Конспект урока на тему И.С. Никитин Встреча зимы


И.С. Никитин. "Встреча зимы" 3 класс
Тема: Встреча зимы
Цели: способствовать развитию у детей эстетического восприятия поэзии и природы, познавательного интереса ;воспитывать любовь к природе; совершенствовать навык выразительного чтения; развивать внимание, память ,устную речь; обогащать словарный запас учеников .
Задачи:
обучающие – продолжить знакомство с творчеством И.С. Никитина, показать детям красоту поэзии И.С.Никитина, учить понимать глубину содержания произведения, учить находить красочные средства изображения, помогающие поэту создавать картины природы, обеспечить условия для дальнейшего совершенствования навыка чтения;
развивающие – способствовать развитию умения анализировать поэтическое произведение, развитию навыка выразительного чтения, расширению и активизации словарного запаса учащихся, развитию образного мышления, внимания, эстетического вкуса, содействовать развитию самооценки и взаимооценки;
воспитывающие – воспитывать любовь к родной земле, к русской природе, наблюдательность, интерес к творчеству И.С. Никитина, культуру общения на уроке: умение внимательно слушать, правильно реагировать на ответы других детей.
Формируемые УУД на уроке:
Познавательные самостоятельное выделение темы и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, расширить образные представления возникшие в воображении учеников при первом знакомстве текста, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
Коммуникативные- умение полно и четко выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Регулятивные- постановка учебной задачи; определение промежуточных целей с учётом конечного результата; оценивание
качества и уровня усвоения материала;
Личностные- установление связей между учебной деятельностью и ее мотивом. - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
- способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.
Планируемые результаты:
предметные метапредметные личностные
-самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;
- использовать простейшие приемы анализа стихотворения;
-Обобщать, делать выводы;
-строить монологические высказывания;
-Обосновывать свое мнение
-выслушивать и оценивать мнение одноклассников
Оценивать результат своей работы.
Работать в паре.
Создавать текст, опираясь на ключевые слова. Устанавливать связь между учебной деятельностью и ее мотивом.
Оборудование: репродукция картины А. А. Пластова «Первый снег», ИКТ, учебник
Ход урока:
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1.Организационный момент
На каждом уроке мы с вами узнаем что-то новое, важное, нужное. Этот урок не будет исключением. А начнем путь к знаниям с проверки домашнего задания
Дети приводят в порядок рабочее место.
Регулятивные УУД (самоконтроль)
Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнером)
2.Проверка домашнего задания
Что было задано? Рассказывают отрывок из стихотворения демонстрируя рисунок и мотивирую свой выбор Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали дома! Смотрите какая у нас получилась выставка. 2. Актуализация знаний
Работа над чистоговоркой
Ела-ела-ела вот и осень улетела
Ма-ма-ма и примчалась к нам зима
Али-али-али вот морозы затрещали
Ды-ды-ды и сковали все пруды
Оры-оры-оры появились вдруг узоры
Ты-ты-ты на стеклах дивной красоты
-Угадайте загадку:
Дел у меня немало —
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома.
Зовут меня…
-С чем вы ассоциируете зиму? Что происходит зимой?
-А кто знает почему я сегодня я заговорила о зиме, ведь сейчас осень? Историческая справка
Подготовленный ребёнок ведёт рассказ
Чтение учащимися
-Зима
-Со снегом
–На Руси был праздник встречи зимы. Это 14 октября – Покров. Выпадал первый снег, укрывал (покрывал) землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли. Земля – матушка отдыхает от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских школах только в эту пору начинались занятия, в сёлах играли свадьбы Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)
Познавательные УУД
Целеполагание-А теперь давайте узнаем фамилию автора который в своем произведении описал начало зимы.
Мы продолжим знакомство с поэзией Никитина. И следующее произведение, с которым предстоит работа называется…..прочитайте название в учебнике
- Рассмотрите иллюстрации к нему.
-Как вы думаете, о чем оно?
-Ребята, сформулируйте цель нашего урока.
Нави Чиввас Нитикин (Иван Саввич Никитин)
-Встреча зимы
- Оно, наверное, о том, как приходит зима и как ее встречают.
-Мы будем совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения.
Учиться понимать настроение и мысли поэта Регулятивные УУД (целеполагание)
(прогнозирование)
Открытие нового знания
-Прежде чем мы начнем непосредственное знакомство со стихотворением, предлагаю провести словарно-лексическую работу:
а) Словарно-лексическая работа
1)Первичное восприятие текста
- Закройте глаза, внимательно послушайте стихотворение и представьте картины, которые поэт описывает.
-Какое чувство вызвало у вас стихотворение?–Какие картины нарисовал поэт?–Почему людей радует первый снег?
-Теперь давайте все вместе прочитаем стихотворение. Приготовились следить. Читать будем по строфам.
2)Детальный анализ стихотворения
– Что происходило утром? в полдень? А на рассвете?
-Как описан снег?
-Что поэт пишет о зимнем лесе?
– Как автор относится к простым русским людям? к Родине?
-Как пишет поэт про крестьянских детей?
-Любит ли поэт русскую зиму? (доказать выборочным чтением– Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Зачем он это делает?
-Как называется такой прием?
3)Давайте вспомним что это за прием? С каким приемом мы еще знакомились?
Хорошо. На столах у вас листочки. Запишите на них примеры этих приемов.
1 ряд записывает прием –олицетворения,
2 ряд –сравнения. Поутру, угрюмых, сумрачный, полотном, разноцветным, безлюдный, побелевший,
Сдержанный, православный, разгул непогод, незваный гость, хмельный .Прослушивают аудиозапись.
Обмениваются впечатлениями о том, что представили.
Чтение детьми
Ответы зачитывают отрывками произведения
Олицетворение
Давайте приведем примеры
сравнения
Общеучебные познавательные УУД:
Умение работать с текстом
Умение выделять существенное
Личностные УУД:
Обмениваться впечатлениями
Коммуникативные УУД:
умение слушать ответы других детей
Физкультминутка
Мы - снежки белые,На ветках мы сидим.Дунул ветер - полетели.Мы летели, мы летели.И на землю тихо сели.Ветер снова набежал.И снежинки все поднял.Закружились, полетели.И за парты тихо сели. Коммуникативные УУД
(лидерство и согласованность действий с партнерами)
Одна снежинка упала на холст художнику.
Знакомство с картиной А. А. Пластова «Первый снег
– Посмотрите на картину А. А. Пластова «Первый снег». Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин. Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега.– Сейчас поработайте в парах. 2 минуты на задание. Если пара готова, то как мы это показываем? Опишите картину.
-Каким увидели снег? Воздух? Небо?– Что чувствуют дети? Рассматривают картину, обмениваются впечатлениями

