Использование приёмов формирующего оценивания на уроках естественно-математического цикла


Использование приемов формирующего оценивания на уроках естественно-математического циклаАубекерова Р.Р., учитель математики МБОУ «Яксатовская СОШ» Требования к результатам освоения основной образовательной программы ООО Уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить новые задачиСамостоятельно планировать пути достижения целейВыбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задачУметь оценить правильность выполнения учебной задачиОценивать собственные возможности решения учебной задачиВладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решения и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельностиУметь определять понятия, создавать обобщения, делать выводы и тдУметь организовывать учебное сотрудничество, совместную деятельность с учителем, сверстниками, работать индивидуально и в группе2 Новая система оценивания17.11.20153Оценивание – постоянный процесс. Оценивание осуществляется на каждом уроке2. Оценивание должно быть критериальным.3. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки должны быть заранееизвестны педагогам и учащимся. Они могут бытьвыработаны ими совместно.4. Учащиеся включаются в контрольно – оценочную деятельность, приобретают навыки самооценки Формирующее оценивание17.11.20154Формирующее оценивание происходит в ходе обучения и является его частью.Это диагностическое,текущее оценивание, это оценивание для обучения.Во время формирующего оценивания обратная связь между учителем и учеником осуществляется систематическиПозволяет ученику и учителю  скорректировать свою работу, устранить возможные пробелы и недочёты до проведения итоговой работы. Зачем оцениваем?ФО используем для того, чтобы выяснить достигнуты ли поставленные учебные цели. В зависимости от изучаемой темы, учитель решает, что ученики должны знать и уметь по завершению ее изучения. Исходя из этого учитель определяет содержание тем, их последовательность, формы работы, методы, домашнее задание. Учитель решает какие методы оценивания будет использовать – тесты, практические работы, письменные задания и др. Затем предстоит измерить в какой степени достигнуты цели обучения. Важно правильно выбрать соответствующие формы оценивания .. Принципы формирующего оценивания1.Центрировано на ученике. В центре внимания ученик. Главная цель - как улучшать и развивать учение.2. Направляется учителем. Учитель решает, что оценивать, как оценивать, как использовать, полученную информацию.3. Разносторонне результативно. Учащиеся в результате оценивания глубже погружаются в материал, лучше его усваивают.4. Формирует учебный процесс. Цель формирующего оценивания – улучшать качество учения.5. Определено контекстом. Формирующее оценивание осуществляется с учетом нужд учителя, ученика, в соответствии с изучаемым предметом. Формы и критерии оценивания зависят от конкретной ситуации.Непрерывно. С помощью конкретных методик учитель получает информацию о том, как совершенствовать процесс обучения.Основано на качественном преподавании. Используя информацию о степени усвоения учебного материала, учитель корректирует свою работу.17.11.20156 Формирующее оценивание для обучающихсяПомогает учиться на ошибкахПонять, что важноПонять , что получаетсяОбнаруживать, чего они не знаютОбнаруживать, чего они не умеют делать17.11.20157 Уровни усвоения материала17.11.20158Уровень знания. Умение действовать по алгоритму.2. Уровень понимания. Умение анализировать ситуацию3. Уровень применения. Умение применять знания при решении прикладных практических задач. Приемы формирующего оцениванияФО помогает отслеживать как развивается учение в процессе урока, определить какие улучшения надо внести в ход урока и какие будут дальнейшие шаги.1. Начало урока. Обсуждение с классом учебных целей, чему они научатся в результате обучения на уроке2. В процессе урока – устная и письменная обратная связь с учащимися, соотношение ответов с учебными целями. Определяем степень успешности и проблемы над чем необходимо работать (вопросы, наблюдения, беседы с детьми и тд). 