урок литературного чтения Э.Успенский Крокодил Гена и его друзья


Тема урока: Эдуард Успенский «Крокодил Гена и его друзья»( отрывок).
Цель урока : совершенствование навыков в выразительного, беглого, осмысленного чтения, расширение кругозора обучающихся; создание условий для формирования дружного детского коллектива;
формирование УУД:
познавательных : умения ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; делать выводы в результате совместной работы всего класса – регулятивных :учиться высказывать свое мнение, учиться работать по предложенному плану, совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке-;
коммуникативных :оформлять свою мысль в устной речи, выразительно читать текст, совместно договариваться о правилах общения, учиться выполнять задания в группе;
личностных – формирование внутренней позиции школьника, развитие учебной мотивации
Оборудование к уроку:
Учебник литературного чтения «Капельки солнца» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
Презентация к уроку
Карточки для индивидуальной работы « Качества настоящего друга»
Выставка рисунков «Мой друг»
Ход урока.
1.Организационный момент
Как называется раздел учебника, который мы читаем?( Попрыгать-поиграть)
- Напомните, какие уроки мы уже изучили? (1 урок вежливости, второй урок вежливости)- можете воспользоваться содержанием учебника.
О чем эти уроки?- отношение к игрушкам, как надо играть
- какой урок получили мы на предыдущих занятиях? – как надо играть.
Какие правила вы запомнили?
Сегодня на уроке мы постараемся ответить на вопрос: Как найти настоящих друзей? (слайд1 )
-Наша выставка рисунков «Мой друг» говорит о том, что у вас друзья есть. Значит, вы знаете, как найти друзей?
- Глубже разобраться в этом вопросе нам поможет замечательный человек, его фамилия зашифрована на доске- Успенский Эдуард ( автобиография)
– Эдуард Николаевич Успенский родился в 1937 году. Творческий путь начинал как юморист. Как вы понимаете это слово?
– В детскую литературу попал случайно. Э. Успенский выступал как автор сценариев мультфильмов. Огромную известность принесла ему повесть Крокодил Гена и его друзья", которая была опубликована в 1966 году. Её герои, Крокодил Гена и Чебурашка, живут в мультфильмах уже несколько десятилетий. Такой же успех выпал на долю приключений друзей из Простоквашино – Дяди Фёдора, Шарика и Матроскина.
3.2. Выставка книг.
– Я приготовила вам книги Эдуарда Успенского, которые вы можете взять в библиотеке и прочитать... Выставка книг!
Отгадайте загадку про одного из его героев:
Он дружок зверям и детям, он- живое существо
Но таких на белом свете больше нет ни одного!
Потому что он – не птица, не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино эта милая мордашка и зовется – ( чебурашка)
Он к нам пришел в гости ИГРУШКА
Ой, а что это у него? Он принес нам рассказ ,от Э.Успенского о том, как появилась книга, которую мы сегодня будем читать.( зачитать рассказ)
-Чему мы будем учиться?
Работа с иллюстрацией: рассмотрите иллюстрацию на стр. 59 кто узнал героев произведения? О чем пойдет речь в произведении?
- мы будем читать все произведение? Нет, только отрывок.
Речевая разминка: подготовим речевой аппарат:
Ра-ро- ро ра- начинается игра
Ну- ни- ни – ну- соблюдаем тишину
Жа- за- су- зу- мы поймали стрекозу
Чок-чок-чок –не стучит наш каблучок
2.Словарная работа:
строительство
Помощники
Подружиться
присоединиться
обязательно
Разногласия
пожалуйста
3. Работа с текстом произведения. Чтение с обсуждением прочитанного.
По ход чтения мы постараемся вывести правила дружбы, читаем внимательно.
Часть 1. Чтение «Вдогонку» учитель- ученик
-Почему строительство продвигалось медленно? (Строителей было мало)
-Что предложил Гена, чтоб строить быстрее? (Позвать помощников)
Какое правило дружбы вы бы вывели из этой части?
-Что нужно делать друзьям при выполнении любого дела?
ПОМОГАТЬ ДРУГ ДРУГУ (слайд3)
Часть 2. Чтение про себя
-Кто пришел помогать? (Жирафа Анюта, обезьянка Мария Францевна, двоечник Дима, отличница Маруся)
-Почему у Маруси не было друзей? (Она была слишком тихой и незаметной)
-Догадались ли вы, почему не было друзей у двоечника Димы?
- что рассказал Э. Успенский о девочке Марусе?
-Как должны работать друзья, чтобы работа ладилась (получалась)?
Какое правило вы бы предложили?
РАБОТАТЬ СООБЩА (слайд3)
физминуткаЧасть 3. чтение по цепочке.
-Как вы понимаете выражение «Дом рос не по дням, а по часам»? (Очень быстро)
-Что такое разногласия? (Разные мнения по одному и тому же вопросу) СЛОВАРЬ(Лили прочитай, как толкуется это слово)
-Какой бы вы предложили выход?( Можно попробовать договориться)
-Какой выход нашел Чебурашка? (Каждому выбрать и покрасить одну стенку)
-Если выкрасить домик так, как предложил Чебурашка, исчезнут ли разногласия между друзьями? (Скорее всего, исчезнут)
-Что нужно делать, если у друзей возникли разногласия?
УМЕТЬ ДОГОВОРИТЬСЯ (слайд3)

