МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ ЭПИЛЕПСИЯ,ОСОБЕННОСТИ ЕЁ ПРОТЕКАНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ


«Эпилепсия, особенности ее протекания у детей и подростков»

СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и виды эпилепсии……………………………………………………….3
Особенности протекания эпилепсии у детей…………………………………….7
Особенности протекания эпилепсии у подростков…………………………....11
Понятие и виды эпилепсии
Эпилепсия — хроническое, склонное к постепенному ухудшению, нервно-психическое заболевание, характеризующееся судорожными расстройствами и специфическими психическими изменениями.
При собственно эпилепсии ее возникновение связано в основном с наследственной предрасположенностью, перенесенными органическими поражениями головного мозга. Эпилепсия, особенно в детском и подростковом возрасте, не всегда проявляется в виде больших судорожных припадков, часто встречаются атипичные расстройства.
Причины возникновения эпилепсии:
1. Нарушение развития головного мозга у ребенка во время беременности. Употребление мамой алкоголя, курения во время беременности ведет к нарушению развития головного мозга ребенка. Так же перенесенные простудные заболевания, тяжелые гестозы, возрастные первородящие (возраст матери более 27 лет при первой беременности) может спровоцировать развитие в головном мозгу участков повышенного возбуждения.
2. Особенности течения родов. При этом происходит поражение уже сформировавшегося головного мозга и развивается раннее органическое поражение мозга. Это может наблюдаться при затяжных родах, длительном безводном периоде, рождении ребенка в асфиксии (нарушение дыхания), обвитии пуповины вокруг шей, наложении акушерских щипцов, акушерском пособии.
3. Перенесенные инфекционные заболевания нервной системы. Перенесенные ребенком нейроинфекции (энцефалиты, менингиты, арахноидиты) способствуют образованию в головном мозгу участков повышенной нервной возбудимости. Так же к развитию эпилепсии могут привести частые простудные заболевания с высокой температурой и наличием судорог. Правда в этом случае головной мозг ребенка уже имеет предрасположенность к развитию эпилепсии, что может быть связано с незначительными поражениями головного мозга во время беременности и родов, которые остались незамеченными из-за своей незначительности.
4. Травмы головы. Тупые травмы головы, сотрясения головного мозга способствуют тому, что участки головного мозга начинают более активно продуцировать нервные импульсы и превращаются в эпилептические очаги.
5. Наследственность. Помимо того, что в головном мозгу появляется очаг повышенного возбуждения, также должно снижаться тормозное воздействие на этот очаг со стороны, как близлежащих нейронов, так и химических соединений. Основным тормозным химическим веществом в нашем головном мозгу является дофамин. Его количество запрограммировано у нас в генетическом коде (ДНК). Поэтому, если у родителей есть эпилепсия, они передают своим детям через ДНК предрасположенность к низкой концентрации дофамина.
6. Опухоли. Наличие опухоли головного мозга способно спровоцировать появление участка повышенной возбудимости в головном мозгу.
Эпилепсия у детей проявляется в разнообразной форме. А.И. Болдырев предлагает отличать от эпилепсии такие состояния: эпилептическая реакция — реакция организма, проявляющаяся эпилептическим припадком, возникающим в особых условиях, в ответ на воздействие вредного фактора (высокой температуры тела, интоксикации, инфекционного заболевания) и эпилептические синдромы — эпилептические припадки, развивающиеся при очаговых поражениях головного мозга (опухолях, воспалениях и т. д.).
При патопсихологическом обследовании в этих случаях отмечаются изменения, характерные для основного заболевания: истощаемость психических процессов, выпадение либо регресс отдельных функций (при опухолях), однако отсутствуют специфические для эпилепсии личностные изменения.
Отличительной особенностью заболевания является то, что симптомы эпилепсии у детей существенно отличаются от проявлений этого же заболевания у взрослых. Судорожные припадки — далеко не единственный признак, нужно знать многообразие клинических проявлений эпилепсии, чтобы по первым же признакам определить болезнь и своевременно начать лечение.
Судорожные приступы
В начале эпилептического приступа мышцы резко напрягаются, дыхание на короткое время задерживается. Затем начинаются конвульсии, судороги, продолжающиеся от 10 секунд до 20 минут. Нередко у ребёнка самопроизвольно опорожняется мочевой пузырь. Судороги сами прекращаются, и уставший, изнеможённый больной засыпает.
