Внеаудиторное мероприятие для студентов первого курса Постановка жизненных целей и их реализация



Методическая разработка
внеаудиторного мероприятия

«Постановка жизненных целей и их реализация».


Составитель педагог-психолог Кашина Н.В.








2016 год
Цель: повышение уровня мотивации достижений студентов, актуализация представлений о личностных чертах, знаниях и навыках, необходимых для постановки и достижения жизненных целей.
Задачи:
Продолжить формирование у студентов определенного уровня понятий, правил, знаний связанных с умением ставить цель и реализовывать её;
расширение знаний, позволяющее увидеть общее и частное в предметах, явлениях, действиях по постановке целей;
продолжить знакомство студентов со знаниями о прогнозировании, самоменеджменте, о соответствии причины и следствия, о возможных решениях одной и той же задачи.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, колонки; 
Общая презентация;
Презентации по темам
Видеоролики
Музыкальный фон.
Место проведения: учебная аудитория с свободным пространством для взаимодействия.
Целевая аудитория: Студенты 1 курса.
План мероприятия.
Организационная часть. Приветствие. Вступительное слово педагога-психолога. Презентация «Постановка цели и её реализация». 15мин
Упражнения на взаимодействие и осознание. Мини-лекция «Правила гармоничного распределения времени» 30 мин
Работа с конкретной целью. 20мин
Упражнение на осознание. Рефлексия. 15мин
Продолжительность мероприятия 80 минут.
Ход мероприятия.
Организационная часть. Приветствие. Вступительное слово педагога-психолога. Презентация «Умение ставить и реализовывать жизненные цели».
Каждый из нас знает, что основой организации поведения человека является цель. Не случайно великие люди, достигшие безусловных успехов в своем деле, умели ставить перед собой цели и достигать их. Умный человек всегда старается спланировать свои действия. Как ставить цели и достигать наилучшего результата в своей жизни?
Порядок действий можно представить в виде следующего алгоритма:
Подумай о том, чего ты хочешь.
Сформулируй свою цель. Если она получилась глобальной – раздроби ее на более мелкие цели: близкие, средние и  дальние задачи.
Проанализируйте все условия достижения цели: объективные (т.е. не зависящие от тебя) и субъективные (т.е. зависящие только от тебя).
Еще раз сформулируй свою цель и произнеси ее вслух – теперь ты принял решение действовать в соответствии с поставленной целью.
Составь план действий (начинать целесообразнее с решения близких задач, затем приступить к средним, и т.д.)
Обдумай способ достижения результата:
Что и как нужно делать, чтобы получился самый лучший (оптимальный) результат;
Что и как нужно делать, чтобы получился просто хороший результат;
Что и как нужно сделать, чтобы получился средний (удовлетворительный) результат;
Что и как нужно сделать, чтобы получился плохой (ниже среднего) результат.
При постановке цели следует оценить:
Какой результат для тебя более предпочтителен?
Твои способности, знания, умения и навыки позволяют тебе достичь этого  результата?
Каковы условия достижения желаемого результата?
Есть ли у тебя образец (эталон), на который ты будешь ориентироваться?
Что будешь делать, если задуманное не свершится, и результат будет отрицательным?
Данную схему можно считать универсальной, т.к. она применима к любому виду деятельности человека.
К сожалению, нередко, мысленно выстроенная последовательность действий не приводит к желаемому результату. Для того, чтобы свой собственный план помогал, а не оставался «маниловщиной», необходимо каждый этап плана доводить до конца. В противном случае дела «наваливаются», проблемы растут, как снежный ком, и человек перестает контролировать ситуацию.
Упражнения на взаимодействие и осознание.
Упражнение 1 (Разминка). «Мое имя». Каждый участник пишет свое имя, располагая буквы вертикально. Затем к каждой букве подобрать позитивную положительную характеристику себя. Если в имени имеются 2-3 одинаковые буквы, необходимо найти разные слова на каждую.
