Рабочая программа по родному языку Къарачай тил


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа а.Верхняя Теберда»
Рабочая программа

по родному (карачаевскому) языку
2 класс
Программа 1-4 УМК « Школа России»»
(базовый уровень)

составитель:
Батчаева А.А.
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Объём учебного предмета -2 часа в неделю (68ч.)
Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта (2009г.) и Примерной программы начального общего, среднего (полного) общего образования по карачаевскому языку 1 – 11 классов (2008г.), авторской программы Гочияевой С.А., Батчаева А–М. Х., Алиевой Т. К., Караевой А.И., Салпагаровой К.А., Чотчаевой Р. У., Мамаевой Ф. Т., Хубиевой А.А., Умаровой К.И.
Она ориентирована на федеральный компонент государственного образовательного стандарта по национальным языкам и на примерную образовательную программу по тюркским языкам для русскоязычных учащихся (I- класса). №174 Правительства РФ.
Данная программа выполняет информационно-методическую организационно-планирующую и контролирующую функцию. Она рассчитана на учащихсяначального этапа обучения общеобразовательной подготовки и составлен для изучающих карачаевский язык. Она может быть применима и вне зависимости от этнической принадлежности, которые недостаточно владеют языком. На этом этапе обучения учащиеся овладевают теми минимальными качествами и навыками, без которых невозможно дальнейшее изучение карачаевского языка. Этот этап представляет развитие способности и готовности объясняться с носителем языка в ограниченном числе стандартных ситуаций устного общения, добиваясь в целом взаимопонимания, а также извлечь информацию из лёгкого или облегчённого аутентичного устного или письменного текста.
Государственный стандарт включает:
цели изучения карачаевского языка;
обязательный минимум содержания образовательных программ;
требования к уровню подготовки начальной школы.
Цели и задачи программы:
развитие коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной и учебно-познавательной)
развитие и воспитание школьников средствами национального языка;
развитие мотивации к изучению карачаевского языка;
развитие ценностных ориентаций, творческих способностей;
развитие способности и готовности осуществлять общение на карачаевском языке в рамках ограниченного числа в стандартных ситуациях
Государственный стандарт построен с учётом особенностей национального языка как учебного предмета, в число которых входят:
межпредметная связь (содержание речи из разных областей знаний);
многоуровневость (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с лексическим, грамматическим, фонетическим аспектами языка; с другой – умениями в четырёх видах речевой деятельности: говорение, письмо, аудирование, чтение);
полифункциональность (учащиеся не только обучаются языку, но и приобретают сведения и в других областях знаний, знакомятся с историей, культурой, обычаями и традициями этнического народа).
сформировать новые приёмы учения – перевод с карачаевского языка предложений, микротекстов, используя языковую догадку и карачаево-русский словарь;
уметь воспроизводить карачаевский фольклор: стихи, считалки, скороговорки, песни.
речевых умений;
языковых знаний и умений;
социокультурных знаний и умений.
Требования к уровню подготовки обучающихсяНа уроках карачаевского языка учащиеся приобретают практические навыки на языке, осознанного чтения и грамотного письма. Для достижения этого необходимо, чтобы младшие школьники
активно овладели не менее 1500 слов карачаевского языка,
умели самостоятельно вести диалоги на языке по знакомой тематике;
умели связно рассказывать по картине об увиденном, услышанном, прочитанном;
овладели навыками сознательного, правильного выразительного чтения;
могли под руководством учителя писать небольшие изложения и сочинения.
Общее знакомство с каждой изучаемой единицей речи (фонетической, лексической, грамматической) строится на основе связного высказывания. Затем изучаемый материал отрабатывается в процессе выполнения тренировочных упражнений.
При изучении языков и культур особое внимание надо уделить аутентичности и ценностной значимости подбираемого материала, используемого на уроке карачаевского языка, для формирования у учащихся представлений о современном поликультурном и многоязычном мире, об общечеловеческих и национальных ценностях, культурном наследии разных народов. Используемый в учебном процессе культуротворческий материал должен отвечать возрастным особенностям, коммуникативным возможностям школьников на каждой ступени обучения.
При разработке развёрнутого тематического планирования учитывались происходящие изменения в учебно – воспитательном процессе современной школы:
ведение учебного предмета «Национальный язык в русскоязычных группах с 1 по 4 класс не менее 3-х часов в неделю в связи с реализацией задачи «обеспечения освоения выпускниками школ национального языка на функциональном уровне» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года);
в общении между учителем и учениками на смену авторитарного стиля приходит учебное сотрудничество и партнёрство;
парные и групповые формы работы доминируют над фронтальными;
ученик и учитель в процессе обучения всё время ставятся в ситуацию выбора (тестов, упражнений, последовательности работы и т.д.) проявляя самостоятельность в выборе того и иного дополнительного материала в соответствии с потребностями и интересами учащихся, что придаёт процессу обучения личностный смысл;
последовательно развиваются у школьников рефлексивные умения: видеть себя со стороны, самостоятельно оценивать свои возможности и потребности.
