Организация проектной деятельности младших школьников. Отзыв педагога-практика на методическое пособие.


Организация проектной деятельности младших школьников. Отзыв педагога-практика на методическое пособие.
2013-2014 учебном году приняла участие в работе апробационной лаборатории по теме «Проектная деятельность младших школьников и конкурсное движение». Наряду с вебинарами, изучила методические пособия, предлагаемые руководителем данного проекта В.П. Лариной. На мой взгляд, в организации проектной деятельности младших школьников помогут рекомендации из брошюры «Технология открытого образования: проектная деятельность младших школьников»/ В.П. Ларина, О.Н.Бершанская, Н.И. Санникова.
Содержание данного пособия содержит 3 раздела: «Технологии открытого образования в контексте федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования», «Метод проектов как технология открытого образования», «Рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников». Остановлюсь на третьем разделе, где авторы рассматривают роли педагога в организации проектной деятельности младших школьников. Он может быть руководителем проекта, консультантом, мотиватором, наблюдателем, фасилитатором, инструктором, экспертом. Ёмко и содержательно описывают особенности деятельности педагога как консультанта. Задачи педагога-консультанта учащихся - создание условий для продвижения учащихся в выполнении и решении проблем; отслеживания корректности действий учащихся с точки зрения алгоритма деятельности.
Основным инструментом работы педагога во время консультаций является вопрос. Авторы приводят таблицу «Типы вопросов»:
№ Тип вопроса Комментарии Примеры
1 Закрытые Ограничивают веер ответов, предполагая односложную форму ответов («да» или «нет») Вы определили необходимые для работы над проектом ресурсы?
Вы успеете выполнить работы в запланированные сроки?
Вам нужен для презентации проектор?
2 Открытые Это вопросы, на которые нельзя ответить односложно «да» или «нет»
Начинаются со слов: кто? Что? Когда? Где? Сколько? И пр. Кто будет представлять результаты работы вашей группы?
Сколько времени вам потребуется на подготовку презентации?
Когда вы планируете посещение музея?
Какие ресурсы вы использовали в работе над проектом?
3 Альтернативные Предполагают два различных ответа. В формулировке вопроса содержится союз «или» Ты будешь работать над проектом индивидуально или в группе?
Вы будете обобщать материал в виде схемы или таблицы?
4 Уточняющие Позволяют воссоздать ситуацию Кто вам помогал при подготовке презентации?
Вы советовались с кем-нибудь…? А с кем именно?
За какое время эта работа была сделана?
5 Проверочные Помогают учащимся высказать свою оценку событий, явлений, вещей Как вы относитесь к тому, что…?
Что вы думаете о …? Как вы считаете..?6 Оценочные Содержат оценку действий учащегося, результатов его деятельности Ребята, правда, что Андрей молодец?
7 Директивные Побуждают к действию Может быть, ты будешь руководителем группы?
8 Резюмирующие Позволяют подвести итоги дискуссии и согласовать позиции её участников Правильно ли я поняла, что…?
Итак, мы назначили следующих руководителей групп… Так?
Таким образом, мы пришли к следующему вывод… Верно?
А для повышения эффективности работы с вопросами, авторы рекомендуют педагогу использовать приёмы активного слушания.
В своей брошюре авторы отмечают, что особенности организации проектной деятельности младших школьников связаны с их возрастными особенностями. Самостоятельность их работы над проектом не может быть полной.
В пособии прописано, как организовать работу учащихся на каждом этапе создания проекта совместно с учителем и как организовать самостоятельную деятельность младших школьников. Особую ценность представляет памятки для подготовки к защите проекта и памятка для защиты проекта с незаконченными предложениями. Авторы подчёркивают необходимость проведения дискуссии для достижения учащимися новых образовательных результатов. В пособии приводятся примеры обучения конструированию вопросов посредством различных методических приёмов (метод карточек, стандартный набор вопросов, «открытый микрофон»). Так же отмечена важность проведения самооценки и рефлексии, приводятся примеры нескольких приёмов.
