План-конспект урока Художественная проблематика и идея стихотворения А. С. Пушкина Пророк


HYPERLINK "http://infourok.ru/" http://infourok.ru/
План-конспект урока
Тема урока. Художественная проблематика и идея стихотворения
А. С. Пушкина «Пророк»
Цели урока:
Выявить пушкинское представление о роли и предназначении поэта и поэзии.
Развивать навыки анализа лирического стихотворения.
Воспитывать любовь к русской классической литературе.
Оборудование урока: тексты гл. 6 из «Книги пророка Исайи» (Библия. Ветхий Завет) и стихотворения А. С. Пушкина «Пророк», этимологические словари, словари архаизмов и историзмов.Формируемые компетенции: лингвистическая, культурологическая, коммуникативная.
Формы работы учащихся: учебное исследование, работа с этимологическим словарём и словарём архаизмов и историзмов, эвристическая беседа, самостоятельная работа, выразительное чтение.
Ход урока
Организационный момент.
2. Целеполагание.
- Дома вы прочитали два текста: фрагмент из Книги пророка Исайи и стихотворение А. С. Пушкина «Пророк». К каким выводам вы пришли? (Фрагмент из Книги пророка Исайи стал первоисточником пушкинского стихотворения).
- Какие вопросы у вас возникли? (Зачем поэт «пересказал» в стихах библейский текст? Какова художественная идея стихотворения?)- Итак, мы определили цель нашего сегодняшнего исследования. Запишем тему урока – «Художественная проблематика и идея стихотворения А. С. Пушкина «Пророк».
3. Работа в группах (2 группы)
- Но разве «Пророк» - пересказ? Давайте попробуем найти не только совпадения, но и бросающиеся в глаза отличия библейского и пушкинского текстов.
1 группа формулирует обнаруженные совпадения, 2 группа – отличия.
4. Представление работы групп, рефлексия.
Словарная работа с текстом «Пророка», эвристическая беседа.
- Как «ведут себя» слова в контексте библейского фрагмента и стихотворения «Пророк»? Есть ли разница? В каком тексте слова имеют прямое значение, а в каком – переносное?
- Что дало нам это исследование? К каким выводам мы можем прийти? (Используя библейский миф, автор «Пророка» преследовал какие-то свои цели. Если пророк Исайя описал виденное как реальность, то в пушкинском стихотворении слова утрачивают предметное значение.)- Поясните значение словосочетания «духовная жажда» (страстное желание истины, добра, справедливости, гармонии).
- Какова этимология слова «пустыня»? С чем ассоциируется у нас это слово? Сохраняет ли слово предметное значение в контексте? (Пустота, одиночество, жара, свет, но здесь – «в пустыне мрачной»).
- Что такое «перепутье»? Есть ли оно в настоящей пустыне? Какое переносное значение имеет слово путь? (Жизненный путь; здесь речь идёт о жизненном перепутье, о духовных исканиях).
- Какую особенность лексики мы можем отметить ещё? (Обилие старославянизмов)
- Что означают слова «зеницы», «персты», «отверзлись», «глас», «виждь»? Каково предназначение этих старославянизмов в стихотворении?
- Какова роль Серафима? (Он должен подготовить избранника к духовному прозрению, восприятию божественного слова)
- Как томимый жаждой путник превращается в пророка? Что с ним происходит?
1.Моих зениц коснулся он – отверзлись вещие зеницы
- Что значит отверзлись? Разве до этого глаза были закрыты? Каково свойство обретённого зрения? Что означает слово вещие? В каком стихотворении оно нам встречалось? («Песнь о вещем Олеге»)
Физкультминутка
- Нам предстоит ещё долго работать с текстом, с книгой, и, чтобы глаза не устали, мы проведём электронную физкультминутку. Встаньте, внимание на экран ( HYPERLINK "http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/12/10/luntik.pps" http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/12/10/luntik.pps)
- А теперь мы продолжим наше исследование. Как же далее происходит превращение обыкновенного человека в пророка?
2.Моих ушей коснулся он - …И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье…
- Каково значение слов внял, горний, дольней, прозябанье? Можно ли слово внял заменить словом услышал? Может ли обычный человек услышать это?
3.И он к устам моим приник – И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой
- «Празднословный и лукавый» - это характеристика человеческого языка вообще или языка путника до момента его призвания?
- Почему именно жало мудрыя змеи в качестве органа речи получает призванный? (Змея – символ мудрости, в греческой мифологии она является одним из атрибутов богини мудрости Афины, в праславянской мифологии - связана с Велесом)
- Чем сменяется тема обретения мудрости? В какой момент возникает мотив необходимости очистительного страдания, боли?
4. И он мне грудь рассёк мечом, И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул- Сохраняется ли иносказательность поэтического слова? Как связан образ огня с жизненным путём человека (жизнь–горение – ср. пылающее сердце Данко).Каков смысл этой метафоры у Пушкина? Что означает наказ Бога? К кому обращён призыв «Глаголом жги сердца людей»?(К пророку = поэту, получившему волею Бога власть над словом)
- Решили ли мы в ходе нашего исследования поставленные в начале урока задачи? Сформулируйте вопросы, на которые отвечает поэт своим «Пророком» (проблематика стихотворения), и попробуйте дать на них ответ, исходя из текста.
Примерные ответы:
1) Каково место поэта: он среди людей или над ними? (Над людьми, над правителями)
2) Кто наградил поэта пророческим даром, благословил его выполнять божественную миссию?(Бог; только он является для поэта высшей нравственной инстанцией, судьёй; поэт, несущий людям божественную истину, должен иметь абсолютную свободу от земных властителей, от толпы)
Рефлексия
- Какова же цель и задача поэзии, по Пушкину?
Домашнее задание:
прочитать стихотворение «Арион», ответить на вопрос, в чем сходство и различие авторской художественной мысли, выраженной в «Пророке» и «Арионе»