«Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочной работе по биологии»

«Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочной работе по биологии»

Синельникова Ольга Витальевна, учитель биологии Муниципального общеобразовательного учреждения «Кормиловский лицей» Кормиловского муниципального района Омской области. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?
Одним из методов повышения интереса является вовлеченность учащихся в исследовательскую работу.[2]
В связи с этим становится актуальным совершенствование форм и методов обучения биологии, которые стимулируют мыслительную деятельность школьников, развивают их познавательную активность, учат практически использовать биологические знания.
В этом году я из направлений внеурочной деятельности взяла общеинтеллектуальное.
В соответствии с концепцией ФГОС личностными результатами является «сформировавшаяся образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса; самому образовательному процессу и его результатам».
В процессе учебно-исследовательской деятельности достигаются личностные результаты, которые должны отражать формирование у учащихся - коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.
Коммуникативная компетентность - это «умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи: способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; [3] удовлетворительное нормам и «техникой» общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию; учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения». Значит, в процессе учебно-исследовательской деятельности по биологии у школьников необходимо развивать умение общаться; учить их ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства при обсуждении со сверстниками и учителем исследуемых биологических проблем.
В соответствии с установленными ФГОС требованиями достижение личностных и метапредметные результатов обеспечивается в результате освоения программы развития - универсальных учебных действий, которая должна быть направлена на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности, навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы; обеспечивать формирование навыков участия в различных формах организаций учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы; олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, национальные образовательные программы) и содержать описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское; инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений.
Формированию у школьников основ культуры исследовательской и проектной деятельности в полной мере способствует достижение предметных результатов ФГОС по биологии:
-приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
-формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
-формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования; защиты здоровья людей в условиях быстрого, изменения экологического качества окружающей среды; освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Для проведения большинства учебных исследований по биологии требуется много времени. Поэтому эта деятельность выполняется во внеурочное время за счет реализации программы развития универсальных учебных действий, а результаты проведенных: исследований учащиеся презентуют, обсуждают и анализируют на занятиях. При таком подходе в полной мере обеспечивается выполнение личностных, метапредметных и предметных требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы.[4]
Благодаря проектной деятельности возможен охват широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем в формировании здорового образа жизни школьников.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Метод проектов не новое в педагогике, но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.
Другими словами - от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса.
Чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
1. самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
2. учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения
познавательных и практических задач приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
3. развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
4. развивают системное мышление.
Отличительные черты проектного метода.
Личностная ориентация педагогического процесса невозможна без изменения образовательных технологий.
Образовательная технология должна способствовать раскрытию субъектного опыта ученика:
- формированию личностно значимых для него способов учебной работы
- овладению умениями самообразования.
Этим требованиям отвечают педагогические технологии практической направленности. Они в совокупности с изучаемыми информационными технологиями и современной информсредой школы обеспечивают деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать сверхзадачу - перевод обучающегося в режим саморазвития.
Поэтому моей задачей как учителя, является следующее: дать нужное направление творческому мышлению учащегося, стимулировать творческий поиск, создавая соответствующие ситуации и условия, дать толчок к систематическому исследованию, анализу, поиску новых, своих собственных путей решения той или иной проблемы, - правильно сформулированные цели и задачи способствуют развитию творческого мышления.[1]
В 5 классе я осуществляю образовательную программу «Зеленая лаборатория», в 6м – «Наш дом - Земля», в 7м – «Экология животных».
