Методические рекомиендации по организации и проведению КТД (коллективных творческих дел) в школе













Методические рекомендации
по организации и проведению
коллективных творческих дел(КТД):
(методика проведения, виды и формы,
сценарии мероприятий )





























Содержание

1. Коллективная творческая деятельность (КТД) – основное средство воспитания .... 2
2. Методика организации и проведения коллективных творческих дел.
2.1. Этапы разработки КТД .......2
2.2. Варианты разработки КТД .....3
2.3. Методика коллективного планирования... 3
2.4. Роль взрослых в организации и проведении КТД ....4
3. Виды и формы КТД
3.1. Общественно-политические коллективные дела .....5
3.2. Трудовые коллективные дела .....6
3.3. Познавательные коллективные дела ..7
3.4. Экологические коллективные дела ....7
3.5. Спортивные коллективные дела .8
3.6. Художественные коллективные дела 9
3.7. Досуговые коллективные дела 9
3.8. КТД нравственного содержания 10
4. Работа с активом 11
5. Заключение .12

Литература ..13
Приложение. Разработки проведенных КТД 14






























1. КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (КТД) –
ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ


Одним из эффективных средств развития детского коллектива в школе является коллективная творческая деятельность (КТД). Наиболее подробно методика ее организации разработана в 60-х годах уже прошлого века ленинградским ученым
И.П. Ивановым и группой его единомышленников, но с успехом используется многими образовательными учреждениями и в наше время. Ими была выдвинута идея «Педагогики общей заботы», концепция сотрудничества, которая выходит на признание самоценности каждого ребенка. В основе ее лежат следующие принципы: социально- полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм форм деятельности, творчество.
Коллективные творческие дела – это не «воспитательные мероприятия» в привычном виде: сущность и воспитательные возможности КТД неизмеримо глубже и богаче. Каждое коллективное творческое дело есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни.
Коллективное творческое планирование, коллективные творческие дела – познавательные, трудовые, организаторские, спортивные – это то, что делает общую жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников полнокровной. Здесь и забота о своем коллективе, и друг о друге, и об окружающих людях, и о далеких друзьях. Поэтому это дело, жизненно важное, общественно необходимое дело.
Оно – коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями – как младшими, так и старшими.
Оно - творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.
Через коллективную творческую деятельность происходит развитие коллективистских основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного гражданского отношения к другим людям, миру. КТД является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, совместным творчеством и личной радостью, жизни. И чем полнее, богаче жизненное содержание коллективного творческого дела, тем сильнее его воспитательный эффект в плане формирования мировоззрения, нравственного, трудового, эстетического, умственного и физического воспитания.



2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КТД

2.1. Этапы разработки КТД

Каждое коллективное творческое дело разрабатывается коллективно в определенной последовательности.
I этап – предварительная работа коллектива (учитель или воспитатель определяют конкретные воспитательные задачи КТД, намечают исходные направляющие действия, увлекают детей радостной перспективой интересного и полезного дела, творческим поиском решения нескольких важных задач – вопросов).
II этап – коллективное планирование (сбор-старт, работа в микрогруппах по планированию КТД).
III этап – коллективная подготовка КТД.
IV этап - проведение КТД.
V этап - коллективное подведение итогов КТД (что было хорошо? что не получилось? почему? как сделать, чтобы было лучше?).
VI этап – стадия ближайшего воздействия КТД (реализация выводов и предложений при подведении итогов проделанной работы; часто является стартом нового КТД).