Бессудорожные приступы
Дети, больные эпилепсией, могут быть подвержены также бессудорожным приступам (в медицине их называют абсансы), которые протекают не так заметно. Внезапно ребёнок замирает, его взгляд становится отсутствующим, пустым, веки подрагивают. Во время приступа больной может запрокинуть голову назад или закрыть глаза. Он не реагирует на окружающих, в этот момент тщетно привлекать его внимание. После приступа малыш спокойно возвращается к тому делу, которым он был занят до припадка. Всё это длится не более 20 секунд. Родители, не зная о бессудорожных приступах, могут не замечать их, не обращать внимания, принимать за обычную рассеянность своего чада.
Атонические приступы
Приступы такого рода характеризуются у детей резкой потерей сознания при расслаблении всех мышц. Его многие воспринимают как обычный обморок. Если ребёнок периодически теряет сознание, это сигнал к тому, чтобы пройти обследование и выявить настоящие причины таких состояний.
Детский спазм
Нередко эпилепсия проявляется непроизвольным приведением рук к груди, наклоном всего туловища, головы вперёд, резким выпрямлением ног. Такие приступы случаются чаще всего по утрам после пробуждения и длятся несколько секунд. Это первые признаки детской эпилепсии, ими страдают совсем маленькие детки лет двух, к пяти годам припадки могут пройти совсем или перейти в другую форму заболевания.
Другие симптомы эпилепсии у детей
Нередко дети, у которых есть склонность к эпилепсии, страдают от ночных кошмаров, просыпаются с криками и слезами, ходят во сне — страдают лунатизмом. Больной часто жалуется на беспричинные головные боли, которые могут сопровождаться рвотой и тошнотой. Одним из первых признаков болезни является кратковременное расстройство речи, когда малыш может двигаться, находиться в сознании, но не в состоянии говорить.
кратковременные (на секунды) отключения сознания;
судороги отдельных групп мышц: кисти, лица, временные расстройства речи;
непроизвольные жевательные, сосательные движения, отведение глаз;
непроизвольный смех, плач; внезапные боли в животе, чувство внезапного жара или холода;
внезапные беспричинные изменения настроения;
ощущение внезапного изменения окружающего пространства;
вздрагивания всего тела днем и во сне;
ощущения изменения своего тела (толщины и длины рук и ног);
нарушения сознания, при которых ребенок совершает разнообразные действия (уходит, сам не зная зачем, из дому или из школы, выдергивает волосы и т.д.).
Если эпилептические приступы у детей можно заметить, то остальные признаки заболевания трудно распознать и связать именно с эпилепсией. Ведь головные боли и страшные сны бывают у многих, и не всегда они являются симптомами «падучей». Но если такие явления повторяются часто, нужна срочная консультация невролога.
Особенности протекания эпилепсии у детей
Дебют эпилепсии наблюдается пҏеимущественно в детском возрасте (около 75% всех случаев). Эпилепсия детского возраста отличается большим числом ҏезистентных к лечению форм и полиморфизмом припадков, а также, что особенно важно, именно в детстве за многими неясными болевыми приступами, пупочными коликами, обмороками, ацетонемическими рвотами могут скрываться замаскированные этими проявлениями эпилептические приступы органической природы. У детей различные судорожные состояния встречаются в 5-10 раз чаще, чем у взрослых, что, очевидно, связано с особенностями строения и функции головного мозга, с напряженностью и несовершенством регуляции метаболизма, лабильностью и тенденцией к иррадиации возбуждения, с повышенной проницаемостью сосудов, гидрофильностью мозга и пр.
Виды этого заболевания многочисленны. Так как оно является следствием нарушенной работы головного мозга, выделяют несколько типов эпилепсии в зависимости от того, в каком именно отделе головного мозга происходит сбой:
височная — характеризуется частыми отключениями сознания без судорог, но с внезапным прерыванием психической и двигательной активности;
лобная — отличается тем, что все вышеназванные признаки заболевания могут проявлять себя: и судороги, и потеря сознания, и лунатизм, и др.;
теменная и затылочная — проявляют себя по-разному, не так ярко, как предыдущие две формы, и встречаются довольно редко.
