Доклад» Использование устного народного творчества и казахского фольклора»


Елеушева Гульнар Садуакасовна
Учитель начальных классов
Школы гимназии №1
Особенности процесса обучения в условиях 12 летней школы
Мастер-класс: «Использование устного народного творчества и наследия казахского фольклора»

Фольклор – неписаная литература, устное народное творчество, уходящее корнями в историю казахского народа.  Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о казахском народе, и в конечном итоге о самом себе. 
Фольклор в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание.
Понимают этот термин по – разному: иногда за ним подразумевают любое народное искусство - танцы, музыку, резьбу по дереву и даже верования. Российские ученые традиционно называют фольклором только словесное творчество. Три слова – три характеристики, три качества: и устное, народное и творчество.
Устное… Это свойство определяет коренные особенности народного искусства слова. Автору литературного текста совсем не обязательно непосредственно общаться с читателем. Произведение фольклора существует только тогда, когда слушатель находится рядом. Разумеется, теперь текст можно записать на бумагу или магнитную ленту, а исполнение запечатлеть на кинопленку. Но что получится в результате? Примерно то же самое, что дают фотография или кинокадр. А сам человек живет, меняется. Так живет и меняется фольклорное произведение.
Использование на уроке примеров из исторических песен или легенд, пословиц и загадок расширяет кругозор учащихся, воспитывает их патриотические чувства, пробуждает интерес к истории, литературе, развивает речь, делая ее меткой, богатой и выразительной.  Проблема фольклора в казахской детской литературе имеет огромное теоретическое и практическое значение, заслуживает глубокого и всестороннего исследования. Особенно актуальна она в наши дни.  В современной начальной школе перед учителем наряду с задачей полноценного владения навыками чтения стоят задачи литературного развития школьников. Проблему эту можно и нужно решать на любом материале по чтению. Мне же представляется весьма ценным фольклорный материал. 
За счет фольклора постоянно обогащается литературный и разговорный язык.
Не случайно фольклор широко применяли в обучение детей младшего школьного возраста великие отечественные педагоги К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой. Создавая свои учебники для детей, Ушинский и Толстой включали в них как необходимый компонент произведения устного народного творчества.
Развитие речи одна из важнейших проблем в начальной школе. Свести обучение речи к изучению грамматической или синтаксической роли нельзя, ибо слово, речь связанны с мышлением, с чувствами.
Научить ребенка говорить – значит научить его мыслить. Таким образом, использование элементов устного народного творчества помогает открыть учащимся «глаза на мир», активизирует их мыслительную деятельность, развивает их души, формирует потребность к самосовершенствованию, саморазвитию.
«Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героев сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор большинства произведений устного творчества русского народа – все это открывает путь к сердцу и уму маленького читателя.

