Доклад на заседании МО учителей и воспитателей начальных классов «Формирование ответственности у детей младшего школьного возраста»


Доклад на МО на тему
«Формирование ответственности у детей младшего школьного возраста»
воспитателя ГПД Верещак Натальи Николаевны
Саратов, 2015 г.
Формирование ответственности у детей младшего школьного возраста
Перед современными педагогами стоит цель не только научить школьника основным знаниям и умениям, сформировать ключевые компетенции, но и воспитать его как активную самостоятельную, образованную личность, способную принимать ответственные решения в ситуациях выбора, готовую взять на себя ответственность за последствия своей деятельности.
Ответственность - это положение, при котором человек отдает полный отчет в своих действиях и принимает на себя последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-нибудь обязанностей, обязательств. Ответственный человек осознает себя как причину совершаемых им поступков, он инициирует изменения в собственной жизни и готов отвечать за то, к чему они приведут. Ответственность - один из самых сложных феноменов в теории волевых качеств. Ответственность называют "качеством высшего порядка" из-за тесной взаимосвязи с эмоциональной, нравственной и мировоззренческой сторонами личности. Это качество отражает склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия перед обществом и самим собой.
Наиболее актуальным формирование ответственности становится с момента поступления ребенка в школу. Начало школьного обучения – это начало новой жизни, в которой первокласснику приходится подчиняться множеству требований и правил. Однако подчинять свое поведение установленным нормам в связи с возрастными особенностями младшему школьнику очень сложно. Требования появляются не только к учебной деятельности, но и к поведению в коллективе, к межличностному взаимодействию. Младший школьный возраст – это благоприятный период для нравственного воспитания личности, поэтому открывающиеся возможности, несомненно, нужно использовать.
Насколько развита будет ответственность у ребенка в этом возрасте, настолько серьезно он будет в будущем относиться к поставленным перед ним задачам, окружающим его людям, событиям. Уровень развития ответственности у человека напрямую связан с отношением к нему окружающих, доверием и уважением. Поэтому основная задача школы и родителей воспитать в ребенке чувство ответственности. За то, что он делает, за все, что должен сделать. Воспитательная позиция родителей и педагогов развивает или подавляет развитие качеств, которые заложены природой.
Проблема воспитания ответственности подрастающего поколения была предметом изучения специалистов различных сфер: философии, педагогики и психологии.
Несмотря на обширные теоретические исследования в области этой проблемы, присутствует недостаток конкретных рекомендаций практического характера, технологий и программ воспитания ответственности. Несомненно одно: воспитание ответственного поведения ребёнка должно формироваться не только в школе, но и поддерживаться соответствующим воспитанием в семье.
Формирование ответственности у ребёнка младшего школьного возраста начинается с учебной деятельности. Она предполагает выполнение индивидуальных самостоятельных работ, где ребёнок один на один остаётся с заданием и только от него зависит, как он с ним справится, каков будет результат. Далее ученику приходится сталкиваться с выполнением домашних заданий. Их наличие – это тоже проверка на сформированность ответственного поведения. У одних детей ответственное отношение к домашнему заданию формируется очень быстро, а у других может не сформироваться и к концу 4 класса. Зачастую, появлению такой ответственности мешают родители, которые приучают ребёнка выполнять домашнее задание только в их присутствии или выполняя задание за ребёнка. В данном случае родителям можно рекомендовать делать домашнее задание в режиме «вместе», но не «вместо», постепенно снижая до минимума уровень своей помощи.
Основной формой воспитания ответственности во внеурочной деятельности является коллективная деятельность. В первую очередь это наличие дежурных в классе. Каждый дежурный имеет свои обязанности. Кроме того, наличие органов классного самоуправления также успешно может решать задачу формирования ответственности. В данном случае, учащиеся, находящиеся на главенствующих ролях, обучаются нести ответственность не только за себя, но и за других членов своего коллектива.
При наличии всех благоприятных условий происходит постепенное формирование ответственности. Приходя в первый класс, большинство детей имеют экстернальную направленность. Они склонны приписывать ответственность за все, что происходит в их жизни, внешним силам (другим людям, событиям, окружающей среде, судьбе и т.п.). Постепенно у многих детей экстернальная направленность сменяется интернальной. Дети начинают брать ответственность за события в их жизни на себя, такие дети более уравновешены, общительны, мотивированны на успех, способны к самоанализу. Но в то же самое время, невозможно утверждать, что все дети становятся ответственными. Некоторые так и продолжают оставаться безответственными, неинициативными, любые обязанности тяготят их. В этой связи возникает потребность в разработке психологических методик, по которым можно было бы работать с такими детьми.
Список использованных статей:
В.В.Данилова. Воспитание ответственности младших школьников во внеурочной деятельности
Н. А. Гущина. Воспитание ответственного поведенияу детей младшего школьного возраста