Трудовые ресурсы. Типы населенных пунктов.


Урок -3 9 класс Дата__________
Тема: Трудовые ресурсы. Типы населенных пунктов.
Цель урока:сформировать трудовые ресурсы Казахстана.
Задачи:
Образовательная:сформировать представление о рынке труда, причинах безработицы, о требованиях к современному работнику. Дать понятие о «трудовых ресурсах» и «экономически активном населении».
Развивающая:стимулировать любознательность, способствовать формированию самостоятельности суждений школьников при решении познавательных задач.
Воспитательная:способствовать профессиональному самоопределению учащихся.
Оборудование:учебник за 9 класс автор К. Ахметов, атлас за 9 класс, тетрадь, тестовое задание, диаграмма 2, схема 2,дополнительный материал.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, частично-поисковый, наглядный.
План урока: организационный момент, актуализация знаний и умений, изучение нового материала: трудовые ресурсы, городское и сельское население, закрепление нового материала, рефлексия, задание на дом.
Ход урока:
1.Организационный момент. Настрой учащихся на совместную работу, проверка готовности ученика к уроку.
2. Актуализация знаний и умений.
Проверка домашнего задания.Выполнение тестового задания.Тест прилагается.
Ключ 1) а 2) с 3) с 4) д 5) с 6) а 7) с 8) д 9) а 10) а 11) в.3.Изучение нового материала.
1. Трудовые ресурсы Казахстана.
Трудовые ресурсы – часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве.
Часть населения Казахстана (9 млн. человек, 59,2%) в возрасте от 16 лет до 63 лет включительно – мужчины и до 58 лет женщины относятся к трудоспособному населению, способному работать в хозяйстве страны, т.е. являются трудовыми ресурсами нашего государства. А учащиеся с 14 лет в период школьных каникул тоже имеют право работать, т.е. тоже являются трудовыми ресурсами.
Рассмотрим схему 2. Состав трудовых ресурсов Казахстана.
Всё население Казахстана делится на 3 группы:
Население моложе трудоспособного возраста( дети);
Население в трудоспособном возрасте (к трудоспособному населению не относятся инвалиды);
Население пенсионного возраста (пенсионеры).
Запись в тетрадь:
Трудоспособное население – это трудовые ресурсы, которые состоят из:
Занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве (например, женщины домохозяйки);
Учащиеся (часть учащихся – старшеклассники в возрасте лет, студенты)
Работающие пенсионеры.
Часть населения, занятая в общественном производстве, включая сферу услуг и личное подсобное хозяйство, относится к экономически активному населению (ЭАН).
Дополнительный материал.
Часть трудовых ресурсов работает в хозяйстве (экономике) или ищет работу (безработные, каждый 13 (2005)) – их называют экономически активным населением.
Экономически активное население (ЭАН) – это трудовые ресурсы, участвующие в общественном производстве или желающие в нём участвовать. (это 7,7 млн. человек, из ни 90% - люди работающие, наёмные, кооперативы, семейные предприятия).
В некоторых странах безработные не относятся к экономически активному населению.
Рынок труда – это соотношение спроса на рабочую силу и её предложения состороны трудоспособного населения.В 70-х годах был огромный спрос на рабочую силу. Поменять место работы, устроившись на другое предприятие или учреждение, было не трудно. Везде висели объявления: требуются – и список специалистов, востребованных предприятием. Сейчас, особенно в средних и малых городах, трудно найти подходящую работу. Правительство признало официально существующую в стране безработицу.
Выясним, как зависит спрос на рабочую силу от оплаты труда:
При низкой оплате труда: (отвечают учащиеся) работодатель может набрать больше дешёвых работников, а работник не имеет большого желания работать на низкую зарплату. В результате много свободных мест, высокий спрос на рабочую силу, т.е. – дефицит работников – спрос выше предложения.
При высокой оплате труда: работодатель должен обходиться меньшим числом работников. Работник хочет получить высокооплачиваемую работу. Рабочих мест мало, а предложения рабочей силы высокие. Предложение выше спроса – ситуация безработицы.
Вопросы классу:
1) Где сегодня, на ваш взгляд, требуются работники, а где высокий уровень безработицы?
2) Как вы считаете, может ли сейчас безработный жить на пособие по безработице?
