Методическая разработка учебного занятия по теме «Площадь. Формула площади прямоугольника»


МУНИЦИПАПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 37
Методическая разработка учебного занятия
по теме «Площадь. Формула площади прямоугольника»
Работу выполнили:
Ширшова Ирина Владимировна, учитель математики МАОУ СОШ № 37
Тюмень 2014
Предмет: Математика
Тема: Площадь. Формула площади прямоугольника
Контингент учащихся: 5 класс
Время проведения, общая продолжительность:1 академический час
Место проведения: учебный кабинет
Оборудование и материалы: доска, раздаточный материал, лист самооценки
Основная форма проведения занятия: комбинированный урок
Методы и приемы обучения: фронтальная работа, парная и индивидуальная и групповая работа, технология критического мышления,
-4705357810500
Площадь. Формула площади прямоугольника.
Этап урока Цели этапа Деятельность учителя Деятельность учеников Планируемые результаты
Познавательные / специально-предметные Универсальные учебные действия (УУД)
Организационный Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, создание условий на дальнейшую положительную деятельность Включаются в деловой ритм урока.
Личностные: мотивация учения
Регулятивные: организация своей учебной деятельностиКоммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Постановка цели и задач урока. (Целеполагание). Мотивация учебной деятельности учащихся. Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. Вместе с учениками определяет учебную цель.
Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока, заполняют таблицу (знаю, хочу знать, узнал) Умение осознанно, самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели Личностные: Самоопределение.
Умение выделять и формулировать познавательную цель
Регулятивные: Целеполагание.
Планирование, прогнозирование своей деятельности. Сопоставление плана и действий
Коммуникативные: Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
Актуализация знаний
Актуализация опорных знаний и способов действий. Организация опроса учащихся. Участвуют в беседе с учителем, выполняют предложенные задания, оценивают себя.
Проверяют и корректируют свои знания по теме «Площадь. Площадь прямоугольника и квадрата» Поиск и выделение необходимой информации. Анализ. Выдвижение гипотез. Закрепление формул площади и периметра прямоугольника и квадрата. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, выполнять работу по предложенному плану, вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
Консультирует, направляет работу учащихся Участвуют в беседе с учителем, выполняют предложенные задания, оценивают себя.
Проверяют и корректируют свои знания по теме «Площадь. Площадь прямоугольника и квадрата» Поиск и выделение необходимой информации. Анализ. Выдвижение гипотез. Регулятивные:
самоконтроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляцияКоммуникативные:
Достижение договоренностей и согласование общего решения
Личностные:
Самоопределение
Применение знаний и умений в новой ситуации Показать применение формул для решения Комментирует, направляет работу учащихся. Решение задачи на нахождение площади и неизвестной стороны прямоугольника. Один ученик на доске, а остальные в тетради выполняют задания. Поиск способа решения задачи. Анализ Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать других
Регулятивные:
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Дать качественную оценку каждого участника образовательного процесса. Комментирует, направляет работу учащихся. Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок Выполняют задания в тетради, анализируют свою работу
Решение учебной задачи в зависимости от конкретных условий. Адекватная оценка информации.  Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Коммуникативные: уметь формулировать и аргументировать свое мнение
Рефлексия (подведение итогов занятия) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Дать количественную оценку работы учащихся Подводит итоги работы класса в целом.
Задает дозированное домашнее задание Оценивают себя по итогам урока. Записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы. Регулятивные: Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности
Коммуникативные: Умение отображать в речи содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи
Ход урока.
Организационный момент: Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Определение темы урока. Разгадав математическую шараду, вы узнаете тему нашего урока.
Первую находим – вычисляем,
Много формул для нее мы знаем.
На второй же – митинги, парады,
Погулять по ней всегда мы рады.
Сформулируйте тему урока.
Записывают число, тему урока в тетрадь.
Какова цель нашего урока? Решение практических задач, используя формулы для вычисления площади и периметра прямоугольника и квадрата. Закрепить понятие равных фигур, повторить свойства площадей.
Предлагаю вам заполнить следующую таблицу 1 и 2 столбцы.
Знаю, умею Хочу знать, уметь Узнал, умею Осталось узнать
Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели?
Составляем план.
Актуализация знаний. Устный опрос. Выполнение заданий по карточкам
Историческая справка! Древние египтяне говорили, что площадью называется величина, характеризующая размер геометрической фигуры.
1 ученик у доски с обратной стороны.
- Как найти площадь прямоугольника? Запишите формулу площади прямоугольника.
- Чему равен периметр прямоугольника? Запишите формулу периметра прямоугольника.
- Какие измерения надо провести, чтобы найти площадь и периметр прямоугольника?
- Как найти площадь квадрата? Запишите формулу площади квадрата.
- Как найти периметр квадрата? Запишите формулу периметра квадрата.
- Какие измерения надо провести, чтобы найти площадь и периметр квадрата?
Проверка!
Выполнить задание № 1 и № 2, № 3
Проверка! Вывод (каждый для себя, что еще повторить)
А сейчас для решения задач вспомним свойства площадей.
Какие фигуры называются равными? Привести примеры.
№ 709, 710 (устно, работа парами)
Могут ли равные фигуры иметь различные площади? Вывод: 1 свойство площадей: площади равных фигур равны
Как найти площадь фигуры, зная площади всех ее частей? 2 свойство площадей: площадь всей фигуры равна сумме площадей ее частей.
Найти площадь фигуры (Задание № 4) Попробуйте это сделать тремя способами.
Проверка! Вывод (каждый для себя, что еще повторить над какими заданиями поработать)

Сейчас мы с вами все вместе решим задачу из учебника 722, стр. 111.

Физминутка 1 мин. 
- А сейчас пришло время нашим глазам от напряженной работы немного отдохнуть.
- Четные и нечетные числа.
- А теперь немного поморгали. Молодцы.
Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа. Самопроверка. Оценивания своей работы на уроке.
Заполнение таблицы «Узнал, хочу узнать, осталось узнать»
Подведение итога урока. Рефлексия.
Какую цель мы ставили в начале урока?
Достигли ли цели?
Назовите тему урока.
О каких геометрических фигурах шел разговор на уроке?
Пригодятся ли вам в жизни полученные знания? Где?
Что на уроке было самым сложным, простым?
Домашнее задание.
Творческое задание: найти интересную информацию про площадь.
«3» - повторить формулы, № 738, 742, 745
«4» - 771, 772
«5» - 769, 770
Всем спасибо за урок!
1 вариант.

2) Найдите площадь квадрата со стороной 13 см.
3) Постройте квадрат, площадь которого равна 9 см2.
52006524066500
4)
2 вариант.

2) Найдите площадь квадрата со стороной 16 см.
634365577215003) Постройте квадрат, площадь которого равна 16 см2.
4)

3. Зал длиной 12 м и шириной 8 м увеличили в длину на 4 м и в ширину на 2 м. На сколько квадратных метров увеличилась площадь зала?

3. Зал длиной 13 м и шириной 9 м увеличили в длину на 3 м и в ширину на 4 м. На сколько квадратных метров увеличилась площадь зала?
Ответы:
№ задания 1 вариант 2 вариант
1 224 216
2 169 256
3 3 см 4 см
4 20 20
Самостоятельная работа
№ задания 1 вариант 2 вариант
1 28 15
2 11 12
3 96; 160; 64 117; 208; 91