Повторение изученного по теме Местоимение



Повторение изученного по теме «Местоимение».

Цель урока: прививать учащимся интерес к изучению русского языка ;формировать у
них желание самостоятельно заниматься языком; развивать орфографичес-
кую зоркость, образную речь; воспитывать культуру речи.

Задачи: повторить известные сведения о некоторых разрядах местоимений (личные,
притяжательные , )
Грамматическое значение;синтаксическая роль.Правописание отрицательных
местоимений. Роль и употребление местоимений в тексте.

.

Ход урока.

Самое большое счастье для отца и матери- твоя честная жизнь, трудолюбие ,
а в школьные годы- усердие в учении.

В. Сухомлинский

1.Слово учителя. Местоимений в языке немного, но по частоте употреблений в речи они занимают третье место после существительных и глаголов. Выступая в качестве заместителей разных частей речи, они позволяют избежать нежелательных повторов слов, сделать речь более краткой , лаконичной. Задачи сегодняшнего урока: (сообщение задачи и цели).

2.Определение местоимения.
Если местоимения являются заместителями знаменательных частей речи , то чем же они отличаются по своему значению от них?
(Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, признаки, количества, но не называет их).

3.Решение шарады.
Ребята ,вы должны решить шараду, в которой загадано местоимение, всегда заявляющее о своем присутствии.
Начало – буква в слове ПЛОТ.
Конец – местоимение.
А середина – пара нот.
Все вместе – поощрение. (премия) Местоимение - Я.
К какому разряду относится это местоимение?(личное)Рассказать о личных местоимениях (1л.- я, мы ; 2л.- ты, вы; 3 л.- он, она, оно, они. Изменяются по падежам, иногда меняется все слово: я , меня, мнеМестоимение 3 лица – он изменяется по родам: она, оно.
Давайте поговорим о местоимениях второго лица. Назовите их. Только ли для мно-
жественного числа употребляется местоимение «вы» - это вежливая форма обращения к
человеку. В речевом этикете,ребята, существуют понятия:ты- общение и вы- общение, т.е.
с одними людьми мы можем общаться, используя местоимение «ты»,а с другими можем
говорить только «вы».
От чего это зависит?( Ты – или вы –общение зависит от того, к кому вы обращаетесь или от ситуации общения?
А может быть так, что в одной ситуации вы говорите человеку
«ты»,а в другой «вы»?Как вы думаете?(Ученики приводят примеры).
Молодцы , привели удачные примеры. Не забывайте о вежливости никогда,
обращаетесь ли вы с человеком на «ты» или на «вы».
4.Наблюдения над материалом на доске:
Т_еатр открывается!
К началу все готово!(определит.)
Б-леты предл_гаются
За вежливое слово.
-Ка(с,сс)а,выдай мне б_лет!( личное)
-Ваше вежлив_ слово! (притяжат.)
-(У) меня такого нет. (личное)(указательное)
-Ах,(у) вас такого нет? (Не) получите б_илет. (личное)

Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Найдите местоимения.
Надпишите разряд над ним.
Какое из них указывает на принадлежность?
На какой вопрос оно отвечает?
Как называются прилагательные, отвечающие на вопросы: чей? чья? чье? чьи ?
Сможете ли вы ответить, какие местоимения называются притяжательными?
(Указывают на принадлежность и отвеч. на вопросы чей?чья?чье?)
5.Редактирование текста.
Обратимся к тексту песенки «Радионяни» о притяжательных местоимениях. Замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными.
Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошел, крикнул возмущенно:
«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать:»Отойди от будки:
Детям надо наполнять ихние желудки».
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упреки.
Детям все прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день».
6.Обратимся к эпиграфу нашего урока.К чему призывает автор?
Есть ли в нем местоимения? (самое –определительное, твоя – притяжательное).
Какие еще определительные местоимения вы знаете?( сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой).
Как изменяются эти местоимения? ( по родам, числам , падежам)
7.Просклоняйте словосочетание – самый светлый день, выделить окончания.
Им.п. самый светлый день
Р.п. самого светлого дня
Д.п. самому светлому дню
В.п. самый светлый день
Т.п .самым светлым днем
П.п. о самом светлом дне

Когда был самый светлый день в вашей жизни?
Какое это предложение по цели высказывания? (вопросительное)
Как называются местоимения, которые употребляются в вопросительных предложениях? ( вопросительными)
Как много вопросов мы задаем ежедневно, каждый раз ,не задумываясь, употребляем вопросительные местоимения.
Какие вопросительные местоимения вы знаете? (кто?что?какой?чей?который?сколько?где?куда?откуда?почему?зачем? и как?)
Как изменяются эти местоимения? (Кто?что?сколько?- по падежам;какой?, чей?, который?-по родам, числам и падежам;где?куда?откуда?когда?почему?зачем?как?- не изменяются).
8.Составьте вопросительные предложения, используя данные словосочетания: сколько газет, скольких человек, скольким ученикам, в скольких театрах. Обратим внимание на правильную постановку ударения.