2.2. Варианты разработки КТД

Существуют разные варианты разработки КТД.
Вариант 1.
1). Из копилки имеющихся дел на общем собрании и (сборе) коллектива выбирается одно. Проводится «мозговая атака», целью которой является определение задач и некоторых очертаний предстоящего дела. Каждый может вносить любое, самое фантастическое предложение.
2). Для составления окончательного варианта проведения дела и руководства его ходом избирается совет в количестве 5-7 человек. Он вовлекает в творческий процесс весь коллектив, распределяет задания между микроколлективами, контролирует их выполнение.
Вариант 2.
1). Создается инициативная группа, которая выбирает одно из дел и разрабатывает примерный порядок его проведения.
2). Она вносит предложение на общем собрании (сборе) о возможном варианте дела, доказывает, убеждает, поднимает интерес к нему. На собрании (сборе) проект обсуждается, дорабатывается, вносятся новые предложения, избирается «совет дела» (им может быть самая они инициативная группа или другие ребята).
3). «Совет дела» вырабатывает окончательный вариант плана, руководит подготовкой и проведением дела через задания микроколлективам.
Вариант 3. (конкурсный вариант)
1). Актив отряда, воспитатель или старший товарищ, друг коллектива, вносят предложение о проведении того или иного мероприятия из плана работы коллектива или копилки дел.
2). Организуются творческие группы (микроколлективы), каждая из которых за определенное время должна выработать свой порядок проведения дела. Получается, что тем самым они участвуют в конкурсе на лучший вариант предстоящего дела.
3). Общее собрание (сбор) заслушивает предложения творческих групп, выбирает «совет дела», который вырабатывает окончательный вариант, руководит подготовкой и проведением дела через задания микроколлективам.

Могут существовать и другие варианты подготовки и проведения дела, но все они имеют общую логику: от предложения каждого – к общему мнению, сами планируем, сами готовим, сами проводим, сами анализируем.
Для любого варианта обязательным является анализ проведенного дела, когда на общем собрании (сборе) все – от членов «совета дела» до «рядовых» участников – размышляют над удачами, анализируют причины недостатков и определяют себе уроки на будущее.


2.3. Методика коллективного планирования

Остановимся более подробно на методике коллективного планирования.
Коллективное планирование – это тоже творческое дело. Оно обеспечивает каждого в обсуждении и определении перспектив, поиске и выборе общих дел на новый период, в разработке конкретного плана этих дел.
Коллективное планирование для каждого участника – это школа ответственности
и заботы, школа самовоспитания и обучения важнейшим организаторским умениям, прежде всего умению строить личную и общую перспективу «завтрашней радости» - ближнюю, среднюю, дальнюю.
Перспективное планирование включает в себя:
- поиск и выбор важнейших дел или серии дел на пользу и радость своему коллективу, окружающим людям, определении постоянных дел-поручений;
- поиск и выбор героя, исторических фактов, которые будут изучаться всеми членами коллектива и станут примером и образцом в повседневной работе и самовоспитании;
- поиск и утверждение традиций, обычаев, организующих любые стороны коллектива.
Для того чтобы каждый член коллектива стал активным участником перспективного планирования, можно использовать такие формы работы:
- разведка дел по различным маршрутам;
- копилка интересных предложений;
- анкета «Хочу, чтоб было так» или «Думаю, мечтаю, предлагаю», или сочинения на подобную тему;
- выпуск газеты-«молнии» с предложениями в план работы;
- журнал-эстафета, помогающая сделать анализ прожитого периода и спланировать дела на завтра;
- конкурс между коллективами на лучшее предложение о жизни коллектива;
- фестиваль рисованных фильмов;
- смотры дружбы между коллективами.
План общих дел коллектива на определенный очередной срок (месяц, четверть) составляется на общем собрании. Здесь определяется, кто будет участвовать в деле (весь коллектив или микроколлективы), коллективы по желанию или сводные коллективы (добровольные объединения), кто будет организатором: совет дела, инициативная группа или командир сводного коллектива, совместно с кем будет сделано дело и для кого.
В плане каждого коллектива должны быть:
- дела для каждого коллектива (школы, класса);
- для окружающих людей, города, района и т.д.;
- для далеких друзей.
Дело должно быть продумано всесторонне, в итоге необходимо определить:
- Что сделаем?
- Для кого сделаем?
- Кто участвует?
- С кем сделаем?
- Кто организует?
- Когда сделаем?
- Где сделаем?


