Презентация по литературе в 7 классе тема : «М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании образов.»


Презентация к уроку литературы в 7 классе Тема урока: «М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании образов.» Выполнила учитель русского языка и литературы Обухова Ольга Анатольевна школа-интернат г. Грязи – 2013г. Методический комментарий Цель урока: создать условия для эмоционального восприятия поэзии поэта, дать возможность глубже осознать собственные мысли и чувства о поэтеЗадачи обучающие: создать условия для формирования умений выявления настроения стихотворения, литературных приемов для передачи этого настроения читателям.Развивающие задачи: создать условия для развития речи, кругозора учащихся, литературного развития, формирования выразительного чтения. Воспитательные задачи: создать условия для формирования интереса к поэзии Лермонтова, воспитания чувств сопереживания, соучастия, сострадания, любви к природе. Урок начинается с показа портретов поэта, написанных с натуры, вступительного слова учителя, в котором сообщаются совершенно противоположные взгляды современников на портрет и характер поэта. Учащимся предлагается на основе ранее полученных знаний и сведений, полученных на текущем уроке, на основе знакомства с новыми стихотворениями выработать свое представление и поразмышлять над своим восприятием личности М.Ю. Лермонтова. «Какой он, твой Лермонтов?» – проблемный вопрос урока. В презентации используется красочный зрительный ряд, романсы на изучаемые стихи, звучит молитва. Большое значение на этом уроке имеет выразительное чтение. Основные формы работы: беседа, выразительное чтение, слушание, самостоятельная работа. Во время исполнения романсов представляется зрительный ряд по теме стихотворения. Тема урока: «М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании образов.» «Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием…»Д.С. МережковскийА какой он – твой Лермонтов? И как непохожи портреты Лермонтова, те, что оставили нам графики, живописцы, писавшие его с натуры. Вот он изображен юношей в Москве – там учился в университете. Вот он уже в Петербурге, стал военным, окончил школу кавалерийских юнкеров и гвардейских подпрапорщиков. Ф.О.Будкин. Портрет М.Ю. Лермонтова в мундире лейб-гвардии Гусарского полка. 1834 г. Перед вами автопортрет М.Ю. Лермонтова, написанный им в 1837-1838 гг... Таким художник Петр Заболоцкий увидел Лермонтова в год гибели... А какой он - ваш Лермонтов? Что такое молитва?Когда человек прибегает к ней? Молитва — это обращение к Богу, общение с Ним. В молитве человек выражает просьбы, благодарит за исполнение их, прославляет Бога, кается в грехах.К молитве человек прибегает чаще всего в трудную минуту, когда он нуждается в Божьей милости и помощи. М.А. Щербатовой Лермонтов посвятил стихотворение «Молитва» (В минуту жизни трудную…) А.О. Смирнова-Россет вспоминала: «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи. Объясните значение эпитета «благодатная». (благодатный – значит, исполненный Божественной благодати (само слово «благодать» церковное и обозначает Дары Духа Святого), т.е. воли и силы, полученных свыше… А также «благодатный» означает приносящий благо, добро, счастье.. В данном случае это именно та сила, которая возвращает человеку душевное равновесие, укрепляет его дух и веру. И эта «сила благодатная» заключена в «созвучье слов живых» Отметим художественные средства выразительности Эпитеты, употребленные с инверсией: «в минуту жизни трудную», «молитву чудную», «сила благодатная», «слов живых». В прямом порядке употреблены эпитеты «непонятная, святая прелесть». Ощущение песни создают повторы «И верится, и плачется, / И так легко, легко…». Владимирский собор в Астрахани. Молитва Покрову Пресвятой Богородицы "Царице моя Преблагая, Надеждо моя... Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе в Москве. Молитва перед чудотворным образом Марии - Матери Милосердия. Царице моя Преблагая, Душу мою пред Тобою полагаю, Помилуй мя грешного. «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать» М. Ю. Лермонтов «Природа наделила его страстями. Трех лет он плакал на коленях у матери от песни, которую она певала ему. И в память о рано угасшей матери и о песне он написал потом своего «Ангела» И. Л. Андроников Мария Михайловна Лермонтова - мать поэта. Стихотворение «Ангел» (написано в 1831 году) Что такое звукопись? Особую прелесть стихотворению «Ангел» придает звукопись: звук [р], один из наиболее сильных звуков, ни разу не употребляется в первой и последней строфах, а во второй и третьей строфах он употребляется в минимальном количестве(всего пять раз). В то же время на протяжении всего стихотворения мы видим активность сонорных звуков: [л], [н], [м], звукосочетаний с участием этих звуков Звукопись - повторы согласных звуков, подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т. п («...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши...») Какова роль звукописи в этом стихотворении? Найдите слова высокого стиля. Какова их роль? Возвышенный характер придают стихотворению слова высокого стиля: «внимали», «о блаженстве», «под кущами» ("куща" — церк.-слав.; "шатер, палатка"), «душу младую», «томилась». «Ангел» 1831 «Когда волнуется желтеющая нива…» 1837 Самостоятельная работа.Поразмышляйте. Какие чувства выразил автор? Как вы понимаете главную мысль стихотворения?С помощью каких средств автор передает своим читателям чувства, которые в нем пробуждают встречи с природой ? И.И. Шишкин - Полдень. В окрестностях Москвы.... И.И. Шишкин. Дубовая роща И.И. Шишкин. Корабельная роща И.И. Шишкин. Ручей в лесу И.И. Шишкин. Дубки Какой он – мой Лермонтов?