«Составные задачи со связью «всего» (вместе), «больше на» (меньше на), «столько же»»

ГУО «Средняя школа № 8 г.Жодино»
2 класс









Факультативное занятие

«Составные задачи со связью «всего» (вместе), «больше на» (меньше на), «столько же»»









Выполнила и провела:
учитель начальных классов,
вышей квалификационной категории
Субарова А.Г.






2016
Цель: повышение уровня математического развития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и опыта творческой деятельности.
Задачи:
1. продолжить работу над составными задачами. Отрабатывать решение составных задач со связью «всего» (вместе), «больше на» (меньше на), «столько же». Учить видеть взаимосвязь в составных задачах, а так же уметь расчленять на ряд простых задач и уметь последовательно их решать. Учить устанавливать систему связей между данными и искомыми, устанавливать зависимость между ними, строить умозаключения, моделировать.
2. решать задачи на смекалку, предупреждать шаблонность и инертность мышления и задачи с использованием эвристических приемов поиска пути решения.
3. способствовать развитию познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, речи).
4. формировать активный познавательный интерес к изучению математики.
Оборудование: рабочая тетрадь, опорные таблицы, мультимедийное оборудование, сказочные персонажи Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей».





















Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний

- Итак, мы начинаем факультативное занятие. Ребята, а как называется наш факультатив? (Решение текстовых задач). Сегодня на занятии мы будем решать составные задачи со связью «всего», «Вместе», закрепим сложение и вычитание двузначных чисел.
- А давайте вспомним, что такое задача. Из чего она состоит?
Условие
Вопрос
Структура Решение
Ответ
Я хочу вам предложить два вида текста. Определите, где задача, а где просто текст.

На базаре купили 2-х маленьких кроликов и 1-го большого. Сколько всего кроликов купили?2. На базаре купили 2-х маленьких кроликов и 1-го большого. Животных привезли домой, дети были очень довольны.

Ответы: 1. – это задача или математический рассказ (есть данные и есть вопрос).
2. – это текст.

Я предлагаю задачу, здесь есть условие и вопрос. Можно ли ее решить?
Дед Мороз на 8 Марта подарил бабушке, маме и Алене по букету цветов. Сколько всего букетов принес Дед Мороз? (Дед Мороз не приходит на 8 Марта). (После этого сделать вывод, что это задача на смекалку.) (Слов.работа: что такое смекалка?)

III. Математическая разминка

А сейчас мы проведем математическую разминку с участием сказочных героев. У нас в гостях Незнайка, которого мы должны будем научить решать задачи. Мы разделимся на команды и, за правильные ответы, вы будете получать смайлики. В конце посмотрим, чья команда постаралась лучше.
I команда У вас команду возглавляет Винтик.
II команда – вас Кнопочка.
III команда – а вас Тюбик.
Это все персонажи Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

1.Задачи на смекалку.
На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок осталось? (4 яблока).
В каком месяце бывает 28 дней? (В каждом)
В доме было 4 комнаты. Из одной комнаты сделали 2. Сколько комнат стало в доме (5 комнат).
Что будет с козой, когда ей исполнится семь лет? (пойдет восьмой).

2. Решение задач с использованием эвристических приемов.
А сейчас я вам предлагаю найти решение следующему номеру стр.53, № 3.
1. Ученик читает вслух.
2. Думают 1 минуту.
3. Предлагают варианты.
(Если не смогут решить, учитель помогает
2, 3, 4, 5, 6, 7

=9
2+7=9 3+6=9 4+5=9
(Ребята решают так как понимают, вслух рассуждая. Если они сами догадаются воскликнуть – «Ура! Эврика!».) (Слов. работа: что такое эврика?)
3. Стр. 53. № 4.


2
4
6

2
22
24
26

4
42
44
46

6
62
64
66

(двузначные числа выделять цветным мелом)

IV. Знакомство с решением составных задач

(Краткая запись задачи написана на доске – заранее). (Объяснение учителя).

Задача 1.
1) 40+10=50 (м.) – у Бори.
2) 40+50=90 (м.)
Ответ: всего 90 марок.

Задача 2.
1) 30+6=36 (кг) – II мешок.
2) 36-4= 32 (кг) – III мешок.
3) 30+36+32= 98 (кг).
Ответ: в трех мешках 98 кг.

Физминутка.

V. Задачи для закрепления
Решение задач у доски с объяснением.

Задача 1.
1) 13-6=7 (кг) – дочка.
2) 13+7 = 20 (кг)
Ответ: мама и дочка собрали 20 кг.