2.4. Роль взрослых в организации и проведении КТД

Технология проведения КТД такова, что дети сами ищут дела по душе, сами делают
выбор и отбор этих дел, сами их планируют (придумывают, разрабатывают, режиссируют), сами оценивают их, обсуждают, если есть в этом необходимость, сами выбирают роли, поручения в деле. Взрослый же (воспитатель, учитель, вожатый) лишь подводит ребят к пониманию задач, к ответам на вопросы: что будем делать, как, для чего, для кого, когда, где, кто будет участвовать, с кем вместе, передает им свой опыт по ходу дела. Взрослый принимает все предложенные детьми варианты, идеи, придумки, относится к ним с уважением и пониманием. Взрослый ищет место в деле каждому школьнику, поддерживает любой поиск, начинание, порыв, побуждает ребят к добросовестному творческому и самостоятельному участию в осуществлении коллективного замысла. Взрослый постоянно опирается на микроколлективы своего класса: звенья, команды, советы дела, творческие объединения, приятельские группы, чтобы дойти до каждого в том или ином КТД.
Дети могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных микрогруппах. И это очень важно. В разных группах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения. Разбить ребят на «группы действия» взрослому помогут такие приемы, как жеребьевка, считалка, добровольное желание, заявка на участие, вербовка. Ребят можно «развести» по группам по игровым и даже шуточным приметам: по цвету волос, глаз, росту, именам, по дню рождения и т.д. Можно назвать трех-четырех первых членов группы, те выберут по партнеру, выбранные назовут следующих, так быстро скомплектуется команда. Можно разложить цветные кружочки, эмблемы, другие «амулеты», дети выберут их произвольно, создав группу.
Группа - главный «инструмент» КТД. В ее составе не должно быть более 7 человек. Ребят нужно учить работать вместе, уважая мнение каждого своего товарища, считаясь с его интересами и желаниями, если все хотят делать что-то, используйте конкурс, если никто не хочет – жеребьевку.
Таким образом, дело ценно тогда, когда всему коллективу находятся творческие роли, поручения и задания. Когда именно это дело по душе, когда оно творческое по сути, то есть имеет сюжет, вариативность, романтические новинки и придумки, интересно всем и каждому.
Взрослому необходимо найти и свое место в КТД. Это совсем необязательна должна быть командная роль.
В творческом деле взрослый может быть:
- лидером (там, где дело связано со здоровьем детей: например, в походе);
- членом совета дела (отвечать за какую-то часть КТД);
- оценщиком дела (член жюри, конкурсной комиссии);
- руководящим КТД через актив ребят;
- рядовым членом дела;
- гостем;
- не принимать участия вообще.
Но контроль не исключается. И какую выбрать себе роль в деле, подскажут обстоятельства, уровень отношений с ребятами, личное амплуа, умения, интересы.
КТД – это разнообразие, это новый элемент в старом деле, это «изобретение», фантазия, дерзость. И надо вести ребят от творчества в забаве до социального творчества с пользой для самих себя, для других, для страны.




3. ВИДЫ И ФОРМЫ КТД

3.1. Общественно – политические дела

Деидеологизация и деполитизация вовсе не означают, что ребят надо уводить от общественных и политических дел. Дети – часть общества и должны соучаствовать в решении его злободневных проблем, но без принуждения.
СЛОВАРЬ общественно-политических дел:
Агитбригада агитафиша агиткалендарь агитпоход анкета общественного мнения аукцион идей
беседа политического обозревателя беседа «за круглым столом»
брифинг бюро вопросов и ответов
вахта вечер актуальных проблем
вечер поколений вечер военной поэзии и песен
политическая викторина встречи с лучшими людьми
встреча поколений военизированная эстафета
военизированная полоса препятствий газета стенная «живая»,
радиогазета, светогазета
киногазета военизированный поход
декада художественных и документальных фильмов (видеофильмов, слайдфильмов)
гайдаровский рейд диспут
день интервью диалог политинформаторов
десятая студия диалог «Два взгляда»
закладка памятника заочное путешествие
идеологический ринг инсценированная политинформация
«Институт общественного мнения» конкурс детских рисунков
конкурсы «А ну-ка, мальчики», «А ну-ка, девочки»
комплексная военная спартакиада костер
литературно-художественный монтаж линейка
лекция-концерт манифестация
«Машина времени» митинг
операция «Забота», «Радость людям» и др. политминутка
программа «Взгляд» почетный караул
политлото поход по местам боевой славы
праздник красного календаря пресс-диалог
пресс-конференция политобзор
рассказы о забытых героях самообзор газет и журналов
устный журнал фестиваль дружбы народов
фестиваль политической песни факельное шествие
хит-шоу шефство над памятником(братск. могилой)
эстафета дружбы ярмарка солидарности

