Рекомендации по постановке целей и задач уроков русского языка определенного типа.



Рекомендации по постановке целей и задач уроков русского языка определенного типа.
Признаться, постановка целей не особо приятное занятие. И писать их также не доставляет особого удовольствия. Однако есть необходимость вернуться к этой теме ещё раз. Как не превратить написание целей урока в «магию слов»? Как сформулировать осмысленные и конкретные цели урока, а не делать формальную отписку для проверяющих?
Прочитала множество документов в Интернете. Все они практически повторяют одно и то же, что «цель – прогнозируемый учителем результат, который должен быть достигнут к концу урока» и что «сформулированная цель должна быть а) четкой; б) понятной; в) достижимой; г) проверяемой; д) конкретной.»
Хорошо, согласимся. И с существованием триединой цели урока согласимся, так как на уроке ученики усваивают знания, выполняют умственные и физические действия, приобщаются к каким-то нравственным категориям. Отсюда вытекает триединая цель в трёх аспектах: 1) познавательном 2) развивающем 3) воспитательном.
Существует также понятие задач урока это конкретизация целей. Только мне кажется, если написать три общие цели, а потом ещё и конкретизировать их в задачах, то написание плана урока превратится в сущий ад. Целей в плане будет прописано больше, чем этапов урока.
Для обычного урока достаточно постановки общих целей, только более конкретизированных. Можете со мной не согласиться, я не методист.
И так ,умение чётко поставить цель урока  один из главных критериев методической подготовленности учителя.
Примерный перечень возможных целей урока ( слайд 1)
Формирование объективного понимания мира на основе усвоения необходимого объёма знаний.
Формирование речевых, интеллектуальных и практических умений школьников.
Формирование отдельных качеств характера или их совокупности.
Формирование интересов, мотивов, отношений, убеждений как регуляторов деятельности учеников.
Овладение практическими способами деятельности.
Цель показывает, на достижение каких результатов ориентируется на  уроке учитель. При этом желаемый результат не всегда совпадает с реальным, а поставленная цель часто может быть и не достигнута. Впадать от этого в отчаяние не стоит.
К познавательным целям относятся: ( слайд 2)
Ознакомление учащихся с новыми фактами, явлениями.
Изучение новых понятий, законов, теорем и т. п.
Введение новых терминов и условных обозначений
Совершенствование известного знания, его расширение и развитие.
Знакомство с принципом действия прибора, механизма.
Обучение работе с таблицами, картами, учебными пособиями, каталогами и другими дидактическими средствами.
Обобщение и систематизация знаний.
Изучение нового способа действия, формирование умений и навыков.
Связь вновь изученного материала с ранее пройденным.


Цели по закреплению и углублению знаний: ( слайд 3)
научить давать определение термина и узнавать термин по его определению
научить составлять план или работать по заданному плану
научить иллюстрировать свои мысли и утверждения
научить аргументировать свою точку зрения или строить доказательство
научить устанавливать связи, различать причину и следствие
научить строить прогнозы, обобщать факты и делать выводы, формулировать суждения
Воспитательные цели на уроке( слайд 4)
Формирование научного мировоззрения, убеждений.
Воспитание активной жизненной позиции, нравственно-этических принципов и привычек.
Воспитание эстетического отношения к окружающему миру, культуры мышления и речи.
Пробуждение познавательного интереса к учебному предмету.
Развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.
С целями разобрались , теперь задачи.
Задачи  это действия по достижению поставленной цели. В связи с этим, задачи планируются как глаголы. ( слайд 5)
Задачи должны быть: конкретными, ориентированными на результат, достижимыми за предвиденное время. ( слайд 6)
Образовательные задачи урока( слайд 7)
-Обеспечить в ходе урока усвоение, повторение, закрепление следующих основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов (учитель вписывает их наименование)
-Сформировать и продолжать формирование, закрепить следующие специальные умения по предмету (приводится их перечень)
-Сформировать и продолжать формирование, закрепить следующие общеучебные умения и навыки (навыки планирования работы с книгой; умение читать, писать; навыки самоконтроля.
Воспитательные задачи урока( слайд 8)
-Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззрений в зависимости от содержания урока (идейно-политическому, нравственному воспитанию, актуальности, патриотизму, коллективизма)
-Содействовать трудовому воспитанию и профориентации школьников (ознакомить с трудовыми традициями; с определёнными профессиями)
-Содействовать эстетическому воспитанию школьников (ознакомить с произведениями литературы и искусства; эстетикой труда; природой; наукой; бытом; традициями)
-Содействовать физическому воспитанию школьников, заботиться о профилактики их утомляемости на уроках.
Развивающие задачи урока( слайд 9)
-Развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
-Развивать у школьников самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, наблюдения в природе и окружающей действительности
-Развивать эмоции учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности. Использовать яркие примеры, иллюстрации, демонстрации и т. п.
-Развивать познавательный интерес учеников.
Примеры глаголов для формулировки задач ( слайд 10)
- вспомнить, определить, сформировать, изложить, регистрировать.
-понимать , объяснить, обозначить, сделать обозрение, дискутировать.
- описать, использовать, составить план, таблицу; сыграть.
- увидеть разницу, характеризовать, сравнивать, установить связь, сопоставить, предвидеть, проверить, расчленить.
- проверить, изменить, обособить, сделать вывод, критиковать, анализировать.

