Рабочая программа элективного курса «Учимся рассуждать» для 9 класса


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Нечунаевская основная общеобразовательная школа»
«РАССМОТРЕНО»
на районном МО учителей
русского языка и литературы
Протокол № от
« » 2016г.
«СОГЛАСОВАНО»
на заседании педагогического совета
Протокол №
« » 2016 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ «Нечунаевская СОШ»
_____________/ Л.А. Калинина/
Приказ № ___от______2016 г
.


Р а б о ч а я п р о г р а м м а

элективного курса «Учимся рассуждать» для 9 класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель: Баун Надежда Александровна,
учитель русского языка и литературы
высшая квалификационная категория
Нечунаево – 2016 г.
Пояснительная записка
Содержание программы элективного курса по русскому языку «Учимся рассуждать» вытекает из требований Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепции профильного обучения, Государственного образовательного стандарта 2004 года , авторской концепции В.Н.Александрова «Русский язык. Сочинение-рассуждение» (Челябинск; Взгляд, 2005), авторской концепции Е.Н.Заречневой «Программа элективного курса по русскому языку «Учимся рассуждать» (Барнаул, 2014).
Актуальность элективного курса «Учимся рассуждать» заключается в том, что он способствует формированию языковой личности школьника, что является требованием времени. Современный мир – мир текстов, именно в тексте наиболее полно реализуются коммуникативная и когнитивная функции языка, поэтому умение думать, грамотно и красиво рассуждать необходимо для успешной социализации и сдачи ОГЭ.
Цель курса: создать условия для совершенствования коммуникативной компетенции уч-ся через освоение технологии написания сжатого изложения, сочинения-рассуждения, развития умения выделять микротемы текста, анализировать заявленную проблему, опираясь на факты текста, анализировать его, высказывать собственную точку зрения, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку как духовной ценности.
Задачи курса:
знакомить уч-ся с критериями оценок сжатого изложеня, второй части, сочинений-рассуждений (ОГЭ), разработанными Министерством образования и науки Российской Федерации;
учить выделять микротемы текста, анализировать текст: выделять проблему, комментировать её, определять позицию автора, аргументировано высказывать собственную точку зрения, опираясь на жизненный и читательский опыт;
учить выполнять второе задание, писать сочинение-рассуждение; моделировать вступительную часть, основную часть и заключительную, используя различные приёмы.
Основные формы организации занятий: лекция, беседа и практикум.
Методы изучения курса: проблемный, поисковый, метод концептуального
анализа.
Принципы: научности, системности, взаимосвязи тем в содержании курса.
Элективный курс рассчитан на 34 часа ( из них: лекций 1; практикумов – 33 )
Результаты обучения:
В ходе изучения элективного курса по русскому языку «Учимся рассуждать» обучающиеся в целях совершенствования коммуникативной компетенции должны усвоить:
основные понятия курса: «текст», «микротема». «проблема», «аргумент»;
критерии оценивания сжатого изложения, сочинения-рассуждения, тестовой части;
модель сочинения-рассуждения, приёмы создания его частей;
курс формирует: понимание проблемы текста, личностную позицию в отношении анализа текста;
курс развивает: умение ориентироваться в критериях оценивания сжатого изложения, сочинения-рассуждения;
умение проводить речеведческий и смысловой анализы текста; умение приводить 2 примера –аргумента;
умение рассуждать по поводу поставленных проблем;
умения и навыки создания собственного речевого высказывания.
Итоговое занятие предполагает написание сжатого изложения, сочинения-рассуждения по художественному, публицистическому или научно- популярному тексту.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов.
Государственная итоговая аттестация как форма контроля. Спецификация как документ, перечисляющий особенности экзаменационной работы. Структура экзаменационной работы, распределение заданий и их дифференциация по уровням сложности. Тестовый характер заданий. Демоверсия по русскому языку.
Описание бланков регистрации и ответов участника ОГЭ. Правила заполнения бланков ОГЭ.
Работа над частью 1. Изложение исходного текста.
Текст, его строение. Речеведческий анализ текста. Тип и стиль речи. Тема и композиция. Основная мысль исходного текста. Коммуникативно-речевые умения: осмыслить прочитанное, вычленить главное в тексте, сократить текст разными способами, логично и кратко изложить содержание, точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Выделение микро- и макротемы. Составление плана
с опорой на ключевые слова, несущие информацию: 1 абзац - это проблемный вопрос, в котором автор пытается разобраться; во 2 абзаце (основная часть) записать развитие мысли автора; 3 абзац - это вывод автора на основании своих размышлений. Составляя план, учащиеся должны учитывать тип речи, потому что функционально-смысловые типы речи строятся по-разному. Приёмы компрессии текста: а) исключения подробностей (например: некоторых членов предложения или предложений, конкретизирующих смысл первого, в котором заключена основная мысль автора, исключение повторов, исключение фрагмента, имеющего менее существенное значение); б)обобщение однородных явлений (например: замена однородных членов синонимичным выражением, замена предложения или его части указательным местоимением, замена сложноподчинённого предложения простым);в) сочетание исключения и обобщения ( например: слияние простых предложений в сложное, повествующих об одном и том же, одновременно исключая повторы, однородные члены и разные обособления).