Забота взрослого – помочь ребятам использовать те знания, которые они усвоили на
уроках истории, обществознания, литературы. КТД политического толка способствуют
обогащению общественно-политического опыта, развивают гражданское отношение ко всем политическим событиям в стране и за рубежом, к прошлому и настоящему, учат плюрализму мнений и суждений.

3.2. Трудовые коллективные дела

Трудовое и экономическое воспитание школьников – это не новая отрасль педагогики. Не новый раздел школьной программы. Но это то, без чего нигде не может быть нормального воспитания детей. И все хорошо понимают, что главная причина, заставляющая так внимательно относиться к труду ребят, заключается вовсе не в том, что взрослые, производящие материальные ценности, не могут обойтись без их помощи. Главное в том, что, трудясь на благо людей, ребенок растет гражданином своей страны.
Создавая и воплощая замысел трудовых дел (акций, операций, десантов, субботников, воскресников), дети под руководством взрослых применяют знания, умения, навыки, полученные в школе и во внешкольных занятиях, дополняют, расширяют и обогащают этот опыт. Они все время ищут ответы на вопросы-задачи: «Кому мы поможем?», «Для чего и ради кого будем делать это дело?».
СЛОВАРЬ трудовых дел:

ателье мелкого ремонта аукцион трудовых сюрпризов
встречи с людьми труда благоустройство (школы, общежития и т.п.)
выставка трудовых достижений гайдаровский рейд
город трудовых мастеров трудовая охота
дежурство день (неделя, месячник) трудовых подарков
дело по «секрету» день самостоятельности
зеленый патруль защита профессии
клуб умельцев-волшебников клуб юных техников, изобретателей
конкурс детского мастерства конструкторское бюро
летопись трудовой славы мастерская по ремонту шк.инвентаря (игрушек)
трудовой рейд операции («Зеленая аптека», «Живи, книга»)
трудовой рейд профессиональные праздники календаря
трудовая вахта сбор вторсырья
штаб заботы о школе «фабрика» игрушек
экскурсия на производство эстафета трудовых дел
3.3. Познавательные коллективные дела

Даже пассивное участие в познавательных делах класса влияет на формирование мировоззрения, обогащает мир знаний, расширяет кругозор ребят, приобщает к тайнам мира, развивает гимнастику ума.

СЛОВАРЬ познавательных дел:

академия «веселых наук» аукцион знаний
вечер веселых задач встреча с интересными людьми
викторина вечер разгаданных и неразгаданных тайн
день оружейника (колеса) декада науки и техники
интеллектуальный футбол защита фантпроектов (гипотез, безумных идей)
клуб кинопутешествий (книголюбов) конкурс переводчиков
конференция зрителей (читателей) книжкин бал
краеведческий поход (экспедиция) конкурсы смекалки (эрудитов)
КВН «лестница слов»
«модель будущего» обзор книжных новинок
олимпиада (познавательная) «Поле чудес»
разнобой рассказ-эстафета
«съезд мечтателей» турнир всезнаек (оракулов, дикторов)
турнир «Цицеронов» «Что? Где? Когда?»
час почемучек экскурсии познавательные
языковая тревога

3.4. Экологические коллективные дела

Природа – лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы – задача задач. Учить ребят «видеть Землю», помочь родной природе, осознать ее значение, почувствовать красоту родного края – вот программы этой работы.

