РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ


РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ АВТОР ПРОЕКТАПРЕПОДАВАТЕЛЬ–ОРГАНИЗАТОР ОБЖМОСКОВСКАЯ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ИМЕЮТ МЕСТО ПРОТИВОРЕЧИЯ: МЕЖДУ ПОТРЕБНОСТЯМИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В САМОРАЗВИТИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ВОЗМОЖНОСТЯМИ РЕБЁНКА, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ РЕАЛИЗОВАНЫ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕМЕЖДУ СОВРЕМЕННЫМ ЗАКАЗОМ ОБЩЕСТВА НА РЕАЛИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЕМ В МАССОВОЙ ПРАКТИКЕ ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОЦЕССУ И РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМА: СОХРАНЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ МЕЖДУ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРИНЦИПОВ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ЖЁСТКИМИ РАМКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И ТРЕБОВАНИЙ ПРОГРАММ ГИПОТЕЗА ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЖ СПОСОБСТВУЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Исследовать эффективность применения технологии развития критического мышления при изучении ОБЖ как средства реализации личностно-ориентированного подхода в обучении ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: Изучение и внедрение в практику методов и приёмов, позволяющих развивать активную мыслительную деятельность.Формирование у школьников умения оптимизировать, структурировать изучаемый материал, делая его доступным и понятным.Совершенствование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.Воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы.Создание банка дидактических материалов и методических разработок, обеспечивающих построение учебного процесса на основе ТРКМ Планируемый результат Задачи Этапы Создание теоретической базы для реализации проекта Изучение теоретической базыЗнакомство с опытом других педагоговОтбор методических приемовРазработка диагностических материаловДиагностика уровня творческой активности, развития умений и навыков 1.Подготовительный(I четверть) Развитие активной мыслительной деятельностиФормирование активной творческой личностиФормирование ключевой компетенции - личностного самосовершенствования Планирование работыРазработка уроков с элементами ТРКМПромежуточная диагностикаРеализация проекта 2. Практический(ноябрь-апрель) Выявление эффективности применения ТРКМ как средства реализации личностно-ориентированного обучения Итоговая диагностика способности учащихся воспринимать новое, решать поставленные задачиПодведение итогов реализации проекта 3. Контрольно-аналитический (май) ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЁХФАЗНАЯ СТРУКТУРАУРОКА ВЫЗОВ ОСМЫСЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИЯ ОСНОВА ТРКМ Рефлексия– целостное осмысление, обобщение полученной информации;– присвоение нового знания учеником;– формирование собственного отношения к изучаемому материалу. Осмысление содержания– получение новой информации;– осмысление новой информации;– соотнесение новых знаний с уже имеющимися знаниями. Вызов– актуализация имеющихся знаний;– пробуждение интереса к получению новой информации;– постановка учеником собственных целей обучения. III стадия II стадия I стадия ФУНКЦИИ ТРЁХ СТАДИЙ ТРКМ Синквейн.Акростих.Написание эссе.«Толстые» и «тонкие» вопросы. Рефлексия «Пометки на полях» – инсерт.Маркировочная таблица «ЗУХ»Кластер.Лекция или чтение «со стопами»«Толстые» и «тонкие» вопросы.«Зигзаг» Осмысление содержания «Верные и неверные утверждения»Кластер предположения.«Веер»«Корзина» идей.«Дерево предсказания»«Ключевые слова»«Верите ли вы, что…» Вызов Приёмы Стадия МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ В ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В процессе работы учащиеся могут смело высказывать свои мысли, не боясь, что их осудят за «неправильность».Применение интерактивных методов позволяет формировать у школьников жизненно важные навыки (способность к положительному поведению), что позволяет им успешно справляться с требованиями окружающей действительности.Частота чередования видов учебной деятельности, многообразие видов преподавания (словесного, наглядного, самостоятельной работы) способствует рациональной организации урока.ТРКМ способствует также сохранению здоровья, т.к. развивает в учащихся конструктивное отношение к любым проблемам, умение их решать, что снимает отрицательные эмоции, психологическое напряжение. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ развитие логического и критического мышления;формирование умения аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения;формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;формирование умения разрабатывать программу своих действий и реализовывать её; формирование одной из ключевых компетенций – личностного самосовершенствования: способности ученика к личностному, духовному, интеллектуальному саморазвитию, непрерывность самопознания. СИСТЕМА КРИТЕРИЕВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Сформированность приёмов логического мышления.Сформированность приёмов критического мышления.Сформированность навыков культуры чтения.Уровень развития творческих способностей. 50 % 33,4 % 16,7 % ЯНВАРЬ 0 % 16,7 % НИЗКИЙ 16,7 % 33,4 % БЛИЗКИЙ К НОРМЕ 50 % 33,4 % НОРМА 33,4 % 16,7 % ВЫСОКИЙ АПРЕЛЬ ОКТЯБРЬ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ Результаты диагностикиСформированность приёмов логического мышления 16,6 % 50 % 33,4 % ЯНВАРЬ 0 % 33,4 % НИЗКИЙ 50 % 33,4 % СРЕДНИЙ 50 % 33,4 % ДОПУСТИМЫЙ АПРЕЛЬ ОКТЯБРЬ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ Результаты диагностикиСформированность приёмов критического мышления 50 % 50 % 0 % ЯНВАРЬ 33,3 % 50 % НИЗКИЙ 50 % 50 % СРЕДНИЙ 16,7 % 0 % ВЫСОКИЙ АПРЕЛЬ ОКТЯБРЬ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ Результаты диагностикиУровень развития творческих способностей ВЫВОД: ГИПОТЕЗА О ТОМ, ЧТО ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЖ СПОСОБСТВУЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПОЛНОСТЬЮ ПОДТВЕРЖДЕНА ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ ТРКМ – общепедагогическая, надпредметная технология, применимая в любых программе и предмете.Следование базовой модели «вызов – осмысление содержания – рефлексия» позволяет учителю работать в режиме свободного творчества, используя как приёмы ТРКМ, так и классические.Считаю, что мой проект имеет практическую значимость и может быть использован другими педагогами, на любом предмете.