЕ-КЕ-КЕ- мы играли на катКЕ
      «Доскажи словечко»
Мы затеяли игру!-
Резво скачет(кенгуру).
«А мне вовсе не до игр!»-
Прорычал нам грозно(тигр).
«А меня теперь не трожь!»-
В клубок свернувшись, фыркнул... (ёж).
     Найди слова « с одинаковыми хвостами»
Ка-ток             хло-пок
То-пот             ста-кан
Ту-ман            шё-пот
Мо-ток            у-рок 
   Дополни слоги до слов
?-чик    ?-чик    ?-чик
(маль-чик, паль-чик, зай-чик)
?-лень    ?-лень    ?-лень
(о-лень, тю-лень, зе-лень)
?-ка    ?-ка    ?-ка
(май-ка, зай-ка, лей-ка)
       «Слоговой аукцион»
(выигрывает тот, кто назовёт слово последним)
-----------ЛА (пила, игла, скала)
-----------ГА(дуга, нога, дорога)
-----------НА(сосна, стена)
-----------ВА(голова, тыква,сова).
Пословицы
В IIV классах работа не сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию. Учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и применять их в своей речи в соответствии с речевой ситуацией.
Учащимся начальной школы можно предложить завести специальные тетради или альбомы, в которые они могли бы выписывать пословицы и поговорки и создать проекты по различной тематике.
А каждый проект должен иметь логическое завершение, включающее представление учащимися результатов своей деятельности.
( «Неизвестный конец известных пословиц»- ИГРА)
(Детям)
При игре были использованы пословицы:
Труд при ученье скучен, да плод от учения вкусен.
Работай боле, тебя и помнить будут доле.
Лес сечь не жалеть плеч.
Любишь кататься люби и саночки возить.
Друг до поры тот же недруг.
Лучше горькая правда друга, чем лесть врага.
Работай до поту, так и поешь в охоту.
Без дела жить только небо коптить.
Кто за все берется тому ничего не дается.
Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда.

