Интегрированный урок чтения и развития речи и природоведения в 4 классе по теме: Н. И. Сладков «Всему свое время».


Интегрированный урок чтения и развития речи и
природоведения в 4 классе
Тема урока: Н. И. Сладков «Всему свое время»
Цель: создание условий для формирования у учащихся навыка беглого, выразительного, осмысленного чтения.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формирование у учащихся представления о жизни и творчестве писателя Н. И. Сладкова через ознакомление со сказкой «Всему свое время»;
- формирование представления учащихся об образе жизни и особенностях питания зимующих птиц и животных, взаимосвязи явлений живой и неживой природы;
- формирование у учащихся умения работать с произведениями разных жанров;
- формирование у учащихся умения анализировать произведение, выделять главную мысль;
- формирование умения читать текст по ролям.
Коррекционно-развивающие:
- коррекция и развитие связной устной речи, расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;
- коррекция и развитие логического мышления при анализе содержания произведения и установлении взаимосвязи явлений живой и неживой природы;
- коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти при работе с иллюстрациями и произведением, прослушивании рассказов;
- коррекция и развитие артикуляционной и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные:
- способствовать развитию эмоционально-волевой сферы учащихся;
- воспитывать экологическое сознание, бережное отношение к природе;
- воспитывать нравственные качества учащихся;
- формировать познавательный интерес к литературе, произведениям Н. И. Сладкого.
- формировать положительную мотивацию учащихся к обучению, познавательный интерес к учебным предметам.
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация, зеркала по количеству учащихся, маски с изображением сороки, свиристели, тетерева, медведя, учебники у учащихся, карточки со словарными словами, ХОД УРОКА
Организационный момент
Учитель начальных классов
- Сегодня у нас необычный урок чтения и природоведения. Мы будем вести его с учителем природоведения. Она будет учить вас в 5 классе. Слайд № 1
- При помощи рукопожатия, улыбнувшись, поприветствуем друг друга!
- Открываем календарь! Послушаем отчет дежурного.
- Какой урок? (Ответы детей)
- Который по счету? (Ответы детей)
- Чему учимся на уроках чтения? (Ответы детей)
Логопедическая зарядка
Учитель природоведения
- А чтобы четко читать, проведем гимнастику для губ и языка. Слайд № 2
Учащиеся выполняют упражнения с опорой на зрительный анализатор перед зеркалом.
- Упражнение «Шарики». Надуваем щеки, перекатываем «шарики» из одной щеки в другую.
- Упражнение «Слоник». Вытянули губы вперед, как хоботок у слоника.
- Упражнение «Окошко» Широко открываем рот, растягиваем губы.
- Чередуем «Слоник» - «Окошко».
- Упражнение «Часики» Улыбнулись, открыли рот, вытащили острый язык и двигаем из одного уголка рта в другой.
- Упражнение «Лошадка» Цокаем языком.
Молодцы
Проверка домашнего задания
Учитель начальных классов
- Что готовили к уроку? (Ответы детей)
- Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения Н. Некрасова «Мужичок с ноготок» (дифференцированно)
- Почему так названо стихотворение?
Сообщение темы и цели урока
Учитель природоведения
- Представляете, дети, я сегодня нарвала первых подснежников. Вот они.
- Не верите? Почему? (Ответы детей) Слайд № 3
- А хотелось бы и вам найти их? (Ответы детей)
- Почему пока что нельзя? (Ответы детей)
- Правильно, ребята. Всему свое время!
- А когда найдете подснежники, все сразу сорвете или нет? (Ответы детей)
- Подснежники занесены в Красную книгу, и рвать их нельзя.
Учитель начальных классов
- Сегодня на уроке будем читать выразительно, по ролям произведение Н. И. Сладкова
- Прочитайте его название на доске. (Дети читают) Слайд № 4
- О чем может быть это произведение?
Рассказ о биографии писателя
Учитель природоведения
- Написал это произведение Николай Иванович Сладков. Слайд № 5, 6
- Ребята, кто знает, о чем писал Сладков? (Ответы детей)
- Послушайте мой рассказ о писателе и постарайтесь ответить на этот вопрос.
- Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю жизнь прожил в Санкт-Петербурге (Ленинграде). С детства он любил природу и интересовался ею. Со второго класса начал вести дневник, куда вписывал свои первые впечатления и наблюдения. В молодости увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая охоту варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой, выдвинул призыв «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье». Много путешествовал, эти путешествия отражены в его книгах. Первую книгу «Серебряный хвост» написал в 1953 г. Всего написал более 60 книг.
- Вот обложки некоторых книг Николая Ивановича Сладкова. Посмотрите на них. Слайд № 7
- Кто понял, о чем писал Сладков? (Ответы детей)
- Правильно, дети. Сладков много писал о необходимости защиты природы, охраны исчезающих видов животных и птиц.
- Когда и где он родился? (Ответы детей)
- Зачем Н. И. Сладков ходил в лес? (Ответы детей)
- Что такое фоторужье? Объясните. (Ответы детей)
- Как Н. И. Сладков относился к природе, к растениям и животным? (Ответы детей)
- Итак, Н. И. Сладков писал произведения о природе.
Первичное знакомство с текстом произведения
Учитель начальных классов
- Послушайте произведение «Всему свое время» и ответьте на мой вопрос.
- Почему так названо произведение? (Ответы детей)
Чтение учителем текста произведения.
- Определите его жанр. (Ответы детей)
- Докажите, что это сказка. (Ответы детей)
- Содержит ли сказка сведения о жизни животных и птиц? (Ответы детей)
- Могла в лесу произойти такая история? (Ответы детей)
- Значит это познавательная сказка.
- Назовите героев сказки. (Ответы детей)
- С чего все началось? (Ответы детей)
- Почему? (Ответы детей)
- Чем все закончилось? (Ответы детей)
- Почему? (Ответы детей)
Работа над текстом сказки, словарная работа
Учитель начальных классов
- Будем работать на этом уроке над первой частью сказки, стр. 62.
- Прочитайте сказку глазами, отметьте непонятные слова, подготовьтесь читать вслух. (Дети читают: 3группа – 2 абзаца, 2 группа – 3 абзаца)
- Какие слова вам не понятны? (Ответы детей) (На доске слова на карточках)
СВИРИСТЕЛЬ, ОСКОМИНА, ТЕТЕРЕВ-КОСАЧ, МЕРЕЩИТСЯ, АХНУТЬ НЕ УСПЕЛИ, ЗАКРУЧИНИШЬСЯ
- Читаем эти слова. (Дети читают, обращается внимание на написание слова «свиристель»)
- Читаем сказку вслух цепочкой.
- Ребята, мы наблюдали свиристелей, сорок, говорили о медведе.
Беседа на актуализацию знаний учащихся о животных
Учитель начальных классов
- Расскажите о медведе. Где живет? Чем питается? Что делает зимой? (Ответы детей) Слайд № 8
- Расскажите о сороке. Чем питается? Как проводит зиму? (Ответы детей)
Слайд № 9
- А про свиристелей и тетерева-косача вам расскажет Марина Михайловна.
Рассказ о птицах
Учитель природоведения
- Послушайте рассказ и ответьте на вопрос
- Чем питаются свиристели и тетерев-косач? Слайд 10, 11, 12
- Свиристель – маленькая птичка с красивым ярким оперением и хохолком на голове. Лето она проводит на севере, а зимой прилетает в наши края. Этих птиц можно встретить и в лесу и в селе. Питается замерзшими ягодами рябины и калины, яблочками – дичками. С наступлением весны снова улетает на север.