Упражнение 2 «Ролевая карта». Обсудить вопросы: что такое социальная роль, какие роли мы играем?
Выписать в столбик роли, которые мы играем. Затем нарисовать круг, в центре написать «Я». Вокруг разместить роли, которые играем, разукрасить цветными карандашами. Обсудить, как мы выглядим в той или иной роли, как общаемся, какие чувства испытываем.
Упражнение 3. «Китайская рулетка» (шуточный тест) (Н.А. Сакович «Практика сказкотерапии», Речь, С-П, 2005, стр. 140).
Участникам предлагается закончить предложения
Если бы я был деревом, то хотел бы быть. То не хотел бы быть
Если бы я был одеждой, то хотел бы быть, то не хотел бы быть
Если бы я был животным, то хотел бы быть, то не хотел бы быть
Если бы я был писателем, то хотел бы быть, то не хотел бы быть
Если бы я был киногероем, то хотел бы быть то не хотел бы быть
Интерпретация такова: то, кем или чем ты хотел бы быть, - это ты в будущем, а то, кем или чем не хотел, - такой ты в настоящем.
Упражнение 4. «Чувство времени»
Участникам предлагается закрыть глаза ипосле команды ведущего попытаться уловить момент, когда пройдет минута. Ведущий определяет течение минуты по секундомеру. Участник, по ощущению которого минута уже прошла, молча открывает глаза и поднимает руку, ожидая, пока все участники не откроют глаза. Подростки делятся на три подгруппы: тех, кто открыл глаза раньше, чем закончилась минута; тех, у кого течение времени совпадает с часами, и тех, у кого минута тянется дольше, чем 60 секунд.
Подгруппы расходятся в разные углы комнаты и стараются определить общие для них ощущения, когда они сидели с закрытыми глазами.
Зависит ли ощущение течения времени от психического состояния человека? Зависит ли оно от его личностных свойств? В каких общих случаях время тянется как «резина», а в каких летит, как ракета? Влияет ли на отношение окружающих к человеку тот факт, что у него время течет по-другому?
Мини-лекция «Правила гармоничного распределения времени»
Время характеристика нашего физического мира. Следовательно, когда происходят неполадки с выделением времени на что-либо, это свидетельствует о том, что вы не находитесь здесь и сейчас, а где-то витаете. Если вы оторваны от физического мира, у вас пропадает связь со временем: вы будете его терять, хронически ощущать его недостаток, везде опаздывать и не выполнять обещания. Каждый раз, когда речь идет о нехватке времени, подразумевается неуверенность в собственной силе. Чтобы не происходило неприятностей с окружающими, нужно правильно и реально распределять свое время.
Существуют правила гармоничного распределения времени. Очень полезно не только ознакомиться с ними, но и применять их в жизни.
Первое правило. Определение относительной важности дела (принцип Парето итальянского социолога и экономиста).
Принцип подразумевает соотношение 80:20. Этот принцип работает, если вы умеете отличать важные дела и не очень важные. Потратив всего 20 % времени, вы получите 80 % удовлетворения, занимаясь важным делом. И, наоборот, прозанимавшись весь день неглавным делом, в итоге вы получите 20 % удовлетворения.
Как же отличить главное дело от не очень главного? Сейчас вам предстоит найти ответ на этот вопрос».
Не стоит вмешиваться в спор. Если подростки все-таки не придут к общему решению, можно им подсказать. Главным считается то дело, которое нельзя откладывать на потом, так как последствия неразрешенной проблемы окажутся крайне негативными. Можно показать это на жизненных примерах.
Второе правило. Умение трезво рассчитывать свои силы и время.
Подавляющее большинство людей склонны преувеличивать свои силы и недооценивать время, необходимое для решения задачи. Определить величину заблуждения можно, если X единиц времени умножить на 3. Например, если вы считаете, что сочинение вы можете написать за 30 минут, умножайте это число на 3 и получите точные временные затраты. Приведите примеры, когда вы не успевали сделать задуманное».