СЛОВАРЬ экологических дел:

академия лесных наук аукцион цветов (ягод, орехов и т.д.)
бал цветов встреча с лесничими (егерями, охотниками)
выставка лесных даров выставка лесных диковинок
выставка изделий из природн. матер. выставка лесных букетов
встреча солнца (луны, зари) день леса (реки, луга, озера, рощи и т.п.)
день птиц день рождения Луны (Земли, Солнца)
«живая карта» научно-исслед. экспедиция по родн. краю
праздник первого снопа сюита экологических игр
экологическая карта школы экологическая тропа
экологическая зона заботы экологический вестник
экологический фестиваль экологическая викторина

3.5. Спортивные коллективные дела

Движение есть жизнь. Здоровый образ жизни, двигательная активность – главная деятельность в школе. Она должна быть ежедневной и разнообразной.

СЛОВАРЬ спортивных коллективных дел:

аукцион спортивный джоггинг (бег до подъема)
веселые старты веселая спартакиада
встречи с мастерами спорта декада спортивных фильмов и видеофильмов
день здоровья день бегуна (прыгуна, метателя)
запуск моделей (планеров, бумажн. змеев) защита видов спорта зарядка (оздоровительная, сюжетная, театрализованная, тематическая)
звездный марш-поход игры на воде
игрища народные игры спортивные (подвижные, туристические)
игры на местности конкурс знатоков спорта
конкурс пирамид конкурс спорт. рисунков, эмблем
кросс лагерь робинзонов
малые олимпийские игры купание
олимпиада народных игр ориентирование на местности
первенство коллектива по видам спорта праздник Мойдодыра
праздники спортивные показательные выступления спортсменов
полоса препятствий походы (однодневн., многодневн., ночн.,звездн)
рыбалка (состязание) санитарный пост
санитарная викторина санитарный патруль
спортивная информация спортивный калейдоскоп
спортбой спортивная газета
спортчас спортивный КВН
«спортландия» слет туристов
состязание «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас»
спортивные игры спортивный «огонек»
троеборье «трибуна болельщиков»
«турград» туристическая эстафета
турнир спортивных комментаторов турнир сигнальщиков
туристические игры туристический поход
товарищеские спортивные встречи физкультминутка
эстафета (смешанная, комбинир-я, звездная, легкоатлетич., встречн., комич-кая, шведская)
шашечно-шахматный турнир

3.6. Художественные коллективные дела

Дела этого плана важны для воспитания у ребят эстетического отношения к жизни, обществу. Культуре народов других стран и своего народа. Художественные КТД развивают творческие способности ребенка, «сочинительские», актерские, режиссерские помогают познать мир театрального, музыкального, циркового искусства, мир народного фольклора.

СЛОВАРЬ художественных коллективных дел:

авторский вечер ателье карнавальных мод
ателье звукозаписи вечер «Старшие – младшим»
вечер записных книжек (записных книжек, любимых стихотворений, песен и т.п.)
вечер сказок «Жили-были» вечер поэзии (музыки,живописи,архитектуры)
выставка картин (рисунков, репродукций, плакатов, букетов)
выпуск рукописных сборников галерея картинная
декада искусств день эстетики
видеофотоклуб драматизация песен(сказок, загадок, басен)
кружки эстетического профиля карнавал (литературный)
КВН (музыкальный) кинофестиваль
кольцовка песен (загадок, пословиц, поговорок, считалок и т.п.)
конкурс поэтических жанров конкурс юмора и сатиры
конкурс поэтов (масок, буриме, рассказа с продолжением, песни, рисунка мелового)
концерт «Загадка», «Ромашка», «Молния», «Подарок», «Сюрприз»
кукольный театр литературный суд
малая «Третьяковка» настольный театр
олимпиада изобразительного искусства просмотр фильмов (телепередач, спектакл.)
рисованный фильм спевка
студия звуковых видеофильмов тантомореска
театр пантомимы (теней, «живых картин», мод, литературных импровизаций)
театрализованный спор фестиваль и искусств
час «оперы»

3.7. Досуговые коллективные дела

Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными досуговыми делами. Их роль неоценима. Они – действенная сфера самовоспитания, ибо все внешние требования, которые предъявляют к ним взрослые, дети предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг ребят должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.

