Местоимение-существительное как член предложения


Тема: Местоимение-существительное как член предложения
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.
Цели: определять синтаксическую роль местоимений-существительных, устанавливать зависимость синтаксической функции от морфологических особенностей местоимений-существительных, различать вопросительные и относительные местоимения кто и что в предложениях, разных по составу и цели высказывания. Продолжить воспитание чувства уважения и почитания пожилых людей.

I. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
- Здравствуйте! Рада вас всех приветствовать, присаживайтесь.
- Сегодня у нас необычный день. Чем же он необычен? Какой же день мы сегодня празднуем?
- Верно, сегодня Международный день пожилых людей. Наше занятие будет посвящено этому знаменательному празднику.

II. Введение в тему, актуализация изученного материала








- Сегодня мы с вами продолжим изучение местоимений-существительных. Обратите внимание на ключевые слова сегодняшнего урока. Постарайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока?
- Ваши предложения?
- Давайте проверим, насколько ваши предположения оказались правильными и откроем учебники на стр. 51. Прочитайте название параграфа.
- Это и будет темой сегодняшнего урока. Откройте тетради и запишите число, классная работа и тему урока: Местоимение-существительное как член предложения.

- Как вы думаете, какими членами предложения могут быть местоимения-существительные?
- Ну что же, давайте определим, какими членами предложения являются местоимения-существительные в следующих предложениях и узнаем, на самом ли деле это так?
Вначале прочитаем эти предложения, пожалуйста, …
- Спасибо. Сейчас вы запишете все предложения в своих тетрадях.
«1) 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. 2) В России этот день начали отмечать в 1992 году. 3) И теперь ежегодно, в эту золотую осеннюю пору мы чествуем тех, кто все свои силы и знания посвятил своему народу. 4) Это столпы жизненного опыта и мудрости, на которых держится каждая семья.»
- Записали? Сейчас вы будете определять какими членами предложения являются местоимения-существительные в тех предложениях, под каким номером вы сидите. Участники под № 1 находят местоимение-существительное в первом предложении и определяют его синтаксическую роль, участники №2 – разбирают второе предложение итд.
- А сейчас по очереди вы будете озвучивать свое предложение и называть, каким членом предложения будет местоимение-существительное. Остальные проверяют отвечающего и если верно, подчеркивают названное местоимение-существительное. Начинают участники №1.
- Давайте проверим, верно ли вы подчеркнули?
- Оправдались ли ваши первоначальные предположения о синтаксической роли местоимений-существительных? В роли каких членов предложения они могут выступать?
- Иногда встречаются предложения, в которых местоимения могут быть и другими членами предложения. Давайте посмотрим на них.
Все устроилось само собой. (обстоятельство);
Сегодня он сам на себя не похож. (сказуемое).
- Когда же местоимения могут быть обстоятельством или сказуемым?

- Возьмите листочки, которые лежат у вас на партах. Вам следует заполнить свою таблицу, ответы пишет сам отвечающий. Когда вы встаете в пару, определяетесь. Кто начинает первым спрашивать, затем меняетесь ролями. Как только соберете все ответы, присаживаетесь на свои места. Если вы готовы, встаем, берем листочки и ручки и начинаем искать себе пару.

Найдите того, кто… Имя Фамилия Ответ
Знает, почему местоимения некто и нечто могут быть только подлежащими?
Знает, почему местоимение себя может быть только дополнением?
Знает, какие местоимения могут быть и дополнениями и подлежащими?

- Давайте проверим ваши ответы?
- Запишите предложения, обратите внимание на выделенные местоимения и определите их разряд.
- А кого мы можем назвать пожилым?
- Пожилой человек умеет жизнь ценить,
Кто умеет прощать и любить.
Ну, а может это кладезь ума-
Ведь учителем была жизнь сама!

- Запишите предложения, укажите, какими членами предложения являются выделенные местоимения.
- Составьте схему этих предложений. К доске выходят…
- Какие эти предложения по цели высказывания?
- Сделайте выводы, в каких предложениях употребляются вопросительные предложения, а в каких – относительные?
- Посмотрите на схему:

- Теперь давайте сделаем выводы по сегодняшнему уроку, что вы для себя получили, вспомнили, запомнили? Ваши листочки вы сдадите, когда будете уходить, я оценю ваши записи.
Запишите домашнее задание – упр. 109.

- Есть желающие прочитать стихотворение выразительно и громко?
- Сегодня действительно особенный праздник, когда мы стараемся уделить внимание пожилым людям, который еще раз напоминает нам, что такие особенные дни должны стать повседневностью, ведь наши бабушки и дедушки заслуживают внимания всегда! Сейчас я попрошу каждого из вас взять по одному сердечку. Напишите на этом сердечке свое пожелание бабушкам и дедушкам и обязательно подарите свое внимание и любовь сегодня кому-нибудь из пожилых, которых вы увидите.



























Раунд Робин




























Файнд Самуан


















































Тайм пеа шеа





























Найдите того, кто… Имя Фамилия Ответ
Знает, почему местоимения некто и нечто могут быть только подлежащими?
Знает, почему местоимение себя может быть только дополнением?
Знает, какие местоимения могут быть и дополнениями и подлежащими?
Найдите того, кто… Имя Фамилия Ответ
Знает, почему местоимения некто и нечто могут быть только подлежащими?
Знает, почему местоимение себя может быть только дополнением?
Знает, какие местоимения могут быть и дополнениями и подлежащими?
Найдите того, кто… Имя Фамилия Ответ
Знает, почему местоимения некто и нечто могут быть только подлежащими?
Знает, почему местоимение себя может быть только дополнением?
Знает, какие местоимения могут быть и дополнениями и подлежащими?
Найдите того, кто… Имя Фамилия Ответ
Знает, почему местоимения некто и нечто могут быть только подлежащими?
Знает, почему местоимение себя может быть только дополнением?
Знает, какие местоимения могут быть и дополнениями и подлежащими?
Найдите того, кто… Имя Фамилия Ответ
Знает, почему местоимения некто и нечто могут быть только подлежащими?
Знает, почему местоимение себя может быть только дополнением?
Знает, какие местоимения могут быть и дополнениями и подлежащими?
Найдите того, кто… Имя Фамилия Ответ
Знает, почему местоимения некто и нечто могут быть только подлежащими?
Знает, почему местоимение себя может быть только дополнением?
Знает, какие местоимения могут быть и дополнениями и подлежащими?
Найдите того, кто… Имя Фамилия Ответ
Знает, почему местоимения некто и нечто могут быть только подлежащими?
Знает, почему местоимение себя может быть только дополнением?
Знает, какие местоимения могут быть и дополнениями и подлежащими?
Найдите того, кто… Имя Фамилия Ответ
Знает, почему местоимения некто и нечто могут быть только подлежащими?
Знает, почему местоимение себя может быть только дополнением?
Знает, какие местоимения могут быть и дополнениями и подлежащими?