Необходимо выбрать несколько примеров и посчитать вместе с участниками реальные временные затраты.
Третье правило. Умение давать обещания.
Необходимо научиться анализировать свои возможности, прежде чем соглашаться делать что-то. В ответ на просьбу сначала необходимо ответить: "Подожди, я подумаю, смогу ли я выполнить, что ты просишь". Затем нужно проанализировать ситуацию и только после этого дать ответ. Это проверенный способ приобретения авторитета и заслуженной славы надежного человека или настоящего лидера группы.
Следует проанализировать вместе с ребятами ситуации, когда они, дав обещание, не смогли его выполнить.
Не торопись соглашаться в ситуациях психологического давления.
Принимай решения только после рассуждений о приоритетах и затратах времени.
Честно говори "нет", если не сможешь справиться с чем-либо.
Предлагай компромисс, бери на себя только посильную часть проблемы.
Говори себе: "Молодец!", если сдержал слово».
Упражнение 5 «Я - великий мастер»
Каждый участник по желанию выходит в центр круга и объявляет о своих умениях: «Я великий мастер делать ...» Можно заявлять о любых своих способностях: готовить какое-то блюдо, играть на гитаре, рисовать. Задача выступающего убедить остальных в том, что он делает что-то лучше других. Ведущий может спросить: «Может, кто-то умеет это делать лучше?» Если таких участников не находится и группа соглашается с утверждением, то выступающий признается «Великим мастером» и награждается овациями.
Трудно ли было хвалить себя и почему? В каких ситуациях нужно говорить о своих достоинствах?
Упражнение 6 «Тропинка к мечте».
Подросткам предлагается выбрать любую свою мечту, можно взять ее из колонки «Хочу». Далее нужно представить свою мечту в виде какого либо объекта.
Каждый должен нарисовать на листе тропинку, в начале которой находится он, а в конце его «мечта». На этой тропинке могут оказаться преграды и ухабы те препятствия, которые могут встретиться на пути достижения поставленной цели. Эти препятствия нужно преодолеть. Тропинка может оказаться и без «ям» значит, к цели будет двигаться легко.
Трудно ли было увидеть «тропинку» и «препятствия»? Если были затруднения, то почему? Может быть, мы иногда бываем несколько самонадеянны, и нам кажется все легким? Нужно ли уметь видеть препятствия?

Работа с конкретной целью.
Большие цели подразумевают колоссальные усилия и полное отсутствие энергии в конце. Они лишают [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Важно разбить тяжёлый путь на тысячи маленьких лёгких шагов.
Цели бывают материальные, нематериальные, качественные, количественные, долгосрочные и близкие. Близкие до12 месяцев. Идеальный срок для решения – 90 дней.
С чего начать путь к цели?
Запишите цель несколькими словами на бумаге. Сожмите расплывчатое описание до минимума.
Представьте себя достигшим цели. Каковы ощущения, эмоции, планы на будущее? Ответы прояснят насколько необходим результат. Если всё в будущем ясно, понятно, вызывает радость, то цель определена верно. Стоит прилагать усилия.
Разбейте путь достижения на этапы.
Составьте план. План должен включать в себя промежуточные цели и действия. Важно установить временные рамки. Размытые сроки отдаляют цель на неопределённое время.
Не останавливайтесь на достигнутом.. Стойте планы на будущее и мечтайте.
Пункты реального и успешного плана.
конкретность;
отображение в цифрах;
реальные временные сроки;
согласованность с другими планами, окружающей действительностью;
письменное изложение;
прогноз ожидаемых проблем и препятствий; меры по их преодолению;
продуманная возможность использовать дополнительные ресурсы.
Упражнение на осознание. Рефлексия.
Упражнение 7 «Четыре сферы»
Что бы вы сделали, если бы могли все? О чем вы мечтаете, каковы ваши желания и цели на ближайшие пять недель, пять месяцев, пять лет? Люди вкладывают свою энергию в различные сферы жизни. Основными среди них считают: тело, деятельность, контакты, творчество. Хорошо, если энергия распределяется между ними равномерно.