Календарно-тематическое планирование – это важнейшая часть работы учителя, является показателем его компетентности, умения распределить весь материал по урокам. Здесь соблюдается чёткий подход в части структурирования распределения учебного материала, определение последовательности его изучения, что содействует сохранению единого образовательного пространства. Эта программ не догма а руководство к действию. Здесь важно развивать творческую инициативу учителей, учитывая указанные выше тенденции развития учебного процесса.
Во втором классе идет дальнейшая работа для увеличения интереса к языку, формируются навыки для самостоятельной работы по усвоению языка.
Основная цель обучения во 2-ом классе – развитие учащихся средствами учебного предмета: их речевое и интеллектуальное развитие, дальнейшее развитие мотивации к изучению национального языка, развитие в определённой мере ценностных ориентаций, творческих способностей и в конечном итоге развитие способности и готовности осуществлять общение на языке в рамках ограниченного числа стандартных ситуаций. Здесь решаются следующие коммуникативные задачи:
дальнейшее развитие правописания карачаевских слов и выражений;
учить различать звуки и буквы, гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, соблюдать закон сингармонизма, делать звуко-буквенный анализ в словах;
научить строить связное высказывание, соблюдая правила построения простого предложения, вопросительных и утвердительных выражений;
дальнейшее расширение лексики (не менее 350 ЛЕ);
совершенствовать наиболее важные приёмы учения – списывание, выписывание слов и словосочетаний, предложений, работу с текстом, чтение по ролям диалогов и т.д.
сформировать новые приёмы учения – перевод с карачаевского языка предложений, микротекстов, используя языковую догадку и карачаево – русский словарь.
уметь воспроизводить национальный фольклор: стихи, считалки, скороговорки.
Место курса родной ( карачаевский ) язык в учебном плане
На изучение родной литературы отводиться 2 ч в неделю.
Курс рассчитан на 68 ч. (34 учебные недели).
Количество часов в 1-й четверти – 17
Количество часов во 2-й четверти - 14
Количество часов в 3-й четверти – 20
Количество часов в 4-й четверти – 17
Основное содержание тем учебного курса
1. Повторение (2 ч)
Текст и предложение. Предложение и слово. Слово и слог. Звуки и буквы.
2 .. Звуки и буквы (24 ч)
Звуки и буквы. Роль звуков в различении смысла слов. Звуки глас ные и согласные (их признаки). Двойная роль букв е, ё, э, я. Слова с буквой э. Согласный звук [и] и гласный звук [и]. Шипящие согласные шуки [ж], [ш], [ч], [щ]. Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение | твердости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э. Обозначение мягкости согласных буквами е, ё, и, ю, я. Мягкий знак (ь) для обозначения мягко сти согласных в конце и середине слова. Проверка согласных на конце слова. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Про верка путем изменения формы слова. Разделительный мягкий знак (ь). Двойные согласные в словах типа акка, амма, теппе , джуммакъ.
4. Слог. Слоговая структура слова (3 ч)
Деление слов на слоги. Правила переноса слов. Парные звонкие и глухие согласные. Ударение. Роль ударения в различении смысла слов. Ударные и безударные гласные.
5. Алфавит ( 2ч)
Роль алфавита. Сопоставление произношения звука и названия буквы.
Тематическое планирование по родному ( карачаевскому ) языку 2 класс
№ п/п Название темы Кол-во часов Требования к уровню подготовки обучающихсяДата
1-2 Повторение пройденного. 2 Повторение пройденного в 1-кл. 3-4 Карачаевский алфавит. 2 Знать карачаевский алфавит 5-6 Звуки и буквы. 2 Уметь различать звуки и буквы 7-8 Гласные и согласные буквы. 2 9-10 Гласные звуки и буквы. 2 11-12 Буквы «Э-Ё» .Перенос слов с этими буквами. 2 Знать правила переноса слов с данными буквами 13-14 Буква «Ё».
Употребление, перенос .2 15-16 Буквы «Ю-Я» . Употребление, перенос .
Контрольный диктант « В горах». 2 17-18 Работа над ошибками.
Обобщение изученного материала. 2 Уметь использовать изученную орфограмму 19-20 Буква «У» . Употребление , правописание. 2 Знать правила переноса слов с данными буквами 21-22 Закрепление.
