Конспект урока по литературному чтению на тему: ЭДУАРД УСПЕНСКИЙ «КРОКОДИЛ ГЕНА И ЕГО ДРУЗЬЯ»


Тема: Эдуард Успенский «Крокодил Генаи его друзья»(3 класс)
Тип урока Изучение нового материала
Вид урока Урок-проблема
Цель Создать условия для формирования представления учащихся о качествах, присущих настоящему другу
Задачи 1. Помочь выяснить качества характера, которыми должен обладать настоящий друг.
2. Развивать умение использовать свой опыт и на этой основе делать вывод.
3. Развивать умения высказывать свое мнение, давать самооценку, выражать свое отношение к героям.
4. Формировать умения отвечать на вопросы к тексту произведения, находить в тексте предложения, которые бы подтверждали высказанную мысль, умение формулировать основную мысль текста.
5. Способствовать развитию интереса к литературному чтению, обогащению словарного запаса, совершенствовать культуру речи
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята, здравствуйте гости! Пусть наш урок будет интересным, познавательным и подарит нам радость общения.
II. Актуализация знаний.
 Я для вас приготовила сюрприз  интересный мультфильм. Давайте посмотрим его внимательно (отрывок из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья»).
По вашим улыбкам я вижу, что вы догадались, из какого произведения наши герои («Крокодил Гена и его друзья».) А кто автор этого произведения? (Эдуард Успенский.)
Вот мы и назвали тему нашего урока (на слайде представлено название произведения).
III. Создание проблемной ситуации.
– О чем сюжет мультфильма? (Сюжет этого мультфильма о том, что всех надо передружить.)
– А как вы понимаете слово «передружить»? (Найти всем одиноким настоящего друга, чтобы им не было скучно и тоскливо.) А что значит настоящий друг? (Ответы детей.)
– Вы все правильно ответили. Вот сегодня на нашем уроке мы постараемся понять и раскрыть для себя на примере поступков героя сказки крокодила Гены, каким должен быть настоящий друг.
А поможет нам в этом произведение, с которым мы начали знакомство на прошлом уроке, автора Эдуарда Успенского.
IV. Работа с текстом.
– Давайте откроем наши учебники, найдем 1-ю часть произведения и вспомним отдельные моменты сказки.
– Кто пришел в гости к девочке Гале? Найдите нужные строки и подтвердите свой ответ словами из текста.
– Что с ней случилось? Подтвердите словами из текста.
– Что предложил крокодил Гена, чтобы спектакль не сорвался? Найдите нужные строки и подтвердите словами из текста.
V. Элемент театрализации.
– Как вы думаете: сложно быть артистом и выступать на сцене? (Ответы учащихся.)
– Сейчас мы и попробуем это выяснить. На прошлом уроке я предложила по желанию выучить слова понравившегося героя. Кто хочет попробовать себя в роли актера? (Выбираются по желанию «актёры».)
– Ребята, а как ведут себя зрители во время спектакля? (Сидят тихо, слушают внимательно.) Когда спектакль заканчивается, зрители, выражая благодарность, аплодируют артистам.
Если вы услышите громкие аплодисменты – игра удалась.
– А теперь скажите, дорогие «актёры», сложно ли было играть и почему.
(Вариант ответа: «Мне было немного страшно, так как я боялась забыть слова, ведь на меня смотрели все ребята».)
VI. Самостоятельное открытие.
– А как вы думаете: крокодилу Гене страшно было выступать на сцене, ведь там зрителей больше, чем у нас в классе?
(Вариант ответа: «Я думаю, ему было немного страшно, может, поэтому он и перепутал слова текста, но все же он молодец, не струсил».)
– А можно ли крокодила Гену лишь только за этот поступок назвать настоящим другом?
(Вариант ответа: «Я думаю, что можно, ведь он не только выручил Галю, он помог состояться спектаклю. Крокодил Гена оказался ответственным, храбрым и надежным товарищем».)
– Так какими же качествами друга обладает наш герой Гена? (Храбростью, отзывчивостью, надежностью, ответственностью.)
– Да, не каждый способен на такой серьезный поступок! А какими еще качествами настоящего друга обладает крокодил Гена, мы узнаем, прочитав 2-ю часть произведения.
Но чтобы чтение наше было красивым, правильным, давайте вспомним слова, над которыми мы вчера работали и которые при чтении вызывают затруднения: «спохватился», «совершенно», «двоюродная», «увлекся событиями», «направляешься», «заученным голосом», «остолбенел» (чтение текста).
– А что больше всего вас развеселило в этом спектакле? (Вариант ответа: «Когда он говорил, что у него двоюродная бабушка, почему бабушка такая лохматая...» и т. д.)
– Так каким же вы еще увидели Гену во второй части? (Вариант ответа: «Он не только ответственный, он еще может быть веселым, с таким другом всегда будет интересно, он жизнерадостный».)
VII. Вывод по проблеме.
– Давайте с вами вернемся к нашей проблеме и ответим на вопросы.
– Смогли ли нам помочь составить портрет настоящего друга главный герой сказочного произведения крокодил Гена и автор Эдуард Успенский? Каким же должен быть настоящий друг?
Давайте с вами еще раз прочитаем и запомним, какими качествами должен обладать настоящий друг. (Храбрым, ответственным, надежным, терпеливым, ответственным, добрым, интересным, веселым.)
VIII. Применение нового знания.
– Теперь мы знаем, каким должен быть друг. Давайте поговорим с вами о ваших друзьях: какие они у вас?
Не только писатели создавали произведения о друзьях – очень много мудрых пословиц и поговорок сложил народ.
Я хочу предложить вам несколько из них (зачитывает ряд пословиц о дружбе, друге).
– Как вы понимаете их смысл? Какое же народное высказывание больше всего подходит к нашему герою? (Друг познается в беде.)
– Я уверена, что каждый из вас хотел бы иметь такого друга, как Гена, ведь в жизни так необходимы друзья – чтобы можно было с ними общаться, играть, делиться своей радостью, спрашивать совета.
IX. Рефлексия.
– Наш урок подходит к концу, я бы хотела узнать: что нового и интересного для себя вы открыли?
Я попрошу свой ответ начинать со слов:
• Мне пригодится…
• Теперь я смогу…
• Я узнал…
X. Самооценка.
– Ребята, а кто доволен сегодня своей работой на уроке?
– А кто считает, что он мог бы лучше поработать?
XI. Оценивание деятельности учащихся учителем.
– Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке: вы были такими активными, старались грамотно отвечать на вопросы, читали хорошо и выразительно, наши «артисты» великолепно сыграли свои роли героев сказки. Вы все молодцы! Я хочу подарить вам в память об этом уроке частичку своего хорошего настроения (эмблемки с изображением улыбающихся мордашек).
Давайте наш урок мы закончим на веселой нотке: споем песню о дружбе, которую разучили на уроке музыки.