Из опыта работы. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Организация проектно-исследовательской деятельности
обучающихся в школе.
Докладчик: Ярыгина Г.В.
заместитель директора школы по УВР
Заседание Методического совета школы.
2016 год апрель
На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное внимание. В нашей школе созданы все необходимые условия для обучения и всестороннего развития ученика:
квалифицированный коллектив педагогов
постоянное совершенствование квалификации учителей
современная материально-техническая база,
а самое главное осознание важности проблемы формирования положительной мотивации к учебе. Данной теме в нашей школе уделяется внимание уже не один год: были неоднократно проведены семинары в рамках деятельности ШМО по теории и методике использования исследовательских методов обучения, по организации проектной деятельности, по внедрению технологии «Портфолио». Педагогический коллектив активно применяет инновационные технологии.
В школе разработана и реализуется программа по работе с мотивированными обучающимися «Интеллект 21 века». Опыт организации проектно-исследовательской деятельности накапливался постепенно. Все начиналось с клуба «Хочу все знать».
Деятельность этого клуба объединяла детей, стремящихся узнать новое и интересное, проявляющих инициативу и активность. Заседания клуба проходили 1 раз в четверть в разных формах: экскурсии, учеба в интернет - центре при ИУУ, встреча с интересными людьми, защита проектов по теме экология, традиции обычаи, презентация поисковой деятельности.
Сегодня у нас увеличилось количество обучающихся, улучшились условия. Организации проектно-исследовательской деятельности уделяется пристальное внимание. В начале каждого учебного года проводится диагностика «Мои увлечения», которая позволяет выявить склонности и интересы обучающихся. Создан БАНК данных по таким направлениям как:
интеллектуальное
творческое
спортивное
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились с интересом и желанием занимались. Но учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению равнодушно без интереса не осозновая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у учащихся положительной мотивации в учебной деятельности. Для поддержания мотивации связанной с процессом учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание ситуации успеха.
Как результат работы над данной проблемой - активное участие учащихся в творческих, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, дистанционных играх.
Свидетельство тому, дипломы и сертификаты за участие в конкурсах всероссийского, регионального уровня.
-Всероссийский конкурс – фотоигра «10 кадров»
-Всероссийская дистанционная викторина - «Поиграем в города», «С атласом в страну «География»
-Всероссийский игровой конкурс - «Человек и природа» (40 учащихся)
-Всероссийский конкурс детских рисунков - «О далеких мирах», посвященный дню космонавтики
- Всероссийская дистанционная игра - «Прогулка со снеговиком»
- Всероссийский детский литературный конкурс - «Сказки о воде насущной»
- Молодежный филологический чемпионат – (16 учащихся)
- Молодежный чемпионат по психологии
- Региональный конкурс сочинений «Мой учитель»
- Молодежный чемпионат «Старт»
- Всероссийская игра – конкурс «Русский медвежонок»
- Всероссийская олимпиада школьников -школьный тур , муниципальный тур, -региональный тур
Хочется отметить, что растет число учащихся, желающих принимать участие в конкурсах разных направлений, расширяется география участия.
Многие учителя школы имеют опыт организации проектной деятельности. Разрабатываются различные виды проектов: учебные, информационные, исследовательские. Первоначально учащиеся под руководством учителя изучают информацию по выбранной теме, анализируют, работают в группах или индивидуально и готовят «продукт». Применение компьютерных технологий позволяет учащимся создавать презентации, в которых отражены способы решения поставленных задач, результаты работы, выводы. Продукты проектной деятельности это – коллажи, буклеты, альбомы, творческие работы – подготовленные на уроках или во внеурочной деятельности по окружающему миру, иностранному языку, географии, технологии. Результаты проектной деятельность часто – это совместный труд ученика, учителя и родителей.