СЛОВАРЬ досуговых коллективных дел:

аукцион забав академия веселых наук
бал (новогодний, летний, ситцевый, литературный, осенний, цветов и др.)
бал Терпсихоры базар головоломок
баталия бумажных корабликов бюро предложений по делам развлечений
вечер легенд вечер-путешествие
вечер веселых вопросов (сюрпризов, мистификаций, затейников и др.)
веселая дуэль вечеринка
веселое пятиборье взятие песочного городка
«выпускной» бал «голубая лампа» семейного чтения
день рекордов Гиннеса день веселого двора
дискотека день веселых испытаний
день фантазера «Ералаш»
загородная массовка «завалинки»
затейник (устный, настенный) игродискотека
игры (спортивные, народные, подвижные, развивающие)
задушевный разговор игровая сюита
игры строительные (конструкторские, познавательные, музыкальные, хороводные, шуточные, драматизированные, режиссерские, сюжетно-ролевые и др.)
«капустник» карнавал
клуб выходного дня клуб коллекционеров (меломанов и др.)
конкурсы (бального танца, «Алло, мы ищем таланты!», песочных архитекторов, «Шерлок Холмсов», «Робин Гудов», «Мюнхгаузенов», «Дон-Кихотов», карикатуристов, веселой пантомимы, фантазеров, смекалки, малых хоров, «Несмеяна» и т.д.)
конкурс юмора и сатиры «корзина со сказками»
коллективный выход в театр (кино, филармонию, выставки)
комический цирк коллективный рассказ в картинках
конкурс «Мисс лето» лотерея
музыкальный киоск «магазин Плюшкина»
массовка музей «Заходи, глазей»
«Огонек» парад войск будущего
пир-бал именинников посиделки
панорама творческих дел пресс-бой праздники (бумажного змея, русской березы, цветов, игры-игрушки, Нептуна и т.п.) «песочный город» турнир «Яблочко»
ребусник состязание юмористов
творческие объединения («чудаки», «Райкины») рыбалка
турнир (гидов, затейников, знатоков) ринг
рыцарский турнир турнир бумажных голубей
хит-парад хоровод друзей
цирк из газетной бумаги цирк на воде
чаепитие час импровизаций
час инсценировки чемпионат веселого мяча
шуточная картинная галерея школьное кафе
шумовой оркестр эстафета веселых экспромтов
эстафета веселых занятий ярмарка забав и развлечений экспедиция за сказками (играми,забавами,пословицами,поговорками,загадками,обрядами)
юморина ярмарка народной мудрости

3.8. Коллективные творческие дела нравственного содержания

Все модели работы с детьми имеют нравственный аспект. Однако существуют просвещенческие и тренинговые формы деятельности, несущие этическую направленность.

СЛОВАРЬ:
вечер «Расскажу о хорошем человеке» вечер этикета вечер откровения гостевой день
гайдаровская разведка день поступков «по секрету»
день рождения коллектива день рождения школы
день русского хлебосольства день этикета (мальчиков, девочек)
диспут «камертон доброго настроения»
комплексная игра магазин без продавца
«огонек» знакомств «огонек» прощания
«орлятский круг» рейд дружбы
ролевая игра нравственного характера сбор «Я – мы - они»
секретный тимуровский рейд фабрика смех
эстафета соседей


4. РАБОТА С АКТИВОМ

Делить ребят на актив и неактив не имеет смысла. Все дети должны находиться в «самочувствии актива». Но постоянный ли, сменный ли, очередной актив при проведении тех или иных коллективных творческих дел все-таки должен выбираться. И работать с ним надо: учить, консультировать, инструктировать, помогать осваивать сферу организаторской работы. Можно использовать КТД-тренинги, творческие КТД. Ниже приведены примеры таких тренингов.

«Геометрическая фигура»
Длинные веревки связываются в два больших кольца (веревочных колец столько, сколько создается групп; длина веревки зависит от количества участников). Дети становятся в круг, держась за кольцо веревки обеими руками. Ведущий (воспитатель, учитель) предлагает ребятам построить квадрат, треугольник, пирамиду, звезду, ромб, закрыв глаза, не выпуская из рук веревку. Участники тренинга имеют право советоваться, разговаривать вслух, искать решение в точно отведенное время. Казалось бы, задание не столь сложно. Но в предложенном состоянии все-таки сделать это не так-то легко. Сначала у ребят может быть растерянность, затем они начинают искать пути решения, спорить. Кто-то обязательно будет руководить всеми. Эти кто-то и есть лидеры.

