Организация внеурочной деятельности в условиях школы-интернат в рамках введения ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.


Украинская Ольга Геннадьевна,
заместитель директора по ВР
КГБОУ «Рубцовская
общеобразовательная школа-интернат №2»
г.Рубцовск, Алтайский край
Организация внеурочной деятельности в условиях школы-интернат в рамках введения ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.
В настоящее время важное место в решении задачи обновления содержания образования отводится федеральным государственным образовательным стандартам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Стандарт становится важнейшим средством выстраивания новой системы школьного образования, включая цели, структуру, содержание, внеурочную деятельность, систему оценивания, условия и ресурсы (материальные, кадровые, учебно-методические и др.).
В краевом государственном бюджетном общеобразовательном учреждении для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Рубцовская общеобразовательная школа-интернат №2» согласно федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) организация внеурочной деятельности обучающихся определено содержанием адаптированной основной общеобразовательной программой, которая состоит из образовательной деятельности (урочной) и внеурочной образовательной деятельности. Освоения адаптированной основной общеобразовательной программы и обеспечение дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направленна на организацию их свободного времени, достижение планируемых результатов.
Нормативно правовой базой программы внеурочной деятельности КГБОУ «Рубцовская общеобразовательная школа-интернат №2» является:
Федеральный закон №273 - ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Мииобрнауки России от 19.12.2014 N 1599"Об (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N35850); СанПиН 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 года N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
КГБОУ «Рубцовская общеобразовательная школа-интернат №2» определила оптимизационную модель внеурочной образовательной деятельности, которая реализуется через учебный план Учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Данная модель внеурочной образовательной деятельности создана на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель и др.):
1177290-72390ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью
00ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью
4490085554990002235206146803380105221615002253615405765АООП
00АООП

1929130154305ВНЕУРОЧНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Оптимизационная модель
00ВНЕУРОЧНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Оптимизационная модель
4585335213995ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
00ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
-462915166370 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
00 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
33661353302000
103251029527500579120313690-200025276860
60394854191044723054254500441960318770Программа отдельных учебных предметов, коррекционных
курсов
00Программа отдельных учебных предметов, коррекционных
курсов
-625475276860Программа формирования базовых учебных действий
00Программа формирования базовых учебных действий

4901565774701.Программа духовно-нравственного развития обучающихся;
2.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
3. Программа сотрудничества с семьей обучающихся001.Программа духовно-нравственного развития обучающихся;
2.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
3. Программа сотрудничества с семьей обучающихся
373761028575003461385209550Программа коррекционной работы
00Программа коррекционной работы
222313512065001499235209550Программа внеурочной деятельности
00Программа внеурочной деятельности

2548890310515001758315310515004586605876303218180704851177290192405
411099021082000
3225165177800Планы узких специалистов
00Планы узких специалистов
7607307175500
1082040144145001085850145415-65341528575Учебный план
00Учебный план

3758565-3174002538095110490занятия педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя ритмики
00занятия педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя ритмики
1177925121920Кружок «Занимательная математика», кружок «Живое слово», кружок «Творческая мастерская»,
секция
«Здоровый образ жизни»
00Кружок «Занимательная математика», кружок «Живое слово», кружок «Творческая мастерская»,
секция
«Здоровый образ жизни»
146685-44450
-65278040640Учебные предметы
00Учебные предметы

14224050800
321564016827500564451516827500-653414100330Рабочие программы
00Рабочие программы

4939030117475Программа воспитательной работы
00Программа воспитательной работы

1769745219075
5452110173355059778901733550437769017335500967740163195Рабочие программы
00Рабочие программы

346710024130Классные часы
00Классные часы

177736643815004425950193040Воспитательские занятия
00Воспитательские занятия

245364015367000
425386558293000955675894715Календарно-тематическое планирование
00Календарно-тематическое планирование
5161280217805Общешкольные мероприятия и работа детской организации «Радуга»
00Общешкольные мероприятия и работа детской организации «Радуга»

Координатором внеурочной деятельности является заместитель директора по воспитательной работе и классный руководитель, которые взаимодействуют с другими педагогическими работниками (а также учебно-вспомогательным персоналом ОУ) с целью максимального удовлетворения запросов обучающихся и организуют внеурочную деятельность в группе.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, в создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Работа по организации внеурочной образовательной деятельности осуществляется на основе годовых и других видов планов, рабочих программ и учебно-тематических планов, утвержденных директором Учреждения.
Внеурочная образовательная деятельность в КГБОУ «Рубцовская общеобразовательная школа-интернат №2» имеет основные направления развития личности, исходя из ФГОС для обучающихся с умственнной отсталостью: спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное, нравственное. Данные направления реализуются через коррекционно-развивающая область и развивающая область, которые предполагают организацию коррекционно-развивающей работы и кружковой работы, направлены на решение собственных педагогических и/или коррекционно-развивающих задач:
Направления внеурочной деятельности Формы внеурочной деятельности Число учебных
часов
в неделю Число учебных часов в год
Коррекционно-развивающая область
Коррекционные занятия Коррекционно-развивающее занятие «Ритмика» 1 33
Коррекционно-развивающее психологическое занятие 1 33
Коррекционно-развивающее логопедические занятия 4 132
Развивающая область
Спортивно-оздоровительное Кружок «Здоровый образ жизни» 1 33
Общекультурное Кружок «Занимательная математика» 1 33
Кружок «Живое слово» 1 33
Социальное
Нравственное Кружок «Творческая мастерская» 1 33
Всего 10 330
Данные направления внеурочной деятельности реализуются через такие виды деятельности как: аудиторные и внеаудиторные занятия, экскурсии, концерты, выставки, экспедиции и др.
Для организации различных видов внеурочной деятельности используются общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотека, кабинет начальных классов, кабинет музыки и ритмики, кабинет педагога-психолога, учителя - логопеда, кабинет для кружковой работы.
Формы внеурочной деятельности отличны от урока это: беседы, конкурсы, выставки, олимпиады, культпоходы, экскурсии, социальная проба (участие в социальном деле, организованном взрослым), различные игры, занятия по конструированию, рисованию, творчеству, занятия спортом, беседы о ЗОЖ, арттерапия, театрализация и т.д.Занятия проводятся во второй половине дня по отдельно составленному расписанию в расчёте 1-2 занятия с группой в день. Продолжительность занятия внеурочной деятельностью составляет 30 минут.
Образовательные программы внеурочной деятельности разработаны педагогами школы-интернат в соответствии с требованиями к рабочим программам внеурочных занятий рассмотрены на методических объединениях и утверждены директором Учреждения.
С целью фиксации занятости обучающихся классным руководителем организовано ведение индивидуальной карты занятости обучающегося.
Учет тем и посещаемости производиться в журнале внеурочной деятельности.
Участие обучающихся во внеурочной образовательной деятельности осуществляется на основе свободного выбора детьми и их родителями образовательной области и рабочих (образовательных) программ.
Формами оценки результатов внеурочной образовательной деятельности являются: портфолио внеучебных достижений, выставка творческих работ, участие в различных конкурсах, проектной деятельности и т.д.