Задача 2.
1) 8+4=12 (окон) – II день
2) 8+12 = 20 (окон) – III день
3) 8+12+20= 40 (окон)
Ответ: 40 окон за три дня.

Задача 3.
1) 40-30=10 (ящ.) – I лар. I + II + III +IV = 40 ящ.
2) 10+5= 15 (ящ.) – IV лар. II + III +IV = 30 ящ.
3) 10+15 = 25 (ящ.) – III и IV лар. III = I
4) 30-25 = 5 (ящ.) – II лар. IV > III на 5 ящ.
I ?
II ?
III ?
IV ?
Ответ: во II ларьке – 5 ящиков.

VI. Задания для самостоятельной работы
1. Составление математических рассказов по краткой записи – самостоятельная работа в тетрадях. (Для каждой задачи вывешиваются опорные схемы – краткая запись).

Задача 1. Решает I команда.
I - 17
II - ?
II > I на 3
I + II - ?
В одной коробке 17 карандашей, а во второй неизвестно, но на 3 карандаша больше. Сколько карандашей в двух коробках?
1) 17 + 3 = 20 (кар.) – II коробке.
2) 17+20= 37 (кар.).
Ответ: в двух коробках 37 карандашей.

Задача 2. Решает II команда.
II >I на 5 кг. яблок
III > II на 10 кг яблок
I + II + III = ? кг. яблок
I ящ. = 15 кг яблок
II ящ. - ? кг
III ящ. - ? кг
1) 15+5 = 20 (кг) – II ящ.
2) 20+10 = 30 (кг) – III ящ.
3) 15+20+30 = 65 (кг)
Ответ: в трех ящиках 65 кг яблок.

Задача 3. Решает III команда.
II корз. < I корз. на 10 грибов
III корз. = I корз.+ II корз.
I + II + III = ? грибов
I корз. – 25 грибов
II корз. - ? гриб.
III корз. - ? гриб.
1) 25-10 = 15 (гриб.) – II корз.
2) 25+15 = 40 (гриб.) – III корз.
3) 25+15+40 = 80 (гриб.)
Ответ: в трех корзинах 80 грибов.

2. Прочитать тексты задач и составить их краткие записи.
Решение задач у доски с объяснением.

Задание: по опорной схеме найти задачу и решить ее с объяснением.
Задача 1.
I - 32 см
II - ? см
II < I на 6 см
I + II = ? см
1) 32-6 = 20+ 6 = 26 (см) – II отрезок

20 12
2) 32+26 = 58 (см) – длина ломаной
Ответ: 58 см длина ломаной.

Один ученик идет решать к доске с обратной стороны.
Задача 2.
М-10
Д - ?
Д > М на 8
М + Д = ?
1) 10+8 = 18 (детей – девочек)
2) 10+18 = 28 (детей).
Ответ: в хоре 28 детей.

Задача 3.
I = 30 кг карт.
II - ? кг
III - ? кг
I + II + III = ? кг
II >I на 6 кг
III < II на 15 кг
1) 30 +6 = 36 (кг) – II ящ.
2) 36 – 15 = 21 (кг) – III ящ.
3) 30+36+21 = 87 (кг)
Ответ: в трех ящиках 87 кг картошки.

Задача 4.
К-13
У- ?
Г - ?
К+ У + Г = ?
У < К на 5
Г = К + У
1) 13-5 = 8 (пт.) – уток
2) 13+8 = 21 (пт.) – гусей
3) 13+8+21 = 42 (пт.)
Ответ: 42 птицы в домашнем хозяйстве.

Задача 5.
Кап. – 16 кг
М -?
С - ?
Карт. - ?
М > Кап. на 4 кг.
С < М на 6 кг
Карт. = Кап. + М + С
1) 16 + 4 = 20 (кг) – моркови
2) 20 -6 = 14 (кг) – свеклы
3) 16+20 + 14 = 50 (кг) – картофеля
4) 16 + 20+ 14 + 50 = 100 (кг) = 1 центнер – овощей
Ответ: семья заготовила 100 кг овощей или 1 центнер.


VII. Рефлексия

Учитель: - Кто сегодня давал много правильных ответов?
- Кто работал активно, отвечал на вопросы правильно?
- Кто давал ответы, но ошибался и это были единичные ошибки?
- Что нового и значимого вы взяли из сегодняшнего урока? Оцените свои знания (поставив соответствующий знак).
Мне было не понятно


Мне было трудно решать, но понятно


Мне было легко и интересно решать задачи




VIII. Итог урока

Спасибо всем за работу. Задачи такого вида мы продолжим изучать, поэтому, если кто-то чувствует, что ознакомился с ними не достаточно хорошо, у вас еще будет время их порешать.



15