-Беремся за руки и поднимаем вверх. Коммуникативные УУД
Общеучебные УУД (работа со словарем)
Рефлексия
Работа с опорными словами
Высказывания детей Регулятивные УУД (самооценка)
Итог урока
- Почему произведение называется «Встреча зимы?
- Каков же замысел И..С. Никитина?
Мы в этом убедились, прочитав его стихотворение «Встреча зимы». Прочитайте и другие стихи И. Никитина:
«Гнездо ласточки»,«Утро»,«Настала осень. Скучен город…»,«Ночлег в деревне».
Что нового узнали?- Спасибо всем за работу. Я надеюсь, что вы сегодня узнали много нового и интересного - Описывая природу в в предзимний период.
Поэт показывает своё отношение к Родине, к русскому человеку.
- любовь к родной природе. Коммуникативные УУД
Домашнее задание
С.68-71, выразительное чтение
Написать мини-сочинение «Первый снег»
Выучить отрывок приветствие зиме.
Нарисовать иллюстрацию к стихотворению. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Уютненская СОШ
Пролетарского района Ростовской области
Открытый урок по Литературному чтению
( по новым стандартам ФГОС)
Тема урока:
«И.С Никитин Встреча зимы»
3 класс

Подготовила: учитель начальных классов
Синиченкова Марина Викторовна
Уютный, 2015 год