Подумайте и напишите, как вы будете использовать свою энергию и время? Что будете делать для тела красоты вашего лица, фигуры, для своего здоровья? Что вы хотели бы сделать для своей деятельности учебы, работы, карьеры? Для контактов с людьми семьей, друзьями? Для своего творчества развлечений, путешествий, хобби? Для города, страны, человечества например, для достижения мира на Земле?»
Обсуждение
Что вы выяснили для себя? В чем нашли для себя главное? Возможно, в процессе работы у вас появились жизненные цели и наметился план действий?
У ребят могут возникнуть трудности в постановке целей и построении планов на далекое будущее. Пусть это вас не расстраивает, не забывайте о том, что дети живут «здесь и сейчас». Они обязательно об этом задумаются.
Рефлексия:
Наше групповое занятие подошло к концу. Вы многое узнали о себе, многому научились. Хотелось бы, чтобы эти знания пригодились вам в жизни. Почаще заглядывайте в "чемодан знаний - там есть все необходимое для вашей поддержки и уверенности в себе. Не забывайте о том, что рядом есть ваши верные друзья, которые всегда готовы придти на помощь!
Я попрошу вас в трех словах, как в короткой телеграмме, высказать свои впечатления».
Подростки высказываются по кругу. Ведущие благодарят их за участие в групповой работе и делятся впечатлениями. Общее обсуждение вопросов "Что понравилось на занятии, а, что нет?", "Что было полезным ?", "Что было самым трудным на занятии?".
В завершение можно сделать групповую фотографию на память.

Приложение 1.
Работа с конкретной целью.
Определение потребностей.
Сформулируйте конкретную цель.
Определите необходимы ресурсы.
Определитесь, какую пользу принесет вам достижение цели? Какая будет польза, какие плоды принесет вам достижение цели?
Анализ текущей ситуации. Чего я уже добился на данный момент? Составьте план ваших достижений, прикрепите какими-либо материальными объектами, чтобы это вам служило мощным напоминанием о том, чего уже смогли достичь.
Установка крайнего срока. Определите границу, крайний срок исполнения цели, ставьте, реальные сроки.
Определение препятствий. Любая цель не обходится без естественного процесса преодоления препятствий. Как говориться, «предупрежден значит вооружен». Вы будете подготовленными, а значит готовыми идти вперед, преодолевая препятствия.
Определите, какие знания потребуются, чтобы достичь. Составьте список тех знаний, которые вам пригодятся. Возможно, вам будет не доставать знаний, но вы точно будете знать каких и сможете улучшить их чтобы достигнуть цели.
Определите список людей и организаций, помощь которых поможет вам достигнуть цели. Вам потребуется помощь незапланированных в списке людей и организаций вы сможете вносить изменения и четко определять своих помощников в деле достижения цели.
Приложение 2.
Основные понятия темы.
Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.В психологии понятие цели также употребляется в следующих, значениях: · формальное описание конечных ситуаций, к достижению которых стремится любая саморегулирующаяся функционирующая система; · предвосхищаемый полезный результат, определяющий целостность и направленность поведения организма. (Психология. Словарь Полиздат, 1990)
Мотив - это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.
Термином «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления:
совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение;
процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Приложение 3.
Презентация «Постановка цели и её реализация».
1слайд
Установление  целей помогает нам оградить себя от требований,предъявляемых ситуацией  или другими людьми, добиваясь  целей, важных для нас лично. 
В жизни  человека существуют этапы, когда ему особенно необходимо прояснить свои личные цели. Обычно эти этапы совпадают
с возрастными рамками:
этап 1: 20–24 года – начало карьеры;
этап 2: около 30 лет – приобретение определенной компетентности;
этап 3: около 40 лет – анализ достижений и рассмотрение возможностей для  серьезных перемен;
этап 4: около 50 лет – подведение итогов профессиональной карьеры и подготовка к ее завершению;
этап 5: около 60–65 лет – переход к  внеслужебной жизнедеятельности. 
