Развитие мыслительной активности и самостоятельности на уроках английского языка


Развитие мыслительной активности и самостоятельности обучающихся на уроках английского языка.
В преподавании иностранного языка развитие мыслительной активности и самостоятельности обучающихся побуждает ученика к постоянному действию, что положительно сказывается на совершенствовании навыков и умений, а также на закрепление знаний по предмету.
Включение в процесс обучения познавательных задач при обучении поисковому чтению является одним из условий развития мыслительной активности и самостоятельности учащихся.
Проверка качества чтения, производимая ежегодно, показывает высокую скорость чтения при низком коэффициенте понимания. При этом у учащихся отличается неумение понять и сформулировать основную мысль прочитанного, выделить какую-то заданную информацию. Причина слабого владения умением читать на иностранном языке в низкой общей культуре чтения, недостаточной речевой практике в чтении и слабой ее мотивированности.
Большие резервы в повышении уровня владения чтением на иностранном языке содержится в последовательной работе над разными видами чтения и в построении познавательных задач при обучении поисковому чтению.
Важно заметить, что наши учебники не всегда содержат тексты для поискового чтения. Этот вид чтения очень важен, когда нужно найти специфическую информацию и использовать ее для подготовки к дискуссии, сообщению или написанию реферата. В школьном курсе поисковое чтение используется как предварительная фаза изучающего чтения, часто на уроках домашнего чтения. При построении познавательных задач особое внимание обращено на поисковое чтение, т.к. в процессе коммуникации этот вид чтения выполняет важную роль.
При чтении на родном языке понимания, как известно, внешне не проявляется, оно осуществляется во внутренней речи. Читатель может решать смысловые задачи, размышлять, эмоционально переживать прочитанное, не обнаруживая этого. Только при обучении чтению от учащихся требуется внешнее проявление понимания, в противном случае учителю было бы невозможно управлять развитием данного умения.
Учитывая потребности учащихся, основной целью обучения чтению на иностранном языке является формирование речевых и технических навыков, которые позволяют воспитать эффективного читателя, получающего удовольствие от чтения на иностранном языке про себя, без посторонней помощи, незнакомых аутентичных текстов с соответствующей скоростью и адекватным пониманием в зависимости от цели чтения.
При построении познавательных задач при обучении поисковому чтению я подбирала тексты и разрабатывала задания к ним для развития данного умения. Особенно эффективной представляется эта задача для работы с учащимися среднего звена. Именно в этих классах (возраст 12-13 лет) учащиеся начинают осознавать необходимость владения иностранным языком для реализации своих жизненных планов, и психологически они готовы к обучению гибкому чтению с целью извлечения каждым учеником полезной для него информации.
Тексты, для обучения просмотровому чтению, я выбираю, руководствуясь следующими требованиями, текст должен быть:
- познавательным,
- интересным,
- аутентичным,
- содержательным,
- тема должна соответствовать возрасту ребенка,
- уровень владения языком Pre – Intermediate.
Подборка текстов состоит из статей молодежных журналов, газет и художественной литературы.
Так как цель поискового чтения — выбрать нужную информацию, поняв общую структуру и главную идею текста, задания, которые предлагаю обучаемым, направлены на развитие умений предвосхищения, обобщения и догадки. Работа над текстом состоит из 3 этапов: предтекстового, текстового и послетекстового. На предтектстовом этапе ученикам даются следующие задания:
● прочтите заглавие и скажите о чем, по вашему мнению, будет идти речь в тексте.
● прочтите заглавие и ответьте на вопросы:
- по какому слову в заглавии можно установить, что речь идет о …?
- по какому слову вы определили, что это информация о …?
● прочтите заглавие в текстах. Предположите, о каких конкретных фактах может идти речь в текстах.
● прочтите заглавие текста и подумайте, с чем оно ассоциируется в вашем представлении. Если заглавие вас интересует, читайте текст дальше.
● рассмотрите внимательно картинки, графики, таблицы. Предположите, о каких конкретных фактах может идти речь в текстах.
● обратите внимание на сноски, если они имеются, и скажите к какой области знаний относится этот текст.
Текстовой этап
● прочитайте текст про себя и мысленно разбейте его на смысловые части.
● прочтите ту часть текста, которая содержит интересующую вас информацию.
● подчеркните в тексте ключевые слова, которые позволяют понять нужную информацию.
● выделите незнакомые слова и постарайтесь догадаться об их значении через контекст.
● выпишите даты, имена собственные, сокращения, содержащиеся в интересующем вас отрывке текста.
Послетекстовой этап
● скажите, какие вопросы рассматриваются в тексте.
● скажите, какая проблема вытекает из содержания текста.
● установите, какая проблема обсуждается в тексте.
● поставьте к тексту несколько вопросов и задайте их вашему товарищу , затем ответьте на его вопросы.
● подумайте, как и где вы можете использовать извлеченную из текста информацию.
● выскажите мнение о прочитанном, сообщите известные вам дополнительные сведения. Приведите примеры, факты, подобные описываемым в тексте.
● обобщите и дополните информацию, полученную из текста.
Итак, поисковое чтение направлено на выделение заданной информации, причем задачи сводятся к ее обнаружению на основе структурно-смысловой организации текста. Читающего интересует только самое основное в содержании материала.
Задания к текстам могут выполняться самостоятельно, в парах, в группах или всем классом. Данные тексты и задания к ним ставят ученика в ситуацию, когда ему самому требуется рассказать о том, что он прочитал, другим, а от своих товарищей получить интересующую его информацию. Навык поискового чтения обучаемый может использовать при чтении газет, написании рефератов и выполнении конспектов, когда необходимо переработать большое количество информации и найти нужную. Как известно, самостоятельная работа протекает усиленно, если у ученика возникает потребность освоить что-то новое, нужное и важное для себя и она всегда осуществляется на новом материале в процессе решения новых познавательных задач. Процесс поиска нового материала должен быть увлекательным, и я пытаюсь создать обучаемым условия для развития их мыслительной активности и самостоятельности.