17.11.20159 Приемы формирующего оценивания 3. Анализ работ вместе с детьми. Дети сами определяют в работах, что получилось, над чем еще надо работать, что в работах необходимо исправить , как улучшить работу, какие рациональные способы решения можно применить. Работа с документ камерой, проверка усвоения теории с помощью тетрадей на печатной основе. Учащиеся работаю в парах, идет самопроверка или взаимопроверка. В результате развиваются навыки самооценивания.4. Работа с опросниками самодиагностики. Ученики сами определяют, какие задания они могут выполнить уверенно, а какие нет, выясняют в каких вопросах, при решении каких задач чувствуют себя неуверенно, над чем еще необходимо работать.5. Краткий пятиминутный обзор-резюме результатов прошлого урока. Что усвоено, что не усвоено, какие вопросы остались не выясненные до конца, что предстоит сделать на сегодняшнем уроке и на чем акцентировать внимание учащихся 17.11.201510 Принципы обратной связи 1. Показать, что в работе получилось хорошо. Выделить в работе наиболее удачные места.2. Указать, что нуждается в улучшении, исправлении. Отмечаем галочкой , что в работе надо исправить.3. Рекомендации о необходимых исправлениях. Напоминаем правило, приводим пример, показываем на примере.4. Даем возможность исправления работы. Отводим на уроке 10 минут для просмотра рекомендаций и исправления ошибок. Помощь сильных учащихся слабым – работа консультантов.17.11.201511 Техники формирующего оценивания на уроке 1. Мини обзор.В конце урока учащиеся на листочках отвечают на вопрос, что на уроке было самым важным ? Какой момент был наименее понятным? 2. Направленная расшифровкаДают расшифровку своими слова тех понятий , которые были пройдены на уроке (перенос понятий).3. Резюме в одном предложенииВ одном предложении дают характеристику основных понятий разобранных на уроке.4. Карты приложений.Приводят примеры из жизни на применение материала – перенос знаний.17.11.201512 Методики организации самооценки учащихся17.11.2015131. Карта самооценки.2. Листы самооценки работы на уроке3. Листы оценки групповой деятельности 4. Лист индивидуальных достижений5. Составление тестов6. Карты понятий7. Листы самодиагностики.8. Недельные отчеты9. Дневник самонаблюдений. 10. Карта знаний Индивидуальный оценочный лист на уроках технологии{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Фамилия, имяНастроениеУмение анализироватьДомашнее заданиеКоммуникативностьРабота на урокеПрактическое заданиеИтогобаллы0 1 20 1 20 1 20 1 20 1 20 1 217.11.201514 Оценочный лист (на группу)Максимальное количество баллов – 10Оценка «5» - 10-9 балловОценка «4» - 8-7 балловОценка «3» - 6-5 балловМенее 5 баллов – не Ваш день{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Фамилия, имяНастроениеУмение анализироватьУмение ставить задачиУмение работать в группе (взаимопомощь)Участие в мини-проекте(активность)Оценка результатов трудаИтогобаллы0 1 20 1 20 1 2 0 1 2 0 1 20 1 217.11.201515 Лист самооценки группына уроках информатики{00A15C55-8517-42AA-B614-E9B94910E393}Фамилия, имяВклад в работу в группеУмение выслушивать другую точку зренияУмение выслушивать аргументы и доводы другихУмение аргументировать свою точку зренияПонимание собеседника и умение общатьсяРабота группыРезультат выполнения практической работыСреднее арифметическоеФИ ученикаФИ ученикаФИ ученика17.11.201516 Взаимооценивание на уроках физикиВзаимооценивание осуществляется на групповом этапе работы школьников или при работе в парах. Основное условие – объективность оценки партнера. Требование к взаимооценке:- мой партнер по группе не помогал мне в освоении нового материала – 0- мой партнер по группе частично мне помогал в поиске и обработке информации – 2- мой партнер по группе частично мог пояснить мне новый материал, помогал в оформлении задач, делал небольшие комментарии при решении задачи - 4- мой партнер по группе помогал мне в освоении нового материала (делал комментарии, помогал решать задачи и т.