Открытый урок на тему Культура казахского народа


Класс: 7
Дата:
Тема: Культура казахского народа
Цели урока:
- познакомить учащихся с особенностями развития материальной и духовной культуры, религиозными представлениями в ХVI- XVII вв. на территории Казахстана; 
- развивать познавательный интерес учащихся к уроку, стремление к совершенствованию знаний, умение делать выводы; 
- воспитание эстетического вкуса, понятия красоты, изящества, мастерства.
Основные понятия: понятие культуры, виды материальной и духовной культуры, религиозные верования и другие. Оборудование: интерактивное оборудование, раздаточный материал, наглядность.
План изучения новой темы: 1.Общая характеристика культуры, вступительное слово учителя. 2. Устное народное творчество, язык и письменность
3. Распространение исламской религии
4. Материальная культура казахского народа 5.Закрепление
6. Рефлексия
7. Домашнее задание
Ход урока
Организационный момент.
Позитивный настрой: «Снежный ком» - Сядьте, закройте глаза. Представьте, что вы в руках держите снежный ком. В школе тепло от добродушия окружающих учителей, от улыбок одноклассников. Твой ком тает, тает… На душе становиться тепло и спокойно. У тебя поднимается настроение, появляется познавательный интерес на уроке.
Культура – это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям. 

Казахстанская культура – своеобразная и самобытная культура. Она формировалась в процессе сложения казахской народности. Создателями материальной и духовной культуры были народные массы. Однако развитие культуры в Казахстане происходило неодинаково, быстрее всего она развивалась в городских и земледельческих центрах, чем в кочевых районах. Южные области Казахстана были более развитыми.  Центрами ремесла и торговли были города Сыгнак, Сауран, Туркестан, которые находились в Южном Казахстане.
Вопрос классу: Почему именно южные города Казахстана являлись центрами ремесла и торговли? (У них были тесные связи с народами Средней Азии через Великий Шелковый путь).
Перед началом урока класс поделен на 4 группы, на столе у каждой группы оценочные бланки с фамилиями учащихся, где учащиеся сами выставляют оценки друг другу за работу на уроке. 
Учитель раздает задания группам.
1 раздел «Устное народное творчество», «Язык и писменность»
Первый раздел который мы с вами начнем проходить это «Устное народное творчество». Что мы относим к устному народному творчеству?
1 задание. «Заполнить таблицу» (выполняет группа).
сказки поэмы эпосы дастаны историческая летопись «Ер Тостик», «Едил-Жайык», «Кула мерген», «Козы Керпеш и Баян Сулу», «Кыз Жибек», «Алтын сака», «Кара мерген», «Асан Кайгы», «Аддар-Косе», «Аяз-би», «Едиге», «Ер Саин», «Ер Кокше», «Базар - батыр», «Джами ат-таурих» («Сборник летописей»)
2 задание «Составьте понятия и определения» (выполняется индивидуально)
……… - поэты – импровизаторы
…… - поэты – песенники
…… - короткая, однородная по ритму мелодия речитативного скалада
……. - сказители
ТЕРМЕ, ЖЫРШИ, САЛЫ И СЕРИ, АКЫНЫ И ЖЫРАУ
2 раздел «Распространение исламской религии» (работа в парах)
3 задание «Верно не верно»
□ В XV веке казахский язык сформировался как самостоятельный национальный
□ В XIII – XIV вв. стали появляться исторические произведения на казахском языке
□ В XV - XVI вв стали появляться исторические произведения на казахском языке
□ «Большая медведица» для казахского народа была как бы астрономическими часами
□ Казахи называли Венеру Утренней звездой
□ В религиозной жизни казахов продолжал существовать культ огня (От-ана)
□ В XVI - XVII веках казахи приняли исламскую религию
□ Соблюдается обряд очищения огнем (аластау), когда злых духов изгоняли с помощью огня
3 раздел «Материальная культура казахского народа»
4 задание «Головоломка» (задание выполняет группа)
Определите и подпишите основные части юрты и убранства.
Определите предметы национальной одежды
Приготовление каких национальных блюд связано с этими животными?
Какие национальные блюда готовились из этих зерновых культур?
Закрепление.
«Поле чудес» (учитель задает вопросы у каждого ученика находится карточка с ответом на определенный вопрос, когда учитель зачитывает вопрос ученик с ответом должен встать).
Более интенсивно развитие культуры протекало (в городских и земледельческих центрах)
Часть юрты, состоящую из сборно-раздвижной решетки называют (кереге)
В XVI-XVII веках женщины в первый год замужества ходили в головном уборе, который называется (саукеле)
Свадебные песни казахского народа (жар-жар, беташар)
Из кобыльего молока казахи готовили (кумыс)
Из верблюжьего молока казахи готовили (шубат)
Поэты-импровизаторы (акыны)
Купольные жерди юрты называют (уык)
Одно из изысканных лакомств у казахов, приготовленное из проса (жент)
Исторические произведения на казахском языке стали появляться в (XVI-XVII вв.)
Рефлексия
карточка с вопросительным знаком (написать, что было не понятно на уроке – на следующем уроке разобрать)
карточка с восклицательным знаком (написать, что понравилось на уроке)
Итог урока
Домашнее задание
Если остается время решаем вопросы ЕНТ
Лист оценивания
ФИО:
Задание 1 2 3 4 5 итог
Индивидуальная работа Работа в паре Работа в группе

Максимальный балл за каждое задание 5 баллов
Лист оценивания
ФИО:
Задание 1 2 3 4 5 итог
Индивидуальная работа Работа в паре Работа в группе

Максимальный балл за каждое задание 5 баллов
Лист оценивания
ФИО:
Задание 1 2 3 4 5 итог
Индивидуальная работа Работа в паре Работа в группе

Максимальный балл за каждое задание 5 баллов
Лист оценивания
ФИО:
Задание 1 2 3 4 5 итог
Индивидуальная работа Работа в паре Работа в группе

Максимальный балл за каждое задание 5 баллов