Система воспитательных мер по профилактике наркомании, токсикомании, пьянства, табакокурения

-2-
Более ста лет назад Лев Николаевич Толстой писал о проблемах современности: « Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком, опиумом». Однако люди не прислушались к мнению великого мыслителя, и на рубеже последнего десятилетия ХХ века наркомания оказалась в числе глобальных проблем человечества.
Наркомания, по определению академика Ф.Г.Углова, это «болезненное непреодолимое пристрастие к наркотическим веществам, действующим на внутриклеточном уровне и разрушающим все органы и системы человека». Наркомания приводит к тяжелым расстройствам психики, преждевременному старению, смерти, порождает преступность, губительно действует на потомство, является одним из основных путей передачи СПИДа – самой страшной болезни века.
Чаще всего употребление наркотических препаратов начинается в молодом возрасте, нередко даже десяти – двенадцатилетние дети, организм и психика которых только формируются, приобщаются к наркотическим или токсическим веществам. Основными мотивами, толкающими детей к наркотикам, являются любопытство, подражание, а чаще – принуждение со стороны старших ребят, зарабатывающих на распространении наркотиков. Эта проблема становится более актуальной в России: около 26% школьников, по статистическим данным за 2001 год, принимают наркотики, а Саратовская область по числу зарегистрированных наркоманов занимает шестое место в стране. Особенно страшно, что распространение наркомании увеличивается среди подростков, так в Питерском районе за 1999 год было задержано 4 несовершеннолетних с наркотическими веществами, в 2000 году – 9, из них двое – учащиеся нашей школы.
Подобная ситуация потребовала разработки системы воспитательных мер, нацеленных на повышение эффективности профилактической работы по предупреждению среди подростков наркоманий, а таковыми являются, по их действию на организм человека, алкоголизм, токсикомания, табакокурение, употребление психотропных и других наркотических препаратов.
Перед коллективом школы были поставлены задачи: использовать воспитательные и просветительские возможности уроков и внеурочных мероприятий в пропаганде вреда употребления и распространения наркотических веществ; формировать у учащихся потребность здорового образа жизни.
При подборе литературы на подготовительном этапе работы педагоги нашей школы столкнулись с определенными трудностями - недостаточным объемом и нередко неглубоким содержанием публикаций данной тематики. Например, мало освещены вопросы психолого-педагогического воздействия на учащихся, имеющих вредные привычки. Практически отсутствуют методические разработки мероприятий и классных часов по пропаганде вреда наркоманий.