- Тетерев-косач круглый год живет в наших лесах. Это крупная птица с черным блестящим оперением. Внешне похож на курицу. Зимой тетерев питается почками березы и лиственницы. На ночь прячется под снегом. Летом и осенью ест ягоды брусники, черники, клюквы, черемухи и листья некоторых растений. Весной тетерева поют, токуют. Летом выводят птенцов.

- Чем питаются свиристели и тетерев-косач? (Ответы детей)
- Где проводит лето свиристель? (Ответы детей)
- Что делают тетерева весной? (Ответы детей)
Физминутка – релаксация (Презентация)
Учитель начальных классов
- А сейчас мы отдохнем!
- Какое время года по календарю? (Ответы детей)
- А через два дня наступит….. (Ответы детей)
Проводится физминутка.
Чтение произведения по ролям
Учитель начальных классов
- Поучимся читать по ролям.
- Распределим слова: автор, сорока, свиристель, тетерев-косач, медведь.
Выразительное чтение по ролям.
Анализ иллюстрации к сказке
Учитель начальных классов
- К какой части сказки относится иллюстрация? (Ответы детей)
- Расскажите что на ней изображено? (Ответы детей)
Инсценировка 1 части сказки
Учитель природоведения
- Ребята, представьте, как себя вели в лесу герои сказки. Давайте попробуем их изобразить.
Сорока – Ксюша,
Тетерев-косач – Алеша,
Медведь – Миша,
Свиристель – Толя.
Дети инсценируют сказку.
Выразительное чтение сказки
Учитель начальных классов
- Покажите образец выразительного чтения (Кирилл, Ксюша)
. Домашнее задание
Учитель начальных классов
- Дома научиться читать сказку по ролям. (3 гр. 1-3 абзац, 1 и 2 гр. стр. 62)
Итог урока
Учитель начальных классов
- Чему научились на уроке? (Ответы детей)
- Что понравилось? (Ответы детей)
Учитель природоведения
- Что нового узнали о жизни животных? (Ответы детей)
- Что вам запомнилось о птицах? (Ответы детей)
- Понравился ли вам урок? Поднимите смайлик с улыбкой, если урок понравился и настроение хорошее. Поднимите смайлик со слезой, если настроение плохое и урок не понравился.
Учитель начальных классов
- А что произошло с животными дальше, мы узнаем на следующем уроке.
- Рекомендую вам почитать и другие книги Н. И. Сладкова.
- Спасибо за старание, с вами приятно работать! Урок окончен!