К достоинствам этого пособия я бы отнесла так же и наличие информации о том, как родители могут участвовать в проектной деятельности школьников.
Используя рекомендации Лариной В.П., Берешанской О.Н., Санникова Н.И., можно представить организацию проекта младших школьников. Например, тема проекта: Игры наших бабушек и дедушек. Возраст 7 лет.
Название этапа,
перечень видов
работ учащихся
на каждом этапе Продукт и способы его презентации учащимися Комментарии
(сопровождения педагогом проектной деятельности учащихся на каждом этапе работы)
1 этап Разработка проектного замысла:
Обсуждение проектной идеи
1. Собрать сведения об играх своих бабушек и дедушек В какие игры вы любите играть больше всего на улице?
Кто вас обучил правилам любимых игр?
Провоцируются суждения детей о том, что в своём детстве и бабушки и дедушки играли; отличаются ли ваши игры от их игр;
«Что хотим узнать…?»
«Где мы можем получить информацию?».
«Как вы будете фиксировать полученную информацию?».
Составление ресурсной карты
2. Определение проблемы
Где брать сведения об играх своих бабушек и дедушек? Расширение информационного поля о том, какие были игры в прошлом:
подвижные игры, где в игре был водящий; командные игры в «теплое» время года; командные игры в «холодное» время года….
(«Проблему в начальной школе удобнее формулировать в виде вопроса» Ларина В.П.).
3. Формулировка цели
Собрать сведения от бабушек и дедушек об их детских играх и оформить собранную информацию. При формулировке цели важно удерживать проблему.
На этом этапе учитель выполняет роль консультанта.
4. Постановка задач - Составить вопросы для интервью;
- провести интервью;
- записать ответы бабушек и дедушек;
- объединить ответы по разным группам;
- оформить собранную информацию. В процессе беседы учащиеся формулируют задачи, отвечая на вопрос: что надо сделать для того, чтобы …
5. Определение результата и продукта
Результат - собранные сведения об играх бабушек и дедушек.
Продукт – буклет. Обсуждение вариантов оформления информации – в виде буклета.
Знакомство с требованиями оформления буклета.
«Полезно предполагаемый продукт описать достаточно детально».
6. Разработка плана работы
План работы:
Расспросить бабушек, дедушек в какие игры они играли.
Организовать рабочее место. Приготовить необходимые материалы.
Изготовить буклет и его оформить.
Приготовиться к защите проекта. Оказание помощи в случае затруднения.
2 этап Реализация проектного замысла:
Выполнение плана работы.
Консультирование у руководителя.
Подготовка к защите проекта. Изучили игры своих бабушек и дедушек, вместе с родителями приготовили буклеты.
Организация самооценки учащихся, обсуждение с детьми обходимых изменений в деятельности при выявлении дефектов.
Беседа с учащимися о том, как будет проходить защита. Памятка для подготовки к защите проекта. Консультирование учащихся.
3 этап. Подведение итогов проекта.
1. Выступление спроектом
Дискуссия
Самооценка и рефлексия.
Взаимооценка.
Размещение проекта в портфолио. 1. Выступление с проектом перед ребятами класса на занятиях внеурочной деятельности. Рассказ об игре своих бабушек и дедушек.
2. Ответы на вопросы учащихся.
3. «Выполнение данного проекта мне понравилось, потому что с помощью изготовленного буклета (оформленного сообщения) я и мои друзья смогли рассказать об играх своих бабушек и дедушек…»
4. Высказывание ребят о проекте.
5. Проект размещается в разделе «Моя внеурочная деятельность» Выступление с помощью памятки с неоконченными предложениями.
Организация занятия по конструированию вопросов.
Использование знаковой рефлексии.
Знакомство учащихся с требованиями к проекту и защите проекта.
Таким образом, рекомендаций, данные авторами Лариной В.П., Берешанской О.Н., Санникова Н.И., позволяют учителю освоить и внедрить в свою практику технологию организации проектной деятельности младших школьников.