Чаще всего (в 80% всех случаев) у детей диагностируются височная и лобная эпилепсии. Если имеет место быть поражение одного из участков головного мозга, говорят о фокальной форме заболевания. Различают несколько её видов:
симптоматическая фокальная — редко отмечается у детей, так как является следствием перенесённых заболеваний в более старшем возрасте: опухолей мозга, поражения сосудов головы (аневризмов), инфекционных заболеваний (туберкулёза, менингита, тифа, вирусных атак), ревматического поражения нервной ткани, нарушения мозгового кровообращения (инсультов), гипоксии мозга, токсического поражения ядами (спиртом, ртутью, бензином) и продуктами нарушенного обмена (при сахарном диабете, печёночно-почечной недостаточности), черепно-мозговых травм;
криптогенная фокальная — диагностируется в том случае, когда современная медицина заходит в тупик и не может объяснить причины данного патологического состояния;
идиопатическая фокальная — характеризуется изменением функций нейронов, когда их активность и степень возбудимости резко повышается; причинами развития данной формы заболевания могут стать наследственная предрасположенность, врождённые аномалии и патологии головного мозга, психоневрологические заболевания, токсическое действие лекарственных средств или алкоголя.
При эпилепсии наблюдаются также специфические изменения психических процессов, личностные особенности. Интеллект при эпилепсии может быть не нарушен. В некоторых случаях эпилептический синдром встречается у детей с задержкой психического развития или олигофренией. При отсутствии лечения или неблагоприятном течении эпилепсии возможно возникновение эпилептического слабоумия.
Можно выделить следующие формы поведения у детей, страдающих эпилепсией:
1) расторможенность, неусидчивость;
заторможенность, инертность психических процессов;
выраженное упрямство и негативизм;
проявление садистского поведения и жестокости;
агрессивные и разрушительные действия;
аутоагрессивность (стремление к самоповреждениям)
При психологическом обследовании детей с расторможенностью наблюдается преобладание пресыщаемости, истощаемость по гиперстеническому типу, нарушение произвольной концентрации внимания. Механическое запоминание затруднено. Интеллект в основном несколько снижен: от легких нарушений критичности до олигофрении. В структуре интеллектуального дефекта можно обнаружить неравномерность поражения, при подробном нейропсихологическом обследовании отмечаются локальные поражения.
Самооценка завышена. Выражена высокая интенсивность влечений, потребностей, неспособность сдерживать свои эмоции. Отмечается эгоцентризм, неспособность к сопереживанию, жестокость, стремление причинить боль окружающим. Встречаются случаи садизма и жестокости по отношению к животным, младшим детям.
При заторможенности отмечается выраженная инертность психических процессов. Темп сенсомоторики замедлен. Объем внимания недостаточен, переключаемость резко затруднена. Механическое запоминание по типу «плато» с постоянным воспроизведением одних и тех же слов.
Уровень интеллекта также колеблется от относительной нормы до олигофрении. Затруднения возникают при выполнении «классификаций» и «аналогий», т. е. заданий, требующих творческого мышления, способности к переносу навыков.
При выполнении графических проб встречается уменьшение размера рисунка, избыточная детализация изображений, стереотипность сюжетов. Самооценка также высокая, выражены ригидность уровня притязаний, упрямство.
При эпилептических изменениях личности (а они могут обнаруживаться с 5—6-летнего возраста) отмечаются упрямство, склонность к накоплению эмоциональных состояний, злопамятность, жестокость. Эмоции отличаются напряженностью, высокой интенсивностью. При неудачах возникают раздражение, приступы ярости.
Дети с эпилепсией с трудом переносят изменения привычного распорядка режима, места учебы и жительства. При предъявлении постоянных требований дети с эпи-изменениями (особенно тормозимой группы) успешно справляются с ними.
Вопрос о месте и форме обучения детей с эпилепсией решается индивидуально в зависимости от уровня интеллекта и личностных особенностей.
Дети с нормальным интеллектом должны обучаться в обычной школе. Задачей психолога в таком случае является ежегодное патопсихологическое обследование этих учеников с целью выявления динамики таких особенностей психических процессов, как инертность, нарушение темпа сенсомоторики, снижение интеллекта, личностных изменений. При усугублении какого-либо из вышеперечисленных нарушений желательно сообщить об этом лечащему врачу. Эпилепсия может привести к существенному снижению интеллекта, поэтому возможно, что возникнет необходимость повторного решения вопроса о месте и форме обучения.
Дети с эпилепсией, у которых наблюдаются частые судорожные припадки, страдающие приступообразными нарушениями настроения (дисфорией), с выраженными изменениями личности, подлежат обучению на дому по программе, соответствующей уровню интеллекта.