3) Лучше заниматься любой работой, даже, если она вам не нравится, или жить на пособие по безработице?
4) Какие профессии вы считаете самыми престижными? Перечислите их по ранжиру с 1-10.
5) Какую профессию вы хотели бы получить? Какие качества для этого необходимы?
6) Какие профессии вы считаете необходимыми в нашем районе?
7) Какие учебные заведения имеются в нашем городе, республике, области? Какие профессии можно в них получить?
2. Городское население.Самостоятельная деятельность: работа с учебником с.20, главу «Городское население» прочитать самостоятельно. Сделать конспект-схему.
Вопросы к классу:
1) Какое население относится к городскому? (население городов и ПГТ)
2) От чего зависит рост населения городов? (рост промышленности, расширение сети ж/дорог, увеличение добычи и переработки п/и).
3) Назовите статистические данные городского населения на 2008 год? (53,2%)
4) Что называется урбанизацией? (увеличение численности городов и городского населения).
5) Назовите количество городов в Казахстане? (86) ПГТ (200)
6) Назовите города – миллионеры в РК? (Алматы, Караганда).
А внутренняя миграция способствует росту числа горожан в следующих областях: Кызылординская, Актюбинская, Карагандинская, Северо-Казахстанская, Костанайская,
г. Астана.
Концентрация городских населенных пунктов в окрестностях крупных промышленных центров, объединенных тесными связями, привело к образования городских агломераций. В Казахстане наблюдаются 2 городских агломерации: Алматинская и Карагандинская.
Городская агломерация – это концентрация населённых пунктов в окрестностях крупных промышленных центров.
3. Сельское население.Самостоятельная деятельность: работая с текстом учебника с. 21-22. выясните каковы особенности размещения населения в сельской местности? В чем причина увеличения миграции сельского населения в города?
4.Закрепление нового материала:
1) Что называется трудовыми ресурсами?
2) Относятся ли к трудовым ресурсам учащиеся?
3) Что такое экономически активное население?
4) От чего зависит уровень безработицы в стране? ( от уровня оплаты труда, уровня естественного прироста, от структуры хозяйства, скорости создания новых рабочих мест).
5.Рефлексия.
1.Как ты оцениваешь полученные сегодня на уроке знания (глубокие, осознанные, неосознанные)?
2.При изучении материала ты помогал другим или тебе помогали?
3.Что вызвало наибольшую трудность?
6. Домашнее задание: §4, подготовиться к практической работе.

Тестовое заданиепо теме «Население»
Наука о закономерностях воспроизводства населения:
А) демография В) этнография С) демократия Д) социология.
2. Переселение населения из одних районов в другие называют…
А) репатриация В) реэмиграцияС) миграция Д) эмиграция.
Соотношение между числом родившихся и умерших за определенный период называют…
А) рождаемость В) смертность С) естественный прирост Д) субурбанизация.
Степень населенности конкретной территории называют…
А) рождаемость В) смертность С) естественный прирост Д) плотность населения.
Средняя плотность населения составляет:
А) 5,3 чел.на1 км2В) 5,4 чел. на 1 км2 С) 5,6 чел. на 1 км2Д) 5, 5 чел.на1 км2
6. Что влияет на размещение населения по территории Казахстана?
А) исторические, природные и экономические факторы;
В) природные ресурсы, трудовые ресурсы, природные условия;
С) плотность, смертность, рождаемость;
Д) природные ресурсы, природные и экономические факторы.
7.Самая многочисленная диаспора в Казахстане
А) немецкая В) украинская С) русская Д) узбекская.
8. Почему в сельской местности преобладает казахское население?
А) развита транспортная сеть;
В) развито ремесло;
С) развито шелководство;
Д) развито животноводство.
9. Сколько национальностей проживает на территории Казахстана?
А) 130 В) 120 С) 140 Д) 160.
10. Назовите долевой вес коренного населения страны.
А) 57,2% В) 58,2 % С) 59,2 % Д) 56,2 %.
11. Что такое диаспора?
А) пребывает значительной части народа в страны своего проживания;
В) пребывает значительной части народа вне страны своего проживания;
С) пребывает значительной части народа в других странах проживания;
Д)пребывает значительной части народа в любой стране мира.