-3-
В имеющейся педагогической литературе раскрываются медико-биологические, нравственно-этические, социально-экономические аспекты наркоманий. Реальную помощь в работе оказывают книги и статьи академика Ф.Г. Углова, основанные на большом жизненном материале и интересных исследованиях медиков. В брошюре В.Н.Ягодинского «Школьнику о вреде никотина и алкоголя» имеются сведения и цифровые данные о химических веществах табачного дыма. Данные сведения мы использовали в качестве дидактического материала в процессе профилактической работы среди учащихся. В других публикациях ( М.И.Буянов «Размышления о наркомании»; А.Ф.Никитин, В.М.Обухов «Трезвость-норма жизни»; Н.И.Сватков «Не прикасайтесь к лезвию» и др.) описываются картины тех зол, которыми грозят курение, пьянство, наркомания. Преодолению вредных привычек в подростково-юношеском возрасте посвящены книги Л.Н.Тимощенко «Воспитание старшеклассниц» и А.Г.Хрипковой, Д.В.Колесова «Мальчик - подросток – юноша». Вопросы антиалкогольного просвещения в учебно-воспитательном процессе рассматриваются в пособии для учителя А.Н.Маюрова «Антиалкогольное воспитание».
Этот материал используется педагогами школы в повседневной профилактической работе по предупреждению наркоманий среди подростков. Ведется она со всеми возрастными группами учащихся с учетом их психологических особенностей в различных формах и направлениях.
Прежде всего, для профилактической работы используются возможности учебного процесса – уроки.
Состоявшийся в школе методический совет учителей - предметников «О воспитательных возможностях уроков естественного и гуманитарного циклов в пропаганде вреда наркотических веществ» продемонстрировал накопленный опыт и перспективы решения проблемы.
Вот некоторые примеры.
Умело и тонко ведет разговор о вредных привычках Авдонина Н.В. – учитель рисования, на своих уроках по теме «Реклама». Дети, наблюдая за происходящим вокруг, изображая увиденное, пытаются определить и нравственную ценность изображаемого, свое отношение к курению, алкоголизму и другим порокам поведения людей. Результативность этой работы мы (совместно с председателем М/О классных руководителей и учителями начальной школы) анализировали после конкурса рисунков. Рисунки были разные: яркие и простенькие, порой примитивные, но одно их объединяло – дети искренне и бесхитростно выразили свое отрицательное отношение к пагубным привычкам человека.
На уроке математики ученики 3 класса решали задачи тема: «Умножение на однозначное число» о том, сколько попадает в организм курильщика никотина.
Разговор о вредных привычках идет и на других уроках первой ступени:
-4-
- природоведения («Охрана и укрепление здоровья»)
ОБЖ («Влияние курения на сон и умственную деятельность школьника», «Губительная сигарета», «Отравляющие вещества», «Вино – причина многих несчастий»);
чтения (С.Михалков «Как медведь трубку нашел», «Пословицы о пороках, слабоволии, праздности»);
речь и культура общения («О социальной значимости борьбы с курением, алкоголизмом, токсикоманией и наркоманией»).
Проводя беседы с учащимися первой и второй ступени об этих проблемах, мы учитываем, что в силу своих возрастных особенностей дети абстрактно воспринимают информацию об ухудшении здоровья, поэтому их внимание концентрируется на том огромном ущербе, который наносит употребление наркотических веществ обществу и семье. С этой целью учащимся даются своеобразные «задания на дом»: обобщить случайные бытовые наблюдения за поведением на улице пьяных, бомжей; выяснить мнение родителей о причинах и последствиях употребления дурманящих веществ. Такие задания имеют логическое продолжение, например дискуссионное обсуждение на классном часе.
В классах второй и третьей ступени антинаркотическое просвещение имеют, прежде всего, уроки химии и биологии, что предусмотрено учебными программами.
Например, тематика бесед на уроках химии: «Моно оксид углерода и гангрена ног», «Тяжелые металлы, радиоактивные элементы и сигарета», «Тяжелые последствия отравления парами ацетона», «Наркотики, их разрушающее действие на мозг», «Действие метилового спирта на зрение» и т.д.
На уроках биологии в 6-7 классах о губительном действии наркотических веществ учитель рассказывает при изучении таких тем: «Семейство пасленовые» (табак), «Масличные сельскохозяйственные культуры» (конопля), «Разнообразие плодов» (мак).
Медико - биологический аспект наркомании раскрывается подробно в 9-11 классах: «Болезни органов дыхания» (канцерогенные вещества табачного дыма); «Нервная система. Органы чувств» (разрушающее действие наркотиков); «Размножение и индивидуальное развитие организмов» (пути заражения человека вирусом иммуно - дефицита, профилактика заболевания); «Основы генетики» (частота и причины мутаций) и т.д.
Чтобы заинтересовать учащихся беседой, учителя готовят яркий иллюстративный материал, таблицы со статистическими данными. Убедительным доводом против пьянства является следующий проводимый учителем опыт: сравнение луковицы, пророщенной в чистой воде и в воде с добавлением спирта. Сферу эмоций учащихся затрагивает и такой вид работы, как коллективное послание курильщику или наркоману.