Самостоятельная работа. 2 23 Слог. 1 Уметь делить слова на слоги 24-25 Слог . Перенос слов с одной строки на другую. 2 26-27 Согласные звуки и буквы. 2 Уметь различать гласные и согласные звуки 28-29 Звонкие и глухие согласные. 2 30 Диктант 1 Уметь использовать изученную орфограмму 31-32 Работа над ошибками.
Твердый знак , мягкий знак. 2 33-34 Краткая «у» , краткий «й» 2 Знать собственные карачаевские звуки 35-36 Употребление согласных «дж» , «гъ». 2 37-38 Употребление согласных «къ» , «нг» . 2 39-40 Правильное правописание согласных. 2 Уметь использовать изученные орфограммы 41 Диктант 1 42-43 Работа над ошибками . Ударение . Его роль в языке. 2 Уметь ставить ударение 44 Слово 1 Знать лексическое значение слов 45 Предложение. 1 Знать отличие предложения от группы слов 46-47 Слова отвечающие на вопросы «кто? что?» 2 Уметь различать слова-названия предметов 48-49 Слова отвечающие на вопросы «что делать? что делает?». Диктант. 2 Знать отличительные признаки глагола 50-51 Работа над ошибками. Слова отвечающие на вопросы «какой?, какая? ,какие?» 2 Уметь определять признаки предмета 52-53 Слова отвечающие на вопросы «как? , куда?» 2 Уметь различать признаки 54 Закрепление пройденного материала.
Контрольное списывание. 1 Уметь распознавать части речи 55 Работа над ошибками. 1 56-57 Вопросы «где? , когда?» 2 Распознавать лексическое значение слов 58 Вопросы « сколько ? , который?» 1 59 Повторение. Словарный диктант. 1 60 Заглавная буква. 1 Уметь писать имена собственные с большой буквы 61 Контрольное списывание. 1 Уметь использовать изученные орфограммы 62 Работа над ошибками. 1 63 Виды предложений .1 Уметь различать предложения по цели высказывания и интонации 64 Сочинение по картине упр.276, стр.119. 1 уметь соотносить словесные и зрительные образы 65 Повторение. 1 66 Итоговый контрольный диктант 1 Уметь использовать изученные орфограммы 67 Работа над ошибками .Фонетический разбор слов. 1 68 Разбор по членам предложения. Обобщение. 1 Знать части речи, уметь устанавливать связи между изученными темами Виды и темы контроля
Виды деятельности 1 четверть 9 недель 2 четверть
7 недель 3 четверть
10 недель 4 четверть
8 недель Всего:34 недели
Контрольные диктанты 1 1 2 1 5
Проекты - - 1 1 2
Тесты - 1 1 - 2
Списывания - - - 2 2
Основные требования к уровню обучающихсяГоворение.
Учащиеся должны:
уметь приветствовать друг друга и учителя, отвечать на приветствие учителя, прощаться извиняться, благодарить;
уметь строить связное высказывание;
уметь запрашивать информацию, используя вопросительные выражения и отвечать на вопрос;
возражать, переспрашивать;
о чём-то просить, используя повелительное предложение;
давать оценку к чему-либо, выражать своё мнение;
делать короткое сообщение о себе, своей семье, своих увлечениях, характеризовать, говорить комплименты;
вести диалоги с опорой на образец и без неё в типичных ситуациях, как «Знакомство», «Разговор по телефону», «В аптеке», «На улице» и т.д.
Письмо.
Учащиеся должны:
владеть карачаевской графикой;
уметь списывать слова, выражения, предложения;
уметь письменно фиксировать в краткой форме полученную на слух информацию;
знать как вести словарь;
уметь в письменной форме сообщить о себе, о друге и т.д.;
соблюдать речевой этикет для написания письма.
Аудирование.
Учащиеся должны:
понимать обиходную речь в классе;
воспринимать на слух и понимать содержание несложных аутентичных текстов, включающее небольшое количество незнакомых слов;
распознать и полностью понимать речь одноклассников в ходе диалога;
Чтение.
Учащиеся должны:
овладеть техникой чтения вслух, доступных по содержанию текстов;
уметь читать про себя;
зрительно воспринимать текст, узнавая знакомые слова, грамматические явления и полностью понимать его;
уметь понимать содержание текста, включающего небольшое количество незнакомых слов по данному в учебнике переводу и с помощью слова.
Учебно-методический комплект:
Алиева Т. К. Карачаевский язык. Ставрополь ,2003 г.
Программа по карачаевскому языку и литературе. Черкесск, 2008г.
рабочая тетрадь;
Список литературы
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991г.
2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр «Академия», 2000г.
4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008г.
5. Казанлиев А. Къ. Ана тил 2 кл. – Майкоп – 2012г.
6.Эльканов М.Къ. Къарачай тил 2 кл. – Майкоп - 2012 г.
7. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008.г.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011г.
9. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.г.