Конспект урока по Основам православной культуры по теме: Пасха

План - конспект урока по Основам православной культуры

Класс: 4
Урок: 8
Тема: «Пасха»
Цель: познакомить учащихся с историей праздника Пасхи
Задачи:
Формирование интереса к истории страны, культуры, духовной жизни своего народа.
Развитие познавательного, эмоционального опыта школьников - традиционное празднование Пасхи православными христианами.
Изучение пасхального гимна.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Сообщение целей урока.
2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
Как Бог стал человеком?
Что такое Голгофа?
Почему говорят, что крест – знак любви Бога к людям?
3.Работа по теме.
Учитель: Слушайте это стихотворение и скажите, пожалуйста, о чём тут говорится?
(учитель читает стихотворение)
Улыбнулась солнцу
Сонная земля,
Понеслись удары
К синим небесам.
Звонко раздается
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Белая луна.
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
Дети: О весне. О пробуждении природы от зимнего сна.
Учитель: Правильно. Весной всё расцветает, ликует. И не случайно на это время выпадает больше всего ритуалов, обрядов, праздников. Какие весенние праздники вы знаете?
Дети: 8 марта. День птиц. День космонавтики
Учитель: А христианские?
Дети: Пасха
Учитель: Пасха - царь дней. «Праздников праздник и торжество торжеств»- так называют этот день. В нашей стране его отмечают ярче, пышнее, нежели самый главный праздник христианского мира – Рождество. Ни один праздник Православная церковь не празднует так необычайно светло и торжественно, как день Светлого Христова Воскресенья. В церкви накануне совершается пасхальная всенощная, в полночь- крестный ход и служится пасхальная утреня и литургии. А за неделю всем этим торжествам предшествовало Вербное Воскресение - праздник входа Господня в Иерусалим.
Учитель: А как вы думаете, почему именно вербу выбрали люди в качестве предвестника праздника?
Дети: Цветёт первым.
Учитель: Верба, не давшая еще листьев, цветет и как бы заявляет, что наша природа скоро наградит нас и все живое на земле теплом и урожаем. Эти пушистые распустившиеся почки повсюду на Руси считались целебными, наделенными особой силой; говорили, что, соприкоснувшись с человеком, животным, землей, веточка вербы может поделиться с ними своей жизненной силой.
Учитель: Что вы можете сказать о Великой субботе?
Дети: Перед Пасхой красят яйца.
Учитель: Великая суббота - Христос покоится во гробе. Еще субботу называли «красильной субботой»- в этот день красили яйца, которые называли «крашенками», то есть просто окрашенными в любой цвет, или «писанками»- яйца, расписанные узорами. Крашеное яйцо - красивый и радостный символ праздника Пасхи.
Учитель: А почему именно яйцо является символом Пасхи?
Дети: Из яйца появляется новая жизнь.
Вкусно. В древние времена у многих бедных даже яиц не было.
Учитель: По преданию, Мария Магдалена после воскрешения Иисуса отправилась в Рим и поднесла императору Тиберию простое яйцо, сказав: «Христос воскрес!» Не поверил император и заявил, что в это так же трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным. Пока он это говорил, на глазах у изумленных людей белое яйцо стало ярко красным.
Учитель: Расскажите, пожалуйста, как вы проводите день Пасхи?
Дети: (рассказывают)
Учитель: А как же оформляют пасхальные яйца в наши дни?
Дети:
Яйцо красят в отваре луковой шелухи.
Яйцо расписывают гуашью, цветной тушью, и покрывают лаком, чтобы блестели.
На яйца приклеивают изящный листик укропа или петрушки, герани. Держат в растворе красителей, вынимают, отделяют листик- и на скорлупе остается изысканный белый силуэт.
Очень нарядно получается, если оклеить яйцо кусочками разноцветной ткани, тесьмой, кружевами.
В магазинах продают специальные наклейки, краски.
Учитель: А что пекут только на пасху?
Дети: Кулич.
Показ презентации «Пасхальные яйца и кулич»
Можно организовать выставку картин, поделок

4. Изучение пасхального гимна.
Слова на доске. Исполнение по караоке.

5. Работа по учебнику (стр.28-31)
Чтение раздела «Воскресение Христа»

6. Работа в тетрадях.
Заполнение словаря.

7. Показ нескольких картин из элетронной презентации на диске.

8. Домашнее задание.
Прочитать дома родителям страницы учебника 28 -31. Найти народные приметы на Пасху.
(Как на любой праздник, так и на Пасху существуют свои народные приметы:
На Пасху небо ясное, солнце играет - к хорошему урожаю и лету.
На Святой неделе дожди - добрая рожь.
На Святой неделе гром - к хорошему урожаю
Если на второй день Пасхи будет ясная погода- лето будет дождливое, если пасмурная - сухое)

9.Вывод урока
-О чём мы говорили на этом уроке?
_Что вы нового узнали?
- Что особенно понравилось?


15