Аудирование и письмо.
Написание чернового варианта переработки информации текста, данного для сжатого изложения с учётом методических требований и комментариев учителя (чтение текста, составление плана и переработка информации с применением приёмов компрессии).
Контроль знаний (часть 1)
Практикум по написанию и анализу сжатого изложения.
Работа над частью 2 (тесты)
Задания части 2 связаны с внимательным прочтением текста и пониманием содержания.
Повторение орфографии. Правописание гласных в корне: изменяемые и неизменяемые на письме; правописание приставок изменяемых, неизменяемых, пре-//при-; правописание корней с чередованием гласных о-а, е-и, с непроизносимой согласной. Слитное, дефисное, раздельное написание.
Повторение морфологии.
Разграничение самостоятельных и служебных частей речи. Нормы употребления частей речи.
Блок 1. Повторение морфологических признаков существительных, глаголов, прилагательных, причастий и деепричастий.
Блок 2. Правописание личных окончаний глаголов.
Блок 3. Правописание гласных в суффиксах глагольных форм.
Блок 4. Трудные случаи написания Н и НН в различных частях речи.
Блок 5. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.
Блок 6. Союзы сочинительные и подчинительные, союзные слова. Лексика и фразеология.
Анализ текста. Лексическое значение слова. Выразительные средства лексики (слова однозначные и многозначные, в прямом и переносном значении, метафора, метонимия, эпитеты, сравнения, олицетворения).Фразеологизм и его признаки. Замена фразеологических оборотов синонимами. Нормы сочетаемости.
Повторение синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Виды подчинительной связи : согласование, управление, примыкание.Синонимичные словосочетания.
Простое предложение, его грамматическая основа. Способы выражения подлежащего (существительное, субстантивированное прилагательное и причастие, местоимение, числительное, инфинитив). Виды сказуемого: простое и составное (составное глагольное и составное именное). Типы предложений: простое (односоставное и двусоставное), простое осложнённое (уточняющие члены предложения, однородные члены, вводные слова и конструкции, обращения, обособленные определения, приложения, обстоятельства, дополнения), сложное (союзные, бессоюзные, с различными видами связи. Виды простого односоставного предложения: назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, безличные.
Построение предложений с обособленным определением или обособленным обстоятельством. Знаки препинания при обособлении.
Виды сложного предложения: сложносочиненное, сложноподчинённое, бессоюзное. Знаки препинания в сложных предложениях.Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное, параллельное).
Контроль знаний. Тест в формате ОГЭ (часть2)
Работа над сочинением-рассуждением - задание 15(1), 15(2), 15(3)
Умение соблюдать композицию сочинения-рассуждения: 1 часть - тезис (цитата, фраза, термин - понимание её или небольшой комментарий к ней); 2 часть - аргументы (два примера, взятых из текста, один из жизненного опыта, которые доказывают цитату, фрагмент, значение слова); 3 часть - заключение ( либо обобщение, вывод, либо ответ на вопрос). Работа с текстом и цитатой: 1 шаг - определение ключевых слов в цитате; 2 шаг - толкование слов-ключей, 3шаг - сопоставить цитату с текстом. Комментарий к вступлению и иллюстрирование примеров-доказательств в основной части сочинения-рассуждения. Работа над абзацем. Прямая и косвенная речь, умение сокращать цитирование.
Контроль знаний (часть 3) Написание сочинения-рассуждения в формате ОГЭ (задание 15)
Итоговое занятие. Анализ и редактирование работ.