Пословицы и поговорки казахского народа представляют величайшую ценность для обогащения литературного языка, для придания ему выразительности, точности. 
Существенную дидактическую функцию с давних пор выполняют пословицы и поговорки. Они убедительно и просто учат людей жить и работать, знакомят с итогами долгих наблюдений над явлениями природы, дают разумный совет, как поступать в той или иной ситуации. Четко формулируя основные правила трудовой деятельности и морально эстетические нормы, произведения этого жанра становились учебником жизни.  Загадка стимулирует умственную деятельность ребенка, прививает вкус к умственной работе, способствует не только совершенствованию сообразительности, но и существенно расширяет представление о мире вообще.
Казахские пословицы:
Оқу – білім бұлағы
Білім – өнер шырағы
Алина
Білім – арзан
Білу – қымбат
Адема
Ғылым – теңіз
Білім – қайық
«Пословица – прекрасное средство для воспитание нравственных чувств у детей, своеобразный моральных кодекс, свод правил поведения. Знание пословиц и поговорок обогощает детей, делает их более внимательными к слову, к языку. Учитель заостряет внимание детей на том, что знать пословицы, поговорки, учить их, вовремя и кстати употреблять в речи для точного выражения мыслей – большое дело. В пословицах выражен народный опыт, наблюдения над жизнью, над человеком, мудрость народа.
Под лежачий камень … (и вода не потечет).
Нет друга – ищи, а … (нашел – береги).
Делу время, … (потехе час).
Старый друг … (лучше новых двух).
Корень учения горек, … (да плод его сладок).
Ученье свет, … (а неученье тьма).
Своя ноша … (не тянет).
Сам кашу заварил, … (сам ее и расхлебывай).
Считалки были частью игры. Считалка в простейшей форме – счет. Счетом решали – кому водить. Считалку отличает четкий ритм, и всюду он выразителен.
Считалка – рифмованный стишок для установления порядка, очереди проведении детской игры.
Санамақ
Бір дегенім – бесік,
Шықтың содан өсіп.
Гаухар
Екі деген – елім,
Далам, тауым, көгім.
Зарина
Үш дегенім ө үміт,
Үміт арттар жігіт.
Инабат
Төрт дегенім – төзім
Төзе білім өзім.
Абдиль
Бес дегенім – бақыт,
Бағалайтын уақыт.
Русский фольклор
Аты - баты, шли солдаты
Аты – баты, на базар.
Аты – баты что купили?
Аты – баты, самовар.
Аты – баты, сколько стоит?
Аты – баты, три рубля.
Аты – баты, он какой?
Аты – баты, золотой.
***
На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых
И честных людей!
Потешка, пестушка, прибаутка – небольшие шуточные стихотворения, которые сопровождают игры, движения детей пальчиками, ручками и ножками. Потешка всегда чему – то учит, наставляет детей, пестушка – «нянчит», пестует маленьких детей, а прибаутка напоминает маленькую сказочку.
- Кисонька – мурысонька,
Где ты была?
- На мельнице.
- Кисонька – мурысонька,
Что ты там делала?
Муку молола.
- Кисонька – мурысонька,
Что из муки пекла?
- Прянички.
- Кисонька – мурысонька,
С кем прянички ела?
- Одна.
- Не ешь одна! Не ешь одна!
Из казахского фольклора «Кур, кур, маш»
Большой раздел устного казахского и русского народа назван народной календарной поэзией. Это песни, обряды, верования, которые тесно связаны с земледелием, основным видом деятельности наших предков.
Издавна смена времён года отмечалась народными праздниками. Устраивали проводы зимы (масленица), встречу весны, летний праздник – завивание берёзки (семик),праздник урожая осенью - дожинки (осенины).
В праздничные дни пели песни, рассказывали сказки, былинки, загадывали загадки.
Многие изученные на уроках чтения и пения песни используются на фольклорных праздниках.
«Каждый песенный вид имел свои особенности, свои формулы. Но смысл всех календарно - обрядовых песен, как уже сказано, один. Это песни – заклинания, песни – просьбы, пожелания.
Затаив дыхание, слушают дети сказки. С первых слов сказка вводит их в удивительный мир, в котором все удивляет: звери разговаривают, люди понимают язык животных, герои отправляются в путешествие, где их подстерегают опаснейшие испытания – борьба с чудовищами.
Удивительное в поэтическом мире сказок уживается с реальным, и это еще более усиливает их значимость. В. Даль считал, что сказка нужна ребенку, ибо она укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические чувства.
В этой сказке всего по три: три героя, по три предмета у каждого. Назовите сказку. (Три медведя.)
Где спрятался седьмой козленок? (В печи.)
Героя какой сказки все хотели съесть? (Колобок.)
Кто может позвать словами Ивана Сивку-Бурку? (“Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!”)Чем играл братец Иванушка из сказки”Гуси-лебеди” у бабы Яги? (Золотыми яблочками.)
Как в сказках лиса обычно называла волка? (Кум, куманек.)
Из какой сказки выражение «Как аукнулось, так и откликнулось»? (Лиса и журавль.)
Из чего солдат варил кашу? (Из топора.)
Кто выручил из беды Петушка в сказке “Кот, Петух и лиса”? (Кот.)
Чем ловил волк рыбу в сказке “Лисичка-сестричка и серый волк”? (Хвостом.)
Для того чтобы поддержать интерес учащихся к фольклору инсценируем казахские и русские народные сказки. Таким образом в результате активного использования малых фольклорных жанров повышаются воспитательные и познавательные возможности детей, дети учатся говорить более выразительно глубже выражать свою мысль
Сегодня, когда идет реализация комплексного подхода в образовании, мы пришли к выводу о том, что наша роль, как учителя, не только дать младшим школьникам высокий прочный уровень обученности, но и сформировать у них стойкий навык учиться, соединять знания и практическую направленность, научить самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Так ориентация на творческую деятельность необходима и в рамках урока, и во внеурочной деятельности.
Немаловажную роль в этом играет активизация новых технологий, так как они помогают подходить к ученикам дифференцированно: одаренные учащиеся получают задания углубленного характера, а дети, имеющие более слабый уровень подготовки, имеют возможность проявить себя, готовя к уроку материал облегченного характера.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в учебном процессе.