9.Сравнить четыре предложения. В каждом из них есть местоимения-родственники. Найди и подчеркни их.
»Кто это?»- спросил я о новом ученике класса. (кто?- вопросительное)
Я не знаю , кто это. (кто- относительное)
В классе появился таинственный некто. (некто – неопределенное)
Пока никто новенького не знал. (никто – отрицательное)
Вспомним, что от вопросительных местоимений образуются три группы местоимений: относительные, неопределенные и отрицательные. Надо помнить, что изменяются они также, как вопросительные местоимения, от которых они образованы.
о10. Работа по учебнику. Назвать относительные местоимения и сказать , для чего они употребляются. ( для связи простых предложений в составе сложных). Изменяются как вопросительные ,от которых они образованы.
(кто, что, какой, чей , каков, который, сколько)
Выполнить упр. № ______ (Охотник вышел к реке)

11.Работа со стихотворением И.Михайловой «Ничего».
Жило – было Ничего,
Не умело ничего,
Не хотело ничего.
Взад-вперед оно ходило
И ни с кем не говорило,
Никого не замечало,
Лучше всех себя считало.
А про это Ничего
И сказать – то Не-че-го!

Какой разряд местоимений мы встретили в этом стихотворении?(отрицательные)
С помощью чего они образованы от вопросительных? ( не и ни).
Как пишутся эти приставки?(не под удар., ни – без ударения, если предлог – то раздельно).
Как изменяются эти местоимения?( по падежам, некого и нечего не имеют Им.п.)
11.Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы.
В дополнительной тетради стр.62 № 99.
(Н_)чего (не) получалось,(н_) (у) кого (не) х_телось спрашивать,(н_) какие варианты,(н_) что (не) помогало, (не) сколько раз пров_рял, (кое)(с) кем посоветовался,(кое) что исправил,(ни)чьи подска_ки (не) нужны, (не) сомневался (н_) (в) чем, (н_) какие трудности меня (не) смущали.

Какие еще местоимения встретились в этом тексте? (неопределенные)Перечислить эти местоимения и сказать почему они так называются. (Некто, нечто,некоторый,несколько,кое-кто,кое-что,кто-нибудь,что-нибудь)
Рассказать о правописании неопределенных местоимений.(не под ударением, ни -без ударения; приставка кое- и суффиксами –то,-либо,-нибудь пишутся через дефис.
12.Орфографическая диктовка.( на доске)
Запишите словосочетания, заменяя вопросительные местоимения неопределенными кое-что и кое-кто в нужной форме.

Сделал ( для кого?), очароваться (кем?) , разочароваться(в ком?); описывать (что?), писать (о чем?), показать ( что ?) , указать (на что?), удивляться (чему?),удивлен (чем?),заплатить (за что?),скучать (по кому? о ком?).
13.Мини – сочинение.
Страшная и таинственная история.
Однажды в тихую полночь в дверь кто(то) постучал. И сразу в комнате зашелестели какие(то) шорохи ,прозвучал тихий шепот, словно кто(либо) кое (с) кем разговаривал.
Доскажи страшную историю 5 - 10 минут.

Итог: Сегодня мы повторили несколько разрядов местоимений. О каких местоимениях шла речь? ЛИЧНЫЕ – перечислить лица.
Притяжательные отвечают на вопросы(чей?чья?чье?)
Перечислить определительные местоимения(сам,самый,весь,всякий,каждый,иной,другой)
Какие местоимения употребляются в вопросительных предложениях?
Какие разряды местоимений образуются от вопросительных местоимений?
(относительные,неопределенные,отрицательные)
Как пишутся приставки НЕ и НИ в отрицательных местоимениях?(от удар.,слитно)
Правописание частиц -то,-либо,-нибудь,кое-.
Оценки за урок: Домашнее задание:






Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315