Особенности протекания эпилепсии у подростков
Подростковый возраст является переходным от детского ко взрослому. У подростков изменяется стиль жизни, они реже бывают дома, больше общаются со сверстниками, чем с родителями, в этот период появляются новые увлечения (вождение мотоцикла, автомобиля, видеоигры, дискотеки и т.д.), первый сексуальный опыт. Стремясь соответствовать уровню взрослых, подростки нередко перенимают их привычки (алкоголь, курение и др.), их влечет рискованное, имеет место быть девиантное, т.е. отличное от нормального в социальном смысле, поведение. Трудности в адаптации к новому социальному статусу, которые часто испытывают даже здоровые подростки, могут усугубляться при наличии у подростка эпилепсии.
В пубертатном периоде (от 11 до 16 лет) может развиться миоклоническая эпилепсия. Причины возникновения у подростков этого заболевания иногда связаны с общей перестройкой организма и нестабильностью гормонального фона. Приступы данной формы эпилепсии характеризуются симметричным сокращением мышц. Чаще всего это разгибательные мышцы рук или ног. Больной при этом внезапно ощущает «удар под коленку», от которого вынужден приседать или даже падать. При сокращении мышц рук он может неожиданно ронять или далеко забрасывать предметы, которые держал. Данные приступы, как правило, проходят с сохранением сознания и провоцируются чаще всего нарушением сна или внезапным пробуждением. Эта форма заболевания хорошо поддается
терапии.
С точки зрения эпилепсии, всех подростков можно разделить на 2 группы:
1) подростки, у которых эпилепсия началась в детском возрасте;
2) подростки с вновь диагностированной эпилепсией.
Одним из важных вопросов, который часто беспокоит родителей детей с эпилепсией, является вопрос о том, как повлияет подростковый возраст на течение заболевания. Необходимо отметить, что в подростковом возрасте может отмечаться как улучшение, так и ухудшение состояния ребенка с эпилепсией. При ряде форм эпилепсии, начавшихся в детстве, в подростковом возрасте наступает полная ремиссия - прекращение приступов и отмена противосудорожной терапии. В то же время, существуют формы эпилепсии, течение которых у подростков усугубляется - появляются новые виды приступов, повышается их частота, возникают выраженные нарушения поведения. Кроме того, некоторые эпилепсии возникают исключительно в подростковом возрасте. Распространенность эпилепсии у подростков в возрасте 12-19 лет составляет 18 - 24 на 100.000.
Круг проблем, с которыми сталкиваются родители подростков, больных эпилепсией, достаточно широк. Наиболее важными среди них являются психологические проблемы и проблемы, обусловленные непосредственным влиянием эпилепсии на качество жизни подростка. Согласно данным нейропсихологических исследований, у подростков с эпилепсией нередко наблюдается нестабильность формирования личности. Многие подростки, страдающие эпилепсией, стремясь во что бы то ни стало соответствовать общему уровню, нарушают запреты врачей и родителей (нерегулярный сон, прием алкоголя, занятия потенциально травматичными видами спорта и др.), отрицают свою болезнь, не принимают противосудорожные препараты. Не признавая авторитет родителей, учителей, врачей, некоторые больные эпилепсией подростки испытывают повышенное доверие к друзьям и даже зависимость от них. Вместе с тем, возможна и обратная ситуация, когда подростки с эпилепсией находятся в социальной изоляции, чувствуют себя отверженными сверстниками. Некоторые из них, стесняясь своего заболевания, умышленно не заводят друзей и подруг. Эпилепсия у подростка оказывает влияние и на внутрисемейные отношения, проявляющееся гиперопекой со стороны родителей и снижением социального опыта самого подростка. Наличие большого числа проблем, с которыми сталкиваются подростки, страдающие эпилепсией, и их родители, определяет необходимость консультации психолога. Психолог может не только помочь выявить существующие проблемы, но и найти пути их решения.
Учитывая особенности подросткового возраста, врач совместно с родителями должен определить тактику наблюдения и лечения подростка с эпилепсией. Врачу следует обсуждать все вопросы не только с родителями, но и с самим подростком непосредственно. Особое внимание следует уделить следующим аспектам:
• употребление алкоголя и курение;
• просмотр телевизионных передач, видеоигры, посещение дискотек;
• режим сна и отдыха;
• занятия спортом;
• прием оральных контрацептивов девушками-подростками;
• вождение автомобиля;
• профессиональная ориентация.
Подросток должен знать, что недостаток сна, излишний прием алкоголя, а в ряде случаев светомузыка и видеоигры могут провоцировать эпилептические приступы. Родителям и врачам необходимо понимать, что круг запретов должен быть очерчен максимально четко. Излишние запреты могут вызывать негативизм со стороны подростков, приводить к нарушениям приема противосудорожных препаратов, неблагоприятно отражаться на общем самочувствии подростка и снижать качество жизни.