Реализация стратегических целей образования, через школьную библиотеку


-2171573126492Реализация стратегических целей образования, через школьную библиотеку.
Мир вступает в новую эпоху – глобальное информационное общество. В связи с этим огромное значение уделяется образованию. Образование, непрерывное обучение и повышение квалификации в течение всей жизни становится одной из основных задач и стратегий деятельности личности нынешнего школьника. Школьная библиотека не может оставаться в стороне от грядущих перемен. Библиотека это то место в школьном пространстве где, учителя, ученики, библиотекари живут одной удивительной жизнью.
В глобальном мире ценность профессионала и образованного человека возрастает. Возрастают и требования к школьной библиотеке, как к одному из структурных подразделений школы. Учреждения общего среднего образования должны готовить учеников, умеющих учиться. И без помощи, школьных библиотекарей, здесь не обойтись.
В этой ситуации особенно важным становится развить у учащихся интерес к знаниям, любовь к чтению и познанию, умение пользоваться новыми информационными технологиями, критическое мышление и информационную культуру личности. Самостоятельно исследовать новое, получать информацию и преобразовать ее в знания, участвовать в проектной деятельности – все это требует от школьника постоянной практики. В этом процессе учителям нужны помощники, которые обеспечат информационное сопровождение исследовательской и учебной деятельности.
Таким помощником, является школьный библиотекарь. Сегодняшний подросток с лёгкостью работает с компьютером, который зачастую заменяет ему книгу. Но, несмотря на это, большинство школьников не готовы эффективно работать с полученной информацией. Многие из них не умеют искать нужную информацию, критически анализировать, структурировать, интегрировать в свою систему знаний. Большинство их нуждаются в консультантах, которые бы помогли им в этом процессе.
В нашей школе главная площадка для этой работы - это кабинет информатики (как медиацентр) + школьная библиотека (как информационно-воспитательный центр). Библиотека в нашей школе не только работает в тесном сотрудничестве с информатиками, но и расположена по соседству. Поэтому библиотека использует для проведения своих внеклассных, литературных, библиотечных мероприятиях не только мультимедиа технику, интерактивную доску, нетбуки, но и компьютеры кабинета для своей работы. У нас хорошо технологически оснащенная школьная библиотека. Поэтому наш библиотечно-информационный центр невольно становится «сердцем школы» - центром учебного процесса, а также площадкой для педагогических инноваций.
Ведётся большая работа с родителями. На базе школьной библиотеки проходят родительские собрания («ДневникРУ», «Ваш ребёнок в мире информации», «Безопасный Интернет - это возможно»), видео-конференции, педагогические советы, внеклассные мероприятия, классные часы и т.д. Роль школьных библиотекарей в обучении учащихся, развитии у них основных компетентностей многократно возросла. Теперь редкое мероприятие проходит, без использования компьютера. Но не стоит всё-таки забывать, что наша основная задача, помочь ребёнку полюбить книгу, воспитать интерес к чтению. Школьный библиотекарь как специалист по работе с информацией и педагог становится одной из ключевых фигур в процессе общего образования. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка
.
Сегодня в традиционную схему «учитель - ученик - книга» вводится новое звено - компьютер, а в школьное сознание - компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки и внеклассные мероприятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
И хотя практически в каждой школе уже есть компьютеры, однако они еще не вполне превратились в хорошо освоенный инструмент учителя, библиотекаря. Поэтому библиотекарю, как и педагогу, в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока и внеклассных мероприятий. Для библиотекаря компьютер - это уже не роскошь - это НЕОБХОДИМОСТЬ. Наша школьная библиотека находится в локальной сети школы, имеет три компьютера, на двух из них есть выход в Интернет. Ведь именно сейчас у библиотекаря появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ресурсы ИКТ.
Современные информационные технологии очень плотно вошли в нашу жизнь. Использование информационных технологий позволяет нам осуществить задуманное, сделать наши мероприятия более интересными, живыми, увлекательными, современными. Использование компьютерных технологий в подготовке и в процессе проведения мероприятий влияет на рост профессиональной компетентности библиотекаря, это способствует значительному повышению качества образования и развития читателей. Библиотечные уроки и мероприятия с использованием ИКТ - это, на наш взгляд, являются одним из самых важных результатов инновационной работы в нашей школе. Практически на любом школьном предмете и мероприятии можно применить компьютерные технологии. Важно одно - найти ту грань, которая позволит сделать урок и внеклассное мероприятие по-настоящему развивающим и познавательным.
Где же ИТ могут помочь библиотекарю в его работе?
Ответить на этот вопрос нам бы хотелось исходя из собственного опыта.
1. Подбор иллюстративного материала к мероприятиям и для оформления стендов, выставок (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала по запросам читателей, знакомство со сценариями внеклассных мероприятий (Интернет).
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других библиотекарей России и зарубежья.
4. Работа и обновление школьного сайта (http://pikalsosh3.narod.ru)
5. Оформление документации, отчетов, картотеки.
6. Создание презентаций в программе Рower Рoint и фильмов в программе Windows Movie Maker для проведения библиотечных уроков и мероприятий.
7. Работа с детьми с ограниченными возможностями (дистанционные занятия, тестирование, прослушивание аудиокниг, использование обучающих дисков).
Таким образом, ИТ существенно помогают нам в нашей работе. Все это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в развитии у детей познавательных способностей. Мы уверены, что с применением ИКТ в повседневной работе школьной библиотеки значительно улучшает учебный процесс. Дети становятся более заинтересованными, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс поиска информации становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон внеклассных мероприятий становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.