Учебно- тематический план
№ тема урока форма занятия дата
1. Введение в курс «Учимся рассуждать».Концепцуальные основы изложения и сочинения- рассуждения лекция 05.09
2. Анализ демонстрационного варианта ОГЭ практикум 12.09
3. Анализ 1 части демонстрационного варианта практикум 19.09
4. Нормы и критерии оценивания сжатого изложения практикум 26.09
5 Алгоритм написания сжатого изложения практикум 03.10
6-7 Способы сжатия текста:исключение. упрощение, обобщение практикум 10.10
17.10
8 Контрольная работа по написанию сжатого изложения практикум 24.10
9 Анализ 2 части демонстрационного варианта практикум 31.10
10 Критерии оценивания тестовой части практикум 07.11
11 Контрольная работа по написанию тестовой части практикум 14.11
12 Анализ 3 части демонстрационного варианта практикум 21.11
13 Критерии оценивания сочинения-рассуждения практикум 28.11
14 Текст, его типы практикум 05.12
15 Речеведческий анализ исходного текста практикум 12.12
16 Смысловой анализ исходного текста практикум 19.12
17 Анализ изобразительно-выразительных средств исходного текста практикум 26.12
18 Практикум по определению изобразительно-выразительных средств исходного текста практикум 16.01
19 Алгоритм написания сочинения-рассуждения практикум 23.01
20 Рабочая матрица сочинения-рассуждения практикум 30.01
21 Практикум по написанию сочинения-рассуждения. практикум 06.02
22 Способы моделирования вступления сочинения-рассуждения практикум 13.02
23 Практикум по написанию вступления сочинения-рассуждения практикум 20.02
24-25 Способы моделирования основной части сочинения-рассуждения практикум 27.02
06.03
26 Практикум по написанию основной части сочинения-рассуждения практикум 13.03
27 Способы моделирования заключительной части сочинения-рассуждения практикум 20.03
28 Практикум по написанию заключительной части сочинения-рассуждения практикум 03.04
29 Модели сочинения-рассуждения практикум 10.04
30 Критерии оценивания грамотности и фактической точности практикум 17.04
31-32 Контрольное сжатое изложение и сочинение -рассуждени практикум 24.04
15.05
33 Экпертиза сжатого изложения практикум 22.05
Список основной литературы для учителя
1. И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, Г.Т.Егораева "Русский язык. ОГЭ-9. Типовые тестовые задания" - М.: Экзамен, 2015.
2. Н.А.Сенина, С.В.Гармаш, С.А.Диденко, Г.Н.Кобякова "Русский язык 9 класс. Подготовка к ОГЭ" - Ростов-на-Дону: Легион, 2012.
3. Г.Т.Егораева "Русский язык. ОГЭ 9 класс" - М.: Экзамен, 2012.
4. Е.А.Гингель, Е.В.Бузина, Н.Ю.Бабанова (под редакцией И.П.Цыбулько) "Русский язык. Тематический контроль ОГЭ 9 класс - М.: Национальное образование, 2012.
5. Г.Т.Егораева "Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Образцы сочинений" - М.: Экзамен, 2013.
6. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова "Русский язык. Сборник текстов" - М.: Дрофа, 2010.
7. В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик "Изложения: тексты с лингвистическим анализом" - М.: Линка-Пресс, 2010.
8. Т.А.Калганова "Сочинения различных жанров в старших классах" - М.: Просвещение, 2005.
9 .Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развёрнутым ответом: Русский язык.- Барнаул, 2008.
10 В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, И.П.Цыбулько, Ю.Н.Гостева. Методические рекомендации по оцениванию заданий с развёрнутым ответом: Русский язык. – Москва: «Уникум Центр».
11. А.Б.Малюшкин "Русский язык. Комплексный анализ текста" - М.: Сфера, 2003.
12. С.А.Диденко, Л.В.Диденко "Готовимся к экзамену по русскому языку: сочинение, изложение" - М.: МарТ, 2005.
13. Н.М.Шанский, М.Т.Баранов, М.М.Разумовская "Оценка качества подготовки выпускников по русскому языку" - М.: Дрофа, 2000.
14. Л.М.Серегина, О.А.Хорт "Русский язык. 9 класс. Коварные знаки препинания: элективный курс" - Волгоград: Учитель, 2007.
15. Н.В.Козловская, Ю.Н.Сивакова "Русский язык. Анализ текста" - Санкт-Петербург: Сага, 2004.
16. А.Г.Нарушевич "Методика работы над сочинением на лингвистическую тему"

Список литературы для учащихся:
1. В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова "Русский язык. Теория" - М.: Просвещение, 2012.
2. С.И.Львова, В.В.Львов "Русский язык". 8,9 кл. - М.:Мнемозина, 2013.
3. Е.И.Никитина "Русская речь" - М.: Просвещение, 2012.
4. Сборники типовых тестовых заданий по ОГЭ 9 класс (выпуски 2015,2014 г.г.).
4. Г.Т.Егораева "Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Образцы сочинений." - М.: Экзамен, 2013.
5. Е.А.Гингель , Е.В.Бузина, Н.Ю.Бабанова "Русский язык. Тематический контроль ОГЭ 9 класс" - М.: Национальное образование, 2012.
И.П.Цыбулько, Л.С.Степанова. Экзамен в новой форме. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. – Москва : АСТ; Астрель, 2015.
Общедоступные ресурсы международной сети "Интернет":
http://fipi.ru
http://gia.edu.ru
Лист внесения изменений
№ п\п Дата Характеристика изменения Реквизиты документа, которым закреплено изменение Подпись сотрудника, внесшего изменения