-5-
На уроках географии и экологии при изучении темы «Глобальные проблемы человечества» обсуждаются вопросы об изменении генофонда планеты, о пассивном курении
огромного числа людей и загрязнении атмосферы курильщиками, о катастрофическом распространении СПИДа.
При изучении предметов гуманитарного цикла возможность добиться должного эмоционального отклика дает обсуждение литературных произведений, таких , как «Плаха» Ч.Айтматова, «Приключения Тома Сойера» М.Твена, стихотворение В.Маяковского «Я счастлив», басни С.Михалкова «Заяц во хмелю» и т.д. Переживая события литературного произведения и испытывая, особенно при его обсуждении в классном коллективе, определенные эмоции – гнев, опасение, возмущение – учащиеся приходят к убеждению о пагубном действии наркотических веществ на организм человека.
При изучении программного материала по истории затрагиваются такие вопросы, как: происхождение у разных народов привычек употребления наркотических веществ (алкогольных напитков, опиума), использование завоевателями алкоголя для спаивания отсталых народов; борьба правительств различных стран с распространителями наркотиков и т.п.
Учащихся важно подвести к выводу о том, что не все человечество и не всегда употребляло спиртное. Например, магометане почти тысячелетие не употребляли вина, а на Руси простым людям разрешалось варить пиво и мед только по большим праздникам, на которых чаша пускалась по кругу и каждый отпивал из нее лишь несколько глотков. И наконец, главный вывод о том, что именно сейчас, в третьем тысячелетии, алкоголизм, токсикомания и наркомания приобрели глобальный характер, учителя подтверждают многочисленными примерами современности.
Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что подобная работа способствует расширению знаний учащихся о сущности алкоголизма, токсикомании, наркомании и курения, формирует четкие представления о последствиях наркомании и их пагубном, отрицательном влиянии на жизнь человека и на потомство.
В системе профилактическая работа проводится во внеурочное время.
Планирование профилактических мер мы проводим, оценив реальную обстановку в школе, выясним контингент учащихся, не имеющих сформированной отрицательной позиции в отношении наркотических ве
·ществ. На этом этапе было проведено анкетирование и тестирование учащихся, что позволило получить достоверную информацию об отношении родителей к проблеме, об употреблении наркотических веществ учащимися ( пробном, эпизодическом или неоднократном) и мере осознанности этих действий, о межличностных отношениях, о возможном давлении со стороны. Учащиеся всех возрастных групп охотно и откровенно отвечают на вопросы при соблюдении анонимности. После оценки масштабов явления в школе была разработана
-6-
система воспитательных мер, предусматривающая общешкольную, групповую и индивидуальную работу с учащимися.
Непросто вести разговор о пьянстве, токсикомании, курении и наркомании –тема эта достаточно щепетильная и личностная. Основой индивидуальной работы с детьми, безусловно, является взаимное уважение ученика и педагога, доверие и доброжелательность. Успех возможен там, где нет равнодушных наблюдателей. Результаты последовательной политики неприятия курения в школе уже есть. Удалось убедить подавляющее большинство старшеклассников не курить на переменах, чтобы не показывать дурной пример младшим.
Формирование потребности здорового образа жизни при групповой работе в классных коллективах ведется с учетом личностного подхода. Ученический коллектив является, с одной стороны, как бы функцией педагогических усилий взрослых, так как развивается под их прямым и косвенным влиянием. С другой стороны, он развивается стихийно в процессе общения детей. Успех профилактики наркоманий напрямую зависит от того, насколько хорошо знает классный руководитель характер межличностных отношений в классе, способен ли нейтрализовать отрицательное лидерство, психологическую изоляцию учеников. Методам психотехники общения, непосредственного и опосредованного воздействия на коллектив классные руководители обучаются с помощью психолога на занятиях школьного методического объединения. На заседаниях происходит обмен опытом, оценка преемственности, последовательности и результативности профилактических мер. Так, после состоявшейся в школе декады классных часов по теме «Пропаганда вреда наркотических веществ», в ходе работы методического объединения пропагандировался накопленный положительный опыт, нестандартные формы и методы. Наиболее результативными, судя по восприятию и эмоциональному отклику детей, оказались такие мероприятия, как музыкальная инсценировка старой сказки «Колобок» на новый лад, дискуссионное обсуждение дневника девочки-наркоманки, беседы с элементами игры, диспут. Все эти мероприятия объединила общая цель – сформировать определенную модель поведения.
Формы перечисленных мероприятий ориентированы на разные возрастные группы учащихся.
У школьников 2 – 5 классов вызывает интерес нравственно-этическая беседа, базирующаяся на бытовых наблюдениях учащихся. Игровые моменты: «защита» плакатов, конкурс пословиц и стихотворений, сценки – делают беседу доступной восприятию, интересной и запоминающейся.
В 6 – 8 классах проводится обсуждение дневника девочки-наркоманки Барбары Росек. Прослушав отрывки из дневника сверстницы, пристрастившейся к наркотикам и в 17 лет

-7-

покончившей с жизнью, ребята в ходе дискуссии выражают свое отношение к проблеме, сопоставляя его с мнением одноклассников. По оценке психологов, такое восприятие, как
утверждение своего «я» через призму «я» коллективного и, особенно, мнения лидеров имеет важное значение в формировании убежденной позиции. Способствует этому и иллюстративно-наглядное оформление классного часа (рисунки учащихся, плакаты санитарного просвещения, пословицы, цитаты из высказывания великих людей), и создания атмосферы трагичности происходящего (полумрак, грустная музыка, полный отчаяния голос учителя). Своеобразным коммуникативным упражнением для восьмиклассников стала ролевая игра – музыкальная инсценировка сказки «Колобок». Персонажи сказки оказываются, волею автора (классный руководитель Паршкова Л.Н.), поражены страшными болезнями – алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Что ждет их? Как остановить зло? Не погибнет ли целое поколение сверстников из-за катастрофически быстрого распространения наркомании? Такие вопросы обсуждает в конце классного часа «совет старейшин».
В целом, в групповой воспитательной работе практикуются разнообразные формы – лекции, тематические вечера, тестирование, психотренинги, диспуты, спектакли. Оправдывают себя на практике комбинированные формы, которые способствуют ориентации мероприятия на возрастные психологические особенности слушателей. Например, старшеклассники сензитивны к освоению своего внутреннего мира, проявляют интерес к общечеловеческим проблемам. Ориентируя на них лекцию, учителя показывают перспективы научных поисков, уделяют большее внимание медицинским и социально- экономическим аспектам. Такая лекция сочетается с элементами дискуссии, в ходе которой юноши и девушки выражают свое отношение к наркотикам. Критические высказывания отрицательных лидеров учитель легко опровергает с помощью цифр и фактов, что помогает ликвидировать ореол романтичности тайных пристрастий.
Наглядно продемонстрировать вред наркоманий позволяют и общешкольные мероприятия. В лекциях о губительном действии наркотических веществ на потомство используется иллюстративный материал: фотографии детей-уродов, рожденных от алкоголиков и наркоманов, киноматериалы о слабоумных детях, о диградации личности и т.д. Биолого - медицинский аспект проблемы раскрывают общешкольные лекции профессиональных врачей-наркологов (Тимаева В.М., Скарзова М.В.); социально-экономический и правовой – лекции участковых инспекторов, социального педагога школы.
Пропаганда вреда наркомании на общешкольном уровне осуществляется и посредством деятельности кружков. Один из них – кукольный. Артисты- второклассники, под руководством учителя – Гамаюновой Е.Ю. поставили спектакль «Как медведь трубку нашел», ориентированный на младших школьников. После просмотра спектакля с ребятами проводится его обсуждение.
-8-