В старших классах активизируется становление сферы исследовательских интересов учащихся, их работы отличаются большей самостоятельностью и носят личностно - ориентированный характер. Исследовательская работа имеет долгосрочный характер и завершается защитой на школьной конференции исследовательских работ. Для достижения поставленных целей учащийся под руководством учителя используют разнообразные методы:
-наблюдение
- проведение эксперимента
- тестирование
-опрос
- изучение документов в областном архиве, музее
-изучение семейных архивов и фотографий
В ходе исследовательской деятельности происходит непосредственное общение с окружающим миром, социумом, развивается наблюдательность, проявляется интерес к изучаемой проблеме, происходит самореализация личности.
В школе стало уже традицией проводить проектно-исследовательские конференции.
В качестве жюри мы приглашаем компетентных людей - преподавателей ДВГСГА , директора института повышения квалификации педагогических работников, юристов, врачей, бывших выпускников – студентов ВУЗОВ. Учащиеся 10 класса выступали на региональной молодежной научно- практической конференции при ДВГСГА и имеют диплом участника.
Хочется еще отметить такой факт участия, как международная конференция в режиме он-лайн, трансляция которой шла в прямом режиме с учащимися гимназии Санкт-Петербурга из компьютерного класса школы. Тема конференции: «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития». Учащиеся 10 класса выступали с докладами о своей малой Родине, были награждены сертификатами участников.
Какой опыт приобрели учащиеся, презентуя свои работы на конференциях разного уровня? Это опыт выступления на публике, опыт обогащения своего словарного запаса, опыт коммуникативного общения, опыт информационной компетентности. А самое главное они почувствовали свою значимость, и успех.
Хочется отметить такой факт, что в период подготовки к конференциям, посвященные юбилейным датам, юбилею области, и 70 – летию Победы в Великой Отечественной Войне была проведена большая поисковая работа, изучались исторические документы в областном архиве, семейные реликвии и фото, проводилась видеосъемка и интервью у старожилов села, фронтовиков. Эти формы работы и представленные результаты позволили прикоснуться учащимся к значимым событиям нашей Родины, глубже узнать исторические факты, ближе познакомиться с историей малой Родины. Собранный материал будет в будущем экспонироваться в будущем школьном музее.
В течение 5 лет в школе работает клуб «Дебаты», который объединил учащихся 7-11 классов. Клуб собрал интеллектуалов школы, учащихся, которые стремятся много работать самостоятельно, учатся работать в команде, находить компромиссы, отстаивать точку зрения, думать и принимать решения. Консультативную помощь и подготовку осуществляют учителя истории, проводят тренинговые занятия по развитию у учащихся умений и навыков исследовательского поиска – умение видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезу, обобщать, делать выводы, умозаключения. Этот напряженный труд дает свои результаты:
В этом учебном году свои силы пробовали учащиеся 4 класса в интеллектуальной игре «Дебаты» на школьном уровне. С целью изучения научных методов познания по обществознанию через часы школьного компонента реализуется курс «Исследовательская деятельность» и проект «Школьная газета» в 10 классе.
На развитие интеллектуальной сферы и коммуникативной компетенции учащихся способствует деятельность лингвострановедческого клуба «Планета друзей». Клуб объединил любителей иностранного языка. Установились контакты с зарубежными друзьями в режиме он-лайн, проводятся заседания, посвященные изучению культуры стран изучаемого языка, проведена конференция на иностранном языке «Космос и человек», где учащиеся выступили с сообщениями, представляли свои презентации.
В современном мире умения и навыки исследовательской деятельности необходимы каждому человеку. Основной ожидаемый результат исследовательской деятельности – развитие интеллектуальных способностей, познавательного интереса, приобретение учеником новых знаний и умений.
Все эти навыки и умения, приобретенные в школе позволят выпускникам влиться в вузовскую образовательную систему и продолжить научно-исследовательскую работу на более высоком уровне. Многие наши выпускники успешно учатся в ДВГСГА, проявляют активность на семинарских занятиях и в общественной жизни, выпускник школы
Целенаправленная работа по формированию интеллектуально- развивающей среды невозможна без разработки и внедрения современных педагогических технологий и новых моделей учебной деятельности, а для этого учитель должен сам быть в поиске, быть исследователем.
В перспективе в деятельности ШМО это углубленное изучение темы по предмету каждым педагогом и презентация результата на Методическом совете школы.

15