Начиная изучать раздел, мы с ребятами распределяем темы, по которым готовим их представления в виде исследовательских работ. Например, в 5 классе, изучая тему «Из чего состоит растение» мы познакомились со строением клетки, тканей растений при выполнении практических работ – учились ставить цель, задачи, изучили методы исследований, с помощью этих методов изучили материал. На уроке на это просто не хватает времени. Сейчас мы распределили новые темы (Во втором разделе «Как живет растение») - «Строение листа», «Зачем нужны плоды» и т.д. Мы составили план работы, какие необходимо провести эксперименты, разобрали теоретическую часть. В результате обучающиеся все оформят в виде исследовательской работы.
В 6м классе мы приступим к разработке проекта «Здоровый образ жизни». Между учениками распределим темы, актуальные на данном этапе, составим план исследования. Результатом будут презентации учащихся.
В 7 классе в курсе «Экология животных» целью образовательной программы является развитие творческого мышления школьников на основе изучения курса посредством проектной деятельности в соответствии с его личным интересом.
Обучающиеся готовили минипроекты по темам «Вода в жизни животных», «Свет в жизни животных», «Температура в жизни животных», «Воздух в жизни животных».
Одним из последних «глобальных» проектов у нас был совместная исследовательская работа 5-7 классов – исследование домашних животных. Работа длилась месяц, за это время ребята знакомились с отраслями животноводства; развивали умения публично презентовать результаты практической деятельности. Они изучили своих домашних животных, правила ухода и содержания, наблюдали в разное время за ними, фотографировали. При проведении этой работы подключались и родители – помогали фотографировать, проводить наблюдения (т.к. изучаемые животные - это не кошки и собаки).
С ребятами я работала не только во время кружка, а также и по интернету – ученики писали мне на почту вопросы, скидывали информацию для проверки. В завершении проектов были подключены старшеклассники, имеющие опыт работы с проектами – с целью помощи советом при презентации проектов.
С проектами мы выступали перед сверстниками, им задавали вопросы, ребята учились отвечать грамотно, доступно, конкретно. В результате, мы участвовали с этими проектами в областном конкурсе «Полёт мечты» («Зоо Палитра») (2014г), где выступили очень достойно – 1 место в номинации «Аквариумные рыбки и водные животные» 7 кл., 2 места. в номинации «Хозяйственные животные» (кролики, куры, гуси, утки и т.д.) 7 кл; и в номинации «Аквариумные рыбки и водные животные» 5 кл. и 3 мест. в номинации «Грызуны» (крысы, хомяки, морские свинки, сурки, песчанки, белки и т.д.). Шестиклассница участвовала в номинации «Хозяйственные животные» (кролики, куры, гуси, утки и т.д.), получила сертификат.
После конкурса мы провели рефлексию, что у кого получилось, чему научились. Единогласно сказали – мы столько узнали об этих животных!!!! Рассмотрели и также кое-какие неудачные моменты, например, одна девочка сильно растерялась во время выступления, хотя у нее была хорошая работа (я чуть сознание не потеряла от страха – ее слова). Т.е. есть еще над чем работать, но все ученики сказали – будем и дальше учиться выступать, учиться себя презентовать.
Начиная работать по проектной методике со среднего звена я готовлю обучающихся к более серьезным исследовательским проектам. Мои ребята всегда достойно участвуют в НОУ «Поиск», секция «биология, экология », которой я руковожу в нашем лицее на протяжении уже 20 лет. За последние 5 лет мы участвовали с исследовательскими работами по темам «Влияние корма на цвет раковины улиток рода Ахатина» - 1 место в районной НПК, лауреаты региональных конференций, «Пищевые добавки» - 1 место в районной НПК, «Экологическое состояние колодцев в р.п. Кормиловка» - лауреаты региональных конференций, «Визуальная среда современного жителя», «Изучение влияния антибиотиков широкого спектра на бактерию Bacillus subtilis», «Мониторинг экологического состояния открытого водоёма р.п. Кормиловка 2005 -2013гг», «Изменение осмотической резистентности эритроцитов донорской крови под влиянием никотина, алкоголя и химических средств (аспирин)» - лауреаты региональных, Всероссийских, международных конференций, и другие работы.
Успех моих обучающихся- участников НОУ заключается в том, что овладевая методом проектов, они раскрывают свои способности, творчество, учатся быть самостоятельными, к завершению обучения в школе они владеют в совершенстве исследовательскими методами, коммуникативными умениями.
И в заключении я хочу сказать, чтобы обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся, необходимо создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся:
1. Провести подготовительную работу.
Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.
Формирование их целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные.
Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:
а) выдвижение идеи (мозговой штурм), целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути
в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка отчёта о проделанной работе;
в) слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы,
г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
д) информационные: выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск; 
2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся.
3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом  мотивацию.
          Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную мотивационные механизмы. 
4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.
Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для обучающихся. При необходимости его нужно корректировать.
5. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.[5]

Библиографический список
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Стандарты второго поколения.
5.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715




15