Заметка о внедрении новой технологии


Автор: Баснаева Светлана Афанасьевна – отличник образования РС(Я)
Статья: Внедрение технологии Кушнира в условиях сельской национальной школы.
С 2011 года все образовательные школы России работают по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта. Новый стандарт поставил особые требования в образовании и воспитании. По новым требованиям стандарта ребенок на уроке должен получать большой объем информации. Для этого он должен владеть быстрым и осознанным чтением. Для достижения этой цели Министерство образования Республики Саха (Якутия) поставило задачу изучения и внедрения технологии А.М.Кушнира в школах некоторых улусов. По рекомендации МО РС(Я) Чурапчинская средняя общеобразовательная школа им. С. А. Новгородова выбрана пилотной школой. Мы, учителя начальных классов данной школы, начали исследовательскую работу. Ознакомились с педагогической деятельностью А.М.Кушнира и его технологией. Алексей Михайлович Кушнир - кандидат психологических наук. Один из самых ярких деятелей современной российской школы: инженер, психолог, менеджер, педагог-исследователь, редактор крупнейшего российского журнала "Народное образование", организатор целого спектра масштабных проектов.
В конце восьмидесятых годов им были созданы методики обучения чтению, письму и иностранному языку, апробированные с блистательными результатами в сотнях классах массовых школ - от Дальнего Востока до Украины.
Урок по технологии Кушнира отличается от традиционного ведения уроков чтения. Методика Кушнира развивает слуховую, зрительную память. Главная особенность - это опора на слух, зрение, палец или указку. Цель уроков чтения по Кушниру: читать быстрым темпом весь текст, впитывая необходимую информацию и сопереживая содержанию текста.
Структура учебной деятельности:
1. 30 минутное чтение: чистоговорки, скороговорки, тексты, поэтические минуты;
2. 10 минутная работа над текстом: выполнение заданий, письмо (зрительный диктант, списывание с ориентиром, работа с калькой);
3. Музыкальные паузы;
4. Самооценка.
Основная техника: чтение с ориентиром, чтение парами, чтение по очереди, чтение во время сна.
Пошаговая отработка быстрого чтения:
«Первый шаг обучения собственно чтению — взрослый читает и показывает ребёнку синхронно в тексте то, что читает (как караоке).
Второй шаг — взрослый читает, но показывает синхронно то, что читает, пальчиком ребёнка, двигая его руку по тексту.
Третий шаг — ребёнок показывает пальчиком, что читать, а взрослый читает там, где движется пальчик в темпе его движения. Добиваемся лёгкости и адекватности показа.
Четвёртый шаг — убегаем голосом от пальчика ребёнка вперёд и ловим момент, когда его рука непроизвольно двинется по строке вслед за голосом.
Пятый шаг — взрослый читает, а ребёнок следит по тексту. Темп чтения взрослого — до 50-60 слов в минуту.
Шестой шаг. Убедившись, что ребёнок следит за чтением взрослого непринуждённо и легко, делаем резкий скачок в темпе — читаем со скоростью 120 слов в минуту и более. Постепенно доводим темп звукового ориентира до 150 слов в минуту. Добиваемся слежения ребёнком по тексту за чтением взрослого одними глазами.
Седьмой шаг — ребёнок читает куда быстрее про себя, чем мы читаем ему вслух. Это и есть искомый навык чтения.
Что дает технология Кушнира:
Возрастает техника чтения учащихся, чтение стало выразительное и осмысленное.
Возрастает объем чтения на уроке.
Выше становится читательская активность.
Урок чтения – любимый урок для многих детей.
В конце 4 класса темп чтения про себя 200-300 слов в минуту.
Громкое чтение в минуту – 150-180 слов в минуту.
После изучения теории начали работу над внедрением методики Кушнира на уроках родной (якутской) литературы. В ходе работе мы встретили следующие трудности: нехватка наличия художественной литературы для чтения на якутском языке, несоответствие требованиям методики текстов, данных в учебниках родной литературы (маленький объем), отсутствие готовых аудиозаписей для чтения, подобранного материала для упражнений чтения, пения, дополнительной работы. Исходя из поставленных перед нами задач и трудностей, встретившихся в ходе исследования, мы решили начать разработку методического пособия для уроков литературного чтения на якутском языке. Собрать тренировочные упражнения для чтения, записать тексты на аудио, печатание выбранных текстов для каждого ученика, составить задания для работы с текстом, подбор караокэ, стихов, зрительных диктантов, текстов для списывания, материалов про якутских писателей, собрать дополнительные материалы и т.д.
В методическое пособие включены следующие материалы:
Для упражнений чтения собрано более ста чистоговорок, скороговорок, стихов.
Аудио запись 204 текстов.
Собраны и напечатаны тексты для чтения каждым учеником
Якутские сказки
Народные сказки
Произведения якутских писателей

Виды работ с текстом:
Работа с названием текста
Выделение героев текста
Словарная работа
Продолжить из текста
Работа с паузами
Ответы на вопросы
Описание отрывка
Работа с автором
Выделение понравившейся части
Составление плана
Приведение в порядок плана
Нахождение незнакомых слов
Работа с основной мыслью текста
Постановка вопроса
Работа с мини – тестом
Продолжение текста
Определение жанра произведения
Читай и отгадывай
Чтение по диагонали
Бинго
Разыгрывание отрывка
Изменение сюжета
Караоке (слова песен, музыка)
Олоҥхо дойдутун ырыалара: Саха Республикатын норуоттарын ырыаларын оҕолорго аналлаах хрестоматията: автор, хомуйан оҥордо В.С.Жирков; - Дьокуускай: Бичик, 2012 с.
Поэтические минутки – стихи для учащихся младшего школьного возраста
Тексты для зрительного диктанта, списывания с ориентиром, работы с калькой -
Электронное пособие Н.Г.Михайловой, учительницы начальных классов МБОУ ЧСОШ - 2 «Зрительный диктант»
Презентации по якутским писателям: биография, творческая работа, выставка работ
Презентационный материал для дополнительной работы: ребусы, загадки, кроссворды, пословицы, поговорки, фольклор, другие произведения автораМатериал для мониторинга самооцениванияЛесенка
Смайлы
Шкала
Таблица : □ работал □ работал иногда □ не работал
Читал с ориентиром, учителем, отставал (сколько раз отставал)
В ходе работы провели исследования для анализа эффективности технологии Кушнира на уроках родной литературы по 4 направлениям:
Осознанность – по выполнениям заданий к тексту, тестирования
Чтение с ориентиром – синхронность, выразительность
Мотивация – посещение библиотеки, ожидание урока, активность, самооценка
Письмо – грамотность, правильность выполнения письменных заданий
В конце третьего года обучения по данной технологии получены следующие результаты:

Ребенок, обученный по данному пособию, читает быстрым темпом весь текст, осознает, сопереживает содержанию, использует большой объем дополнительного материала, развитый, умелый. Технология Кушнира эффективна и даёт положительные результаты для качества образования и соответствует требованиям ФГОС.
Использованная литература
А.М. Кушнир Как научить ребенка читать 2014 М.
Людмила Н. Методики обучения языку А.Кушнира