Презентация педагогического опыта Проблемное обучение на уроках химии


ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ХИМИИ из опыта работы учителя химииМУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СОШ № 1»Г.КРАСНОПЕРЕКОПСКАСалидиновой Замиры Аметовны Салидинова Замира Аметовна учитель химии МБОУ «СОШ №1» г. Красноперекопска Мой девизЧтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. В. Ключевский Как воспитать личность, умеющего творчески мыслить, решать поставленные перед ним задачи? Как формировать системное мышление школьника в процессе учения? Тема опыта:Проблемное обучение как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках химии Проблемное обучение – это развивающее обучение, так как мыслить человек начинает лишь тогда, когда у него есть потребность что-то понять. Проблемное обучение – Это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение предметными знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие творческих способностей. На формирование опыта повлияло изучение методической литературы. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует и лучшему запоминанию, и более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений (дискуссии Сократа). Идею активного обучения развивали такие педагоги и философы, как Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. На использовании эвристических бесед, проблемного изложения, дедуктивного подхода строится современная теория проблемного обучения, разработанная М.И. Махмутовым. Главные психолого-педагогические цели проблемного обучения: Способы организации проблемного обучения Исследования по развитию самостоятельной и исследовательской активности обучающихся Год обучения Класс Количество детей, участвующих в проектах Проекты 2012-2013 8-А 18 из 21 мини-проекты 2013-2014 9-А 16 из 19 индивