«Работа над 2х голосием в младшем хоре»

Детская школа искусств р.п. Тельма
План открытого урока
Тема: «Работа над 2х голосием в младшем хоре»
Февраль 2015г.
Хормейстер Тайдарова Л.М
Концертмейстер Мендикова Н.А
1. Вводная часть:
Человек –это открытая система. Он имеет два вектора развития: в сторону добра и в сторону зла. И только культура способна вывести человека к добру. Обретение личности – это всегда обретение культуры - культуры прошлого, традиций, культуры переживания, культуры общения.
Детям трудно отыскать жизненные ориентиры, научиться отличать вечные ценности от переходящих. Нормы социально – этических отношений чётко зафиксированы в народных традициях в качестве коллективной памяти. Такой памятью выступают духовные ценности НАШЕЙ КУЛЬТУРЫ: НАРОДНЫЕ ПЕСНИ ВОКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ, СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
В процессе освоения знаний, умений и навыков самое главное, чтобы творчество шло через радость, через положительные эмоции – это основной принцип развития .И как удовлетворение от этой творческой работы: выступления на концертах в детском саду перед детьми и взрослыми, в общеобразовательной школе, на поселковых мероприятиях, на хоровых районных фестивалях, в родной школе искусств – все они доставляют ребёнку особую радость, потому что он может осязать продукт своего творчества, снять неуверенность в себе, тайный страх. Таким образом , создаётся ситуация успеха и стимулируется развитие личности. В своём разнообразном репертуаре мы сочетаем произведения зарубежной классики с песнями советских и современных композиторов.

2. Цель урока: Иллюстрация практических приёмов развития навыков 2х голосия в младшем хоре.
3. Задачи:
1.Привить детям любовь к хоровому пению.
2.Сформировать навыки исполнения 2х голосия.
3.Выработать потребность в систематическом
коллективном музицировании.
3 Тип урока: Коррекционный 4 Вид урока: Урок - путешествие
5 Жанр урока: Творческая лаборатория: Урок вокала, хорового сольфеджио, игры на народных инструментах (треугольники, ложки, колокольчики)
6. Оборудование и музыкальный материал, используемый на уроке: - распевочный материал, - партитуры песен - наглядный материал - инструменты русского народного оркестра (деревянные ложки, колокольчики, треугольник, ДВД проигрыватель)
1. « У дороги Чибис» Муз. М.Иорданский, сл.Д.Пришельца.
2. « Песенка Егорушки» Муз.В.Кривцова, сл.А.Тимофеевского
3. «Шире круг» Муз.и слова О.Поляковой.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:
- выполнение творческих заданий в процессе работы над песней,
- вокально-хоровая работа.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: -- Словесный,
- наглядно-слуховой,
- анализ,
- стимулирование музыкальной деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций.
ПРОЕКТИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Стремление совершенствовать полученные знания, умения и навыки. Видеть и чувствовать межпредметную связь (сольфеджио), связь с другими видами искусств (кино-мультипликация). Самое главное – развитие чувств ребёнка через интересный музыкальный и литературный материал.
Воспитание чувств любви к Родине- стране где ты родился. Восхищение её красотой и бескрайними просторами. Воспитание любви и уважения, чувства долга перед своими родителями. Любви к своей малой Родине, месту где ты родился и вырос. Интереса к творчеству советских и современных композиторов. Всё выше перечисленное - основа мотивации к более высокому уровню хорового исполнения - двухголосному пению.


ХОД УРОКА.
1. Вводная часть (1мин.) – беседа, сообщение хода урока. 2. Распевание (4мин) - подготовка голосового аппарата к работе. Артикуляционные и вокальные упражнения для формирования певческо-исполнительских навыков.
3 « У дороги Чибис» муз. М. Иорданский, сл. Д. Пришельца


Основной практический этап. (10мин. )
Работа над фрагментом песни. Массовая песня, коллективное творчество, бережное отношение к родной природе, птицам. Академическая манера, лёгкий полётный звук, чистота интонирования 2х голосия.
4. « Песенка Егорушки» Муз. В. Кривцова, сл .А. Тимофеевского (10 мин) Работа над фрагментом песни. Стилизованная под русскую народную песню. Активная атака звука, быстрая смена дыхания, чистота звучания 2х голосия, сольфеджирование.
5. «Шире круг» Муз.и слова О.Поляковой. (10мин) Работа над фрагментом песни. Песня о школьной дружбе, романтике , мечте о морских путешествиях. Манера исполнения ближе к эстрадной. Чистота интонирования 2- х голосия в припеве, работа над дыханием. Исполнение под фонограмму (минусовка).
Подведение итога урока, домашнее задание.

КОНСПЕКТ УРОКА:
1.Вводная часть (зачитывается перед преподавателями до входа учащихся в класс). Здравствуйте ребята. Сегодняшний урок - урок путешествие .Исполняя музыку композитора Иорданского мы отправимся в путешествие по родной стране, увидим птичку чибиса, которая прилетает в нашу страну рано весной, чтобы вывести птенцов, а к концу лета улететь с ними в тёплые страны. Музыка композитора Кривцова перенесёт нас в увлекательный мир сказки, мы попадём в мультипликационный фильм « Мальчик с пальчик».А песня композитора Ольги Поляковой перенесёт нас в современную действительность, мы будем мечтать о морских путешествиях и о новых друзьях, которые появятся у нас по всему миру.
2. А сейчас распевание: сели прямо, глазки улыбаются; а) У-а; У-е; У-о; У-я; У-и; У-ы (до,ре,ми, фа,соль,фа,ми,ре,до по полутонам от ля Малой октавы до ми Второй - полезна при потере голоса и после болезни) б) Ви- и -и-ро-о-о-за - активно работает нижняя челюсть на слог РО, берётся крепкое дыхание (диапазон от соль Малой до фа Второй по мажорному трезвучию с удвоенной тоникой). в) 3х голосие по мажорному трезвучию « Большие, средние и маленькие часики» (по полутонам от ля Малой до фа Второй) работа над чистотой интонации и над чёткой дикцией. Первый и второй голос у детей, а третий у преподавателя г) Да-де-ди-до-ду (от фа Первой октавы до фа Второй) исполнять на улыбке с чёткой артикуляцией. д) Пение фразы на одном дыхании на А (фраза из концерта для голоса с
оркестром Р. Глиэра).
А сейчас всё внимание на доску: каких птиц вы здесь видите? Назовите их пожалуйста. По одному переворачиваются плакаты ,на которых изображены 3 птицы: сорока, воробей, чибис. Итак наше путешествие начинается (Ещё на доске 4 перевёрнутых плаката)
Приготовим партитуру песни «У дороги Чибис ». .
Ищем переход на 2х « А скажите чьи вы..» Повторяем партию вторых голосов, первых. Делаю замечания по ходу исполнения.
(Переворачиваю и читаем два плаката для сравнения 1 и 3). Ребята выбирают. Правильно –светло, радостно, а летящее –значит лёгким звуком, чтобы передать полёт птицы. Работаю над чистотой 2х голосия, над звуком. После произведение исполняется целиком.
1. СВЕТЛО РАДОСТНО ЛЕТЯЩЕ
С ТЕПЛОТОЙ С ГОРДОСТЬЮ
2. ИГРИВО
ВЕСЕЛО
ЗАДОРНО ЭНЕРГИЧНО
ШИРОКО


3. ЛЕГКО ИЗЯЩНО
ТАНЦЕВАЛЬНО ВЕСЕЛО
4. ПЕЧАЛЬНО С ГРУСТЬЮ ПРОТЯЖНО ТРАГИЧНО


Наше путешествие продолжается...
Ребята, ответьте мне на вопрос: когда дети маленькие, кто должен о них заботиться? Правильно – их родители! А когда родители станут старенькими и беспомощными, кто им поможет? Конечно их дети! Этому учат наши русские народные сказки. В какую русскую народную сказку мы попадём? Ответы ребят.
Открываем вторую партитуру: « Песенка Егорушки» Муз. В. Кривцова. Повторяем партии. Вторые голоса берём хорошее крепкое дыхание ,а теперь первая партия. Делаю замечания по ходу исполнения, поём сольфеджио. Выбираем плакат который больше всего подходит к исполнению нашего произведения.(На выбор 3 и 2) Слежу за правильным формированием и округлением гласных. Вторые и первые - ярче вступление в припеве, всё на опоре- следите за дыханием. Внимание на доску. Выбираем плакат который больше всего подходит к исполнению нашего произведения.(На выбор 3 и 2) Попробуем исполнить всё с аккомпанементом и с музыкальными инструментами ,так как наша песня стилизована под русскую народную. Пожалуйста берите инструменты.
Наше путешествие ещё не закончилось, мы мечтаем о море, о новых друзьях, о новых впечатлениях от увиденного.
Находим третью партитуру «Шире круг »О.Поляковой Ищем припев,с которого начинается 2х голосие: « Эта песенка про солнце..» Повторяем партии второго и первого голосов.. Следите за дыханием по фразам, поём звуком близким к эстрадной манере. И снова внимание на плакаты - какой из них нам подходит? Ребята выбирают из 2х вариантов: четвёртый или третий. Ребята,эту песню мы исполняем под фонограмму, следите за чётким произношением текста, то есть за хорошей дикцией. В проигрыш давайте добавим наш маракас. Не забывайте про повторение припева 2 раза и про динамику : начало 2 куплета- тихо.
Спасибо за работу! Домашнее задание - закрепить дома партии, уверенно знать текст. Урок окончен. Подавайте, пожалуйста, дневники.




1.СВЕТЛО
РАДОСТНО
ЛЕТЯЩЕ

С ТЕПЛОТОЙ

С ГОРДОСТЬЮ
2. ЗАДОРНО
ВЕСЕЛО
ИГРИВО
ЭНЕРГИЧНО
ШИРОКО

3. ИЗЯЩНО

ЛЕГКО

ТАНЦЕВАЛЬНО

ВЕСЕЛО

4. ПЕЧАЛЬНО

ГРУСТНО

ПРОТЯЖНО

ТРАГИЧНО