д.) – 6- мой партнер по группе хорошо объяснял изучаемый материал, приводил примеры, аргументировано отвечал на наши вопросы – 8- мой партнер по группе активно участвовал в объяснение нового материала, использовал при объяснении интересный занимательный материал, учил нас составлять тесты и задачи, активно участвовал в обсуждении полученных результатов – 1017.11.201517 Рефлексивная карта По окончанию работы над проектом предлагается рефлексивная карта: Своей работой на уроке я доволен ( не доволен), потому что…В группе выбрал роль…Полученные на уроке знания и умения пригодятся… При выполнении проекта приобрел (а) новые знания, умения… При выполнении проекта были затруднения…17.11.201518 Лист самооценки{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Умение№ заданийНе умеюРешаю с трудом, допускаю ошибкиУмеюВозникшие трудностиВыполнять арифметические действияСравнивать натуральные числа, обыкновенные и десятичные дроби Сложение и вычитание обыкновенных дробейСложение и вычитание смешанных чиселРешать текстовые задачи арифметическим способомВыполнять арифметические действия с десятичными дробямиРешать простейшие уравненияРешать задачи на процентыРешать задачи с помощью уравнения17.11.201519 Лист самооценки знаний1. Воспроизведение: Я могу назвать определение процента.   -   1 б2 . Понимание :   Я понимаю смысл термина «проценты»;           -   2 б    Могу пояснить, как обратить десятичную дробь в проценты;      Как перевести проценты в десятичную дробь.3.  Применение: Я могу определить задачи на проценты 3-х типов:          3б  * находить проценты от какой-либо величины; *находить число, если известно несколько его процентов;       *находить, сколько процентов одно число составляет от другого.4.   Анализ:     Я умею решать задачи всех 3-х типов.   - 3 б.5. Синтез:  Я могу предложить подходящую схему для представления текста задачи- 3 б6  Оценка: Я могу самостоятельно составить задачи для каждого типа. Доказать значимость данной темы. - 3 бШкала для перевода баллов в школьную оценку: Если вы набрали сумму : от 1 до 4 баллов – отметка «2»         От 5 до 8 баллов – отметка «3»             От 9 до 12 баллов – отметка «4»                                            От 13 до 15 баллов – отметка «5»17.11.201520 Этапы введения техники формирующего оценивания Решить, что надо узнать в результате внутриклассного оценивания.Выбрать соответствующие техники оценивания, с учетом стиля работы учителя и характеристики класса.Объяснить цель происходящего учащимсяОценить результаты и определить, что необходимо изменить в учебном процессеДать информацию учащимся , что узнал учитель, как он собирается это использовать.17.11.201521 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ разработаны и описаны основные виды деятельности в зависимости от специфики предметной области; разработаны критерии оценивания разных видов деятельности в процессе обучения; критерии оценивания открыты, они доводятся до обучающихся и точно комментируются; определено сколько баллов «стоит» тот или иной вид деятельности; разработаны техники и инструменты оценивания, т.е. формы, бланки для фиксации хода работы и достижений обучающихся; оценивается в большей мере процесс, а не результат; важную роль играет рефлексия (т.е. оценивание как обучающимся, так и педагогом своих достижений); процедура оценивания обсуждается с обучающимися17.11.201522 ДОСТОИНСТВА ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ Обучающийся видит свой учебный прогресс, чувствует ответственность за свою учебную работу, стремится выполнять ее качественно, понимает и использует связи между учебной программой, учебными мероприятиями и оцениванием, формулирует свои учебные ожидания, а затем определяет оправдались ли они, может завершить освоение материала раньше и перейти к освоению углубленной программы, дополнительного материала. Педагог становится помощником обучающегося, менеджером учебного процесса вместо носителя знаний, он обучает учащихся в точно заданном диапазоне учебных результатов.17.11.201523 17.11.201524