(Взрослым)
Ни рыба, ни мясо, (ни кафтан, ни ряса)
Собаку съели, (хвостом подавились)
Ума палата, (да ключ потерян)
Два сапога пара, (оба левые)
Дураку хоть кол теши, (он своих два ставит)
Рука руку моет, (да обе свербят)
Везёт как (субботнему) утопленнику (баню топить не надо)
Ворон ворону глаз не выклюет, (а и выклюет, да не вытащит)
Гол как сокол, (а остёр как топор)
Голод не тётка, (пирожка не поднесёт)
Губа не дура, (язык не лопата)
За битого двух небитых дают, (да не больно-то берут)
За двумя зайцами погонишься ни одного (кабана) не поймаешь
Кто старое помянет тому глаз вон, (а кто забудет тому оба)
Курочка по зернышку клюет, (а весь двор в помёте)
Лиха беда начало: (есть дыра, будет и прореха)
Художественное оформление альбомов: подбор красочных открыток, рисунки учеников, различные заставки, цветные рамочки, по возможности презентации все это способствует творческому воспитанию учащихся.
Однако на уроках чтения должны иметь место и такие задания, в которых творческая задача ставится перед детьми как прямая, непосредственная. В качестве таких задач должны быть следующие:
1. Составить рассказ из нескольких текстов на заданную тему.
2. Пересказать текст и продолжить его, добавив новые факты, события из жизни героев.
3. Составить рассказ по аналогии с прочитанным на основе своего личного опыта.
4. Составить рассказ по личным наблюдениям картин природы, близких прочитанному. (3класс «Вот моя деревня!» - выслушать фантазии и прозу на данную тему)
Главное средство речевой выразительности – интонация. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Для этого идеальным текстом является диалог.
Н. Сладков. Сорока и волк. Разговоры  в лесу. (Чтение по ролям0
- Эй, Волк, чего ты хмурый такой? - От голода. - И рёбра торчат, выпирают? - От голода. - А воешь чего? - От голода. - Вот и говори с тобой! Заладил, как сорока: от голода, от голода, от голода! Чего это ты нынче такой неразговорчивый? - От голода.
Как и при любой задаче на синтез учащийся должен для составления этого рассказа осознать и удержать в своем сознании общую тему, вокруг которой ему надо группировать материал из текстов. Например, стихи о весне из «Поэтической тетради»
1. Прочитайте стихотворение А.А.Фета "Весенний дождь".
2. По мотивам этого стихотворения составьте рассказ на тему "Весенний дождь".
3. Рассказ Рассоловой Юлии в «Рабочей тетради»
«Весна. Я лежу и мечтаю. Мне грустно. Пахнет сиренью и мамиными пирожками. Тишина. Вдруг по крыше тихонько застучал дождик. Я выглянула в окно. Деревья закачались сильнее, и дождик уже пошёл гулять по дороге. Мне стало весело. Я выбежала из дома и стала наперегонки бегать с дождиком по лужам. Очень скоро дождь затих, и я весело побежала домой, мокрая и радостная!»
Данное задание рассчитано не на воспроизведение текста, а на развитие его содержания через повествование. Чем шире опыт, тем больше размах творческого воображения. Для этого я широко использую
ролевые игры при чтении басен (маски, предметы: Зеркало и Обезьяна , Стрекоза и Муравей)
Встреча со сказкой. Викторина от главных героев.
-Сегодня ребята выступают в роли героев русских народных сказок. Они приготовили вопросы.
(Ребята по одному выходят к доске и задают вопросы к классу).
Я - Иванушка из сказки "Гуси - лебеди". Скажите, какой зверь помог мне и моей сестре убежать от Бабы - Яги? (Мышь).
Я - Лисичка - сестричка из русской народной сказки "Лисичка - сестричка и волк". Ответьте мне на вопрос, куда волк опускал свой хвост, чтобы поймать рыбу? (В реку ).
Я - Мороз - Синий нос из русской народной сказки "Два Мороза". Кого я морозил? (Барина ).
Я - падчерица из сказки " Морозко". Вот моя загадка. Что подарил мне Дед Мороз? (Сундук ).
Я - Лисичка из сказки " Лиса и журавль". Скажите, какой кашей я угощала журавля? (Манной ).
Я - Кот из сказки "Кот, Петух и Лиса". Моя загадка такая. На чем я играл у лисьей норы? (На гуслях).
Я - Снегурочка. Скажите, чему я обрадовалась весенним деньком? ( Граду ).
- По какому признаку их можно объединить в одну группу? (Все они русские народные сказки).
Кому принадлежат эти слова из сказки?
"Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сработано". (Корова - "Хаврошечка")
"Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная". (Морозко)
"Не пей, братец, козленочком станешь". (Аленушка)
"Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел". (Баба Яга)
"Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой". (Иван-дурак)
"Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам". (Лиса).
"Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы". (Петушок)
"Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла". (Волк).
"Вижу - вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке". (Маша)
"Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве". (Царевна - лягушка)
Можно провести конкурс «Кто с большим количеством оттенков интонаций сможет прочитать одно и то же слово (фразу)» или игру «Не дам!». Прошу детей пофантазировать и сказать: «Дай мне игрушку», как это могли бы сказать дождик, гром, птичка. Затем ответить: «Не дам!», голосами тех же персонажей.
Прием «Мозаика»
После чтения произведения класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста. ( ВПР) Для развития творческих способностей детей я
использую методический прием, предложенный Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, - интерпретация сказки.
Интерпретируя произведение, каждый ученик имеет возможность творчески проявить себя, выступая в новой роли.
Вот примеры некоторых заданий.
Опиши характер главного героя до встречи с и после.
Расскажи сюжет известной сказки от имени персонажей или предметов – «участников событий».
 «Что было дальше?» - закончить сюжет произведения.
Рассказать сказку так, чтобы герои стали антигероями (злой – добрым, жадный – щедрым и т.д.)
Сочинить сказку по заданным 1-2 предметам, обычно не характерным для персонажей сказок (например, капелька дождя, входная дверь, зернышко с колоска и т.д.).
Прогнозирование сюжета. Предлагается слушание с паузой. На определенном этапе развития сюжета прерываю чтение и задаю вопрос о том, как следует поступить герою в сложной ситуации. Пауза в чтении. Обращение к классу: - Придумайте историю, как еж перехитрил зайца. (Выслушать двух-трех человек). - Послушайте сказку до конца и сравните продолжение сказки со своей историей.
Сравнение нескольких произведений – это творческая работа, которая носит исследовательский характер. Например, сравнение начала сказок. Дети с первого класса проводят исследовательский поиск и приходят к выводу, что сказки начинаются по-разному: «Жили-были», «В некотором царстве», «Жил на свете» и т.д.
Небылица за 10 минут”
Учитель пишет какую-нибудь фразу или несколько, затем загибает листок, чтобы не было видно написанного, и передает ученику. Теперь на чистом листе ученик пишет свою фразу. Тоже загибает лист и отдает его другому. Писать разрешается все, что угодно, но есть одна тонкость, которую нужно помнить: все эти фразы должны отвечать (по порядку) на такие вопросы:
Кто это был (была)?
Как выглядел (-а)?
Куда пошел (шла)?
Кого встретил (-а)?
Что ему (ей) сказал?
Что он (она) ответил (-а)?
Что ему (ей) сделали?
Какова была его (ее) реакция?
Чем вся история закончилась?
Вывод или мораль.
 Но, работая над развитием литературных творческих способностей детей, понимаешь, что рамки урока не позволяют в полной мере реализовать всё задуманное. На помощь приходит внеурочная деятельность, которая становится и действенным средством развития творческих способностей, и средством воспитания детей.( ИЗО, ЛЕПКА, ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРУЖОК по произведениям литературного чтениили мораль.


Мои домашние питомцы. Автор: Рассолова Юля (4кл.)

Иллюстрация к сказке Бажова «Серебряное копытце»
Автор: Афонасьева Мария (4кл.)



Конкурс закладок «Моя любимая книга»













13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015




ђ Заголовок 315