Рекомендации по постановке целей и задач уроков русского языка определенного типа.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний( слайд 11)
Личностная цель: помочь осознать практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности по изучению и первичному закреплению новых знаний.
Задачи метапредметные:
- создать условия для развития умений анализировать, выделять главное, классифицировать
Задачи предметные:
-обеспечить повторение ранее изученного материала;
- организовать деятельность учащихся по изучению нового материала;
- сформировать представление о последовательности действий при изучении и первичном закреплении учебного материала.

Результат : первичное осознание учащимися нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.


Урок закрепления знаний( слайд 12)
Личностная цель: помочь осознать практическую и личностную значимость данного учебного материала.
Задачи метапредметные:
-обеспечить развитие диалогической и монологической речи;
- создать условия для развития умений анализировать познавательный объект, выделять главное в познавательном объекте, структуировать информацию, осуществлять самоконтроль, самооценку.
Задачи предметные:
-обеспечить закрепление понятий через организацию деятельности учащихся по применению знаний в разнообразных ситуациях;
- обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий.

Логика процесса закрепления знаний:
Актуализация опорных знаний и их коррекция.
Определение границ (возможностей) применение этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить?
Пробное применение знаний.
Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний.
Упражнения с переносом знаний в новые условия.

Результат: вторичное осмысление учащимися уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.


3.Урок обобщения и систематизации знаний( слайд 13)
Личностная цель: помочь осознать практическую значимость данного учебного материала и ценность совместной деятельности.
Задачи метапредметные:
- обеспечить развитие умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;
-осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности;
- обеспечить развитие умений сравнивать познавательные объекты;
-обеспечить развитие умений общаться в ходе совместной деятельности.
Задачи предметные:
-организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
- обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий.

Результат: усвоение знаний в системе.











4. Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений учащихся. ( слайд 14)
Личностная цель: помочь осознать практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности по
применению знаний в различных ситуациях.
Задачи метапредметные:
-закрепить умения: использовать научные методы познания;
планировать свою деятельность и использовать необходимые средства и способы их достижения;
структурировать информацию;
полно и точно выражать свои мысли;
осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
Задачи предметные:
-обеспечить организацию деятельности учащихся по определению уровня знаний, сформированности умений и навыков;
- обеспечить закрепление и систематизацию знаний через организацию деятельности учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.

Деятельность учащихся направлена
на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применение их на разных уровнях:
-уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел;
-уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец;
- уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на 2-ом уровне и научился переносить в новые условия.

Результат: применение знаний, умений в разнообразных ситуациях.

Таким образом , на каждом уроке ставится: ( слайд 15)
I Личностная цель, которая реализуется через
II.Метапредметные и предметные задачи (задачи учителя):
а) учащиеся должны овладеть определёнными универсальными учебными действиями;
б) обеспечить закрепление знаний (понятий), полученных учащимися на уроке ;
в) организовать деятельность учащихся по применению знаний , умений в разнообразных ситуациях.
III. Эти задачи конкретизируются при организации конкретной деятельности учащихся (задачи ученика).
IV. Урок заканчивается рефлексией: обеспечить осознание учащимися значимости данного учебного материала и своего объёма знаний (самооценка и самокоррекция).
jђ Заголовок 215