«Номера»
Ребята делятся на группы, например, на три команды, Всем школьникам прикалываются на спины номера, скажем, от 1 до 10. По команде ведущего группы перемешиваются. По следующей команде надо прибежать к «своим» и выстроиться спиной к ведущему от первой до последней цифры по порядку. Условия можно менять: дети строятся от цифры 10 до цифры 1, то есть наоборот. Или дети строятся так: сначала нечетные цифры, затем четные.
Могут быть и такие варианты: построиться по росту; построиться в алфавитном порядке, учитывая первую букву, с которой начинается фамилия. Понаблюдайте, как группа выполняет задание. Кто лидирует, кто выполняет задание пассивно.

«Киностудия»
Ребята разбиваются на творческие коллективы киностудий страны. Придумывают название «студии», жанр фильма, который будут «снимать» (комедия, детектив, сказка, мелодрама, мультик); тему сюжета фильма, название фильма. Все эти задания они выполняют предельно быстро и по команде ведущего докладывают вслух о выполнении задания. Затем все вместе дети пишут сценарий, распределяют роли и обязанности, «ставят свой фильм» и показывают его всем. Фильм оценивает жюри – другие команды. Ведущему остается внимательно наблюдать и оценивать организаторские и творческие способности детей.

СЛОВАРЬ:

«А ну-ка мы» «Арена общения» (прогр. творческих контактов)
«Времена года» (творческие задания родившимся зимой, весной, летом, осенью)
«Веер делегаций» (группы ребят, представляющие делегации разных стран,
импровизируют общение друг с другом)
«Замещение вакантных ролей»
Игра в мнения
«Огонек» - анализ дня (недели, месяца, года)
Организационно-деятельностная игра
Операция «Малыши»
Разговор о жизни (вольное общение)
«Расскажи мне о себе» (оценка друг друга)
Собрание-диспут
Сбор актива


5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возможно, часть этих КТД уже знакома. Но каждая модель вариативна и несет свое воспитывающее и развивающее значение. Следует помнить, что форма – уже содержание, что практически любое КТД можно использовать в работе с малышами, младшими и старшими подростками, «облегчая» или усложняя ее композицию, программу и содержание.
КТД – это сфера педагогического изобретательства, в котором участвуют и дети. Часто в одной модели встречаются элементы других КТД, которые ее только обогащают.
Есть несколько условий успешного использования КТД.
Первое – творческое дело должно опираться на предшествующий личный опыт ребят, на знания, умения и навыки, полученные ранее.
Второе – любая модель КТД не самоцель. Не форма ради формы. Главное в ней – участие или соучастие ребенка, его личное самовыражение и самоутверждение. Необходимо, чтобы любой ребенок был нужен, нашел себя в деле. Вот почему дело называют коллективным и творческим. КТД – поле импровизации, вольного проявления, а не исполнение воли «по бумажке».
Третье – необходимо соблюдать последовательность действий по отбору, подготовке, планированию, проведению и оценке совместного дела. Любой «этап» КТД есть творчество ребенка, которое необходимо заметить и оценить, а полученный успех разделить на всех, кто, так или иначе, принимал участие в коллективном творческом деле.












ЛИТЕРАТУРА

Коллективная творческая деятельность в школе. // Воспитание школьника. – 2002. - №10. – С. 10-14
Нерода О.В. КТД – основное средство воспитания // Классный руководитель. – 2007. - №8. – С. 112-113
Шмаков С. Для чего необходимы коллективные творческие дела? // Народное образование. – 2000. - № 4-5. – С. 43-48












































ПРИЛОЖЕНИЕ. РАЗРАБОТКИ ПРОВЕДЁННЫХ КТД

























































13PAGE 15


13PAGE 14115




15