Часть 4. Читают самостоятельно.
Задайте вопрос по это части, воспользуйтесь вопросительными словами. (доска)
-Какой получится домик дружбы?. ? Кто красил стену в … зеленый? Желтый? Коричневый цвета? Что устроили в домике? Где стал жить Чебурашка? - Почему четвертая стена отливала всеми цветами радуги?
Какие это цвета? Сколько их? Назовите. Кто знает стихи об этом?
К О Ж З Г С Ф
-Как вы думаете, что чувствовали друзья, окончив работу?
УМЕТЬ РАДОВАТЬСЯ ВМЕСТЕ С ДРУЗЬЯМИ (слайд3)
4.Итог работы с текстом
-Зачем герои затеяли строительство? (Чтобы помочь желающим найти друзей)
- Почему никто не хотел записываться первым? (Не нашлось тех, у кого не было друзей)
-Почему им удалось подружиться еще до завершения стройки? (У них было общее дело)
-Так что оказывается нужно для дружбы? (Общие интересы, общее дело)
Как вы думаете, как относится Успенский к своим героям? Почему?
(Слайд4) Общее дело, общие интересы и позволяют нам найти настоящих друзей.
(Слайд5) Посмотрите: наши правила общего дела оказались настоящими правилами дружбы.
-Давайте их еще раз перечитаем. Какие бы правила дружбы вы хотели в этот список добавить
5. Самостоятельная работа по карточкам.
- Наши гости видят выставку рисунков. Это вы нарисовали своих друзей.
Какие качества из предложенного списка вы выбрали бы для характеристики настоящего друга?
6. Итог урока
Подведем итог своей работе.
-Чему же мы учились? Что узнали?
7. Рефлексия.
-Постараемся определить свое отношение к уроку.
-Кто доволен своей работой? Сигнальные карточки + и –
8.Домашнее задание – нарисовать Домимк дружбы, как вы его себе представляете.
9.Работа в парах с пословицами.
-Умение договориться – важное условие общего дела и дружбы. Договоритесь в паре и соедините части пословиц. Объясните их смысл.
НАСТОЯЩИЙ ДРУГ
добрый злой
трусливый
честный весёлый жадный
не бросит друга в беде
хитрый
заботливый высокий сильный
НАСТОЯЩИЙ ДРУГ
добрый злой
трусливый
честный весёлый жадный
не бросит друга в беде
хитрый
заботливый высокий сильный
НАСТОЯЩИЙ ДРУГ
добрый злой
трусливый
честный весёлый жадный
не бросит друга в беде
хитрый
заботливый высокий сильный

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ
добрый злой
трусливый
честный весёлый жадный
не бросит друга в беде
хитрый
заботливый высокий сильный