2слайд
Желание – это нечто среднее между неоднозначным хотением и обдуманным выбором. Оно может принимать конкретную форму, но может выражаться и абстрактной фразой, типа: «Я желаю, чтобы был мир во всем мире!»
Желание характеризуется:
некоторой осознанностью (человек практически всегда понимает, что именно он хочет получить);
поиском [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (размышления о том, а для чего мне это нужно);
наличие пусть нечетких, но все же представлений о том, как я буду это желание реализовывать.
3слайд
Правильная цель
«Я хочу отдохнуть и поеду в отпуск», «Я могу и умею зарабатывать и заработаю много денег».
Неправильная цель – «Мне надо отдохнуть и поехать в отпуск»,
«Чтобы отдать долг я должен заработать денег».
4слайд
Цель – вполне реальный предмет, к которому стремится человек и для обладания которым он предпринимает конкретные шаги.
Основные признаки цели:
наличие конкретной формы
у предмета, который вы собираетесь заполучить;
вы с легкостью можете ответить на
вопрос, зачем вам это нужно, или же конечная цель такова, что мотивация понятна и без объяснений;
вы предпринимаете конкретные шаги для ее реализации.
5слайд
Постановка целей: необходимо делать это правильно:
1. Доверяйте свои сокровенные желания бумаге.
Ваша цель обретает форму, когда вы записываете ее. Именно для этого [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Письменное оформление и цветная иллюстрация на один шаг приближают вас к реализации цели.
2. Формируйте цели максимально точно.
Избегайте расплывчатых фраз, которые можно трактовать двояко.
3. Реальные цели – залог их исполнения.
4. Мечтайте о глобальном.
Пусть среди ваших целей будут и мелкие цели и большие.. Не стоит загонять себя в жесткие рамки!
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Чем лучше фотографию вы выберете для коллажа желаний, чем более детальную и красочную картинку вы будете себе представлять, тем быстрее она воплотится в жизнь.
6. Ограничивайте свои цели временными рамками.
Избегайте употребления словосочетаний «когда-нибудь», «в будущем», «через несколько десятилетий», «в неопределенном времени» и т.д.
Правильно говорить так: «Через неделю», «Уже в следующем месяце», «Уже через год»
7. Переходите от мечтаний к действиям.
Даже если вы сделаете идеальный коллаж желаний,
посетите тысячу тренингов: «Как поставить цель»
и узнаете все секреты, то не сможете добиться чего хотите.
Только от ваших конкретных действий зависит то,
как быстро вы[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
6слайд
Цель должна быть:
Вдохновляющей;
Определенной во времени;
Достижимой;
Конкретной;
Измеримой.
7слайд
Если длительное время вы не смогли приблизиться к реализации своей цели, хотя делали все возможное для этого, то стоит ее сформулировать по-другому или вовсе от нее отказаться.
Не бойтесь трудностей, которые будут встречаться на вашем пути!
Убежденность в том, что вы достигните поставленной цели, – должна быть твердой и железной!
Не позволяйте даже малейшим сомнениям омрачить ваши планы. Как только вы начнете колебаться: «А так ли уж нужно мне это?», «А вдруг я не смогу заполучить желаемое?», можете ставить крест на своей мечте!
Уверенность и решительность – вот ключи, которые позволяют открыть многие двери. Не позволяйте поражению приводить вас в уныние.

Литература.
Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием.- М.,2000.
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Просвещение, 1990.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: «Питер»,2000
Ковалев В.И.Мотивы поведения и деятельности.- М.,2005.
Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.:Просвещение, 2010.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М.: Наука, 1984, с.289-325.
Немов Р.С. Общие основы психологии. Книга 1.- М.,2012.с.395-405.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2-х т. М.,2001. т.1. с.56-92
Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция. Ж-л «Вопросы психологии», № 3. 1997. с.102-111.













13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115