Конспект урока по теме Пасха Основы православной культуры

Конспект урока №8
«Пасха»
 
Цели:
        приобщение младших школьников к истокам русской культуры;
        воспитание любви к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам.
Оборудование:
Компьютер, проектор;
Компьютерная презентация «Пасха»
Заготовки для практической работы, раскраски
 
Ход урока:
Проверка домашнего задания. Учащиеся демонстрируют иллюстрации с изображением креста Христова. Отвечают на вопросы:
- что обозначают перекладины на кресте?
Сообщение темы урока «Пасха» (слайд 1)
Учитель:
Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?
-  Что воскресенье не только день недели
-  Что такое Пасха
-  Как празднуют Пасху (слайд 2)
 Учитель читает стихотворение «Благовест» (слайд 3)
ВРЕЗКА Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес...
Христос воскрес! Христос воскрес!
 
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес...
Христос воскрес! Христос воскрес!
 
Вот просыпается земля,
И одеваются поля!
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
(Аполлон Майков)

1. Вам знакомо слово Пасха? Вспомните, в какое время года вы его слышали особенно часто?
Какие воспоминания связаны для вас с этим словом?
История Христа не заканчивается Его казнью. Евангелие рассказывает, что после распятия Христос вернулся к жизни - воскрес. (слайд 4). Знакомое вам слово воскресенье связано именно с Иисусом Христом. Древний славянский корень крес означает жить, сиять, сверкать. Воскресение - день возобновления жизни.
Ученики и друзья Христа были поражены тем, как изменилось Его тело. Они рассказали, что тело Христа стало сияющим, как бы «воздушным», неподвластным силе земного притяжения. Он мог мгновенно появляться и исчезать, проходить через стены и закрытые двери. Христиане верят в то, что с ними однажды произойдет то же самое, что произошло с Иисусом Христом. Они тоже воскреснут. Однажды к мальчику, который ничего не слышал о христианах, в день Пасхи обратился прохожий: «Братишка, Христос воскресе!». Парень растерялся. Он не очень понял, о чем ему говорят и чего от него ожидают. Но он понял, что ему сказали (пожелали) что-то доброе. И поэтому он ответил: «И Вам того же!». И он оказался прав. Потому что и в самом деле самое главное, чего для себя желал бы христианин - чтобы и его жизнь, даже пройдя через кончину, все же продолжилась воскресением. Как это было в жизни Христа. Имя Иисус значит «спаситель». Христос именуется Спасителем потому, что на крест Он пошел ради спасения людей. (слайд 5)
Что угрожало тогда людям? То же, что и сегодня: смерть, потеря души, потеря Бога.
Зло, которое творили люди до распятия Христа, в минуту Его казни и во все века, то есть всё зло, которое было, есть и будет в человеческой истории, Христос вызывает на бой. Он «берет на себя грехи всего человечества». Все самые плохие последствия, которые могли бы вызвать грехи людей, Христос берет на Себя. Библия говорит, что смерть человека - это следствие его греха. Христос же, в Котором не было греха, не мог стать и добычей для смерти. Поэтому, приняв смерть, Христос в Себе её переломил, победил. И воскрес.
Для христиан это означает, что люди, вслед за Христом, не навсегда останутся в плену у смерти. Однажды они, пройдя через могильное молчание, воскреснут, как и Христос.
В природе христиане видят много образов, напоминающих о Пасхе. Например - гусеницу, которая вдруг перестает питаться листьями и на время превращается в казалось бы мертвый кокон. Но там, в коконе, незаметно для окружающих у неё вырастают крылья.
И однажды она вылетит из него бабочкой.
(слайд 6) В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день. Особо торжественно отмечается то весеннее воскресенье, которое так и называется - Пасха Христова (буквально слово пасха на древнееврейском языке означает «переход», «избавление»).(слайд 7)
Для встречи Пасхи люди собираются в храмах. (8 слайд) Самая торжественная часть праздничного богослужения - пасхальная полночь. Священник несёт крест, а люди с иконами и зажжёнными свечами обходят вокруг храма (это называется «крестный ход») и поют радостные пасхальные гимны. (слайд 9)
Пасхальный гимн:
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!». - «Христос воскрес из мертвых, победив своей смертью смерть, и прежде умершим даровал жизнь!»
(слайд 10) На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется «похристосоваться». Сказал «Христос воскресе», подарил яйцо - и три поцелуя в щечки. В ответ на «Христос воскресе!» принято отвечать: «Воистину воскресе!». Причем детям разрешается очень громко выкрикивать эти слова даже в храме. (слайд 11)
Главный подарок этого праздника - пасхальное яйцо. (слайд 12) Из вроде бы неживого и неподвижного яйца вылупляется новая жизнь - поэтому оно стало символом воскресного праздника. Христиане разрисовывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят друзьям. Друзей у нас много, подарков тоже нужно приготовить достаточно. Практическая работа «Раскрась пасхальное яйцо»
После ночной пасхальной службы христиане приступают к пиру. (слайд 13) Люди, которые серьёзно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. Почти два месяца до Пасхи православные христиане постятся: не едят мяса, яиц, молока, стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве и другим добрым делам. Зато на Пасху - пир горой! На стол подаются крашеные вареные яйца (гиперссылка на 16 слайд), а также куличи (гиперссылка на 15 слайд) (сладкий хлеб, похожий на кекс) и творожное блюдо, которое названо в честь праздника – пасха (гиперссылка на 17 слайд). (рассказ о пасхальных атрибутах)
Поскольку к Пасхе готовились сорок дней, то и празднуют ее тоже сорок дней подряд. Всю неделю после пасхальной ночи вся праздничная служба повторяется по утрам, причем и дети могут участвовать в шествии «крестного хода». Более того, именно в эти пасхальные дни у ребят есть возможность создать самый громкий звук в их жизни. Они могут ударить в настоящий огромный колокол. Во многих храмах в первые семь дней пасхи открыт доступ на колокольню, и любой человек (в том числе ребенок) может подняться и позвонить в колокола. (Звон колокола)
Учитель: Вот еще обычай, над которым следует задуматься. (слайд 14) Во все следующие за Пасхой дни Светлой седмицы надо было заниматься благотворительностью (раздавать одежду, деньги, пищу нищим, больным людям, тем, кто сидит в тюрьме). Может быть, и сейчас в наше время особенно необходимо посещение больных, стариков, бедных, которых надо угостить пасхальными куличами, развеять их одиночество. Пусть и сейчас соблюдается этот милосердный обычай.
Вопросы и задания:
1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?
Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?
Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?
Как звучит главный пасхальный гимн?
В чем состоит христианский пост?
Рефлексия: Цветопись. Создаём цветок из лепестков разного цвета: красный «Мне было интересно», зелёный «Было не очень интересно», синий – «Было неинтересно»
Домашнее задание: изготовить праздничную пасхальную открытку. Раскрасить пасхальную картинку (даёт учитель)