Основным направлением деятельности группы «Лицо порядка» детской организации «ДОМ» является освещение событий, цифр и фактов, связанных с наркоманией, по материалам периодической печати и телевидения.
В систему профилактической работы входит деятельность социального педагога (лекции, контроль за посещаемостью «трудных», взаимодействие с инспекцией по делам несовершеннолетних) и библиотекаря (лекции «На краю бездны», постоянно действующая выставка книг «Я здоровье берегу»).
Важнейшим звеном в системе профилактики наркоманий является тесное взаимодействие с родителями. В школе состоялся практический семинар: «Семья и школа: навстречу друг другу», лейтмотивом которого стали слова В.А.Сухомлинского : «ни школа без семьи, ни семья без школы не могут справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека». В ходе работы семинара во всех классах школы прошли родительские собрания, а затем общешкольное. В процессе общения состоялся откровенный, заинтересованный разговор о проблемах сохранения здоровья детей, их обучения и воспитания.
Просвещение родителей по вопросам предупреждения наркоманий ведется при индивидуальной работе с ними и на собраниях. В цикле тематических лекций разговор идет о признаках наркотического опьянения, о причинах и последствиях употребления наркотических веществ, их действия на организм ребенка, о распространении данного явления среди несовершеннолетних, о психологии возрастных особенностей, о любви и бережном отношении к детям. Эффективность союза с семьей зависит от того насколько активно родители будут участвовать в процессе сотрудничества со школой. Эту задачу и решает последовательно и педагогический коллектив.
Таким образом, только системное решение задач морально-правового воспитания учащихся, единство действий со стороны школы, семьи, общественности и милиции, продуманный отбор и применение различных методов и приемов, учет результатов работы будут способствовать повышению результативности борьбы с наркоманией.
Данная система позволяет в такое тревожное время удерживать ситуацию: в школе на сегодняшний день нет учащихся, состоящих на учете у нарколога.
















АННОТАЦИЯ
На творческую работу «Система работы школы по предупреждению наркоманий среди учащихся» заместителя директора по воспитательной работе




В работе раскрывается система воспитательных мер по животрепещущей теме как бороться с асоциальными явлениями в нашей жизни: наркоманией, токсикоманией, пьянством, табакокурением – как уберечь от них детей. Рассмотрены различные формы, методы и направления профилактической работы, способствующие ее эффективности.
В приложении представлены разработки мероприятий по данной теме.








СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



Буянов М.И. «Размышления о наркомании» М., Просвещение, 1990.
Матвеев В.Ф., Гройсман А.Л. «Профилактика вредных привычек школьников» М., Просвещение, 1987.
Маюров А.Н. «Антиалкогольное воспитание» М., Просвещение, 1987.
Михайловская И.Б., Вершина Г.В. «Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения» М., Просвещение, 1990.
Никитин А.Ф., Обухов В.М. «Трезвость – норма жизни» М., Просвещение, 1987.
Орлов Ю.М. «Восхождение к индивидуальности». М., Просвещение, 1991.
Рыбакова М.М. «Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе» М., Просвещение, 1991.
Тимощенко Л.Н. «Воспитание старшеклассниц» М., Просвещение, 1991.
Углов Ф.Г. «В плену иллюзий» М., «Молодая гвардия», 1985.
Ягодинский В.Н. «Школьнику о вреде никотина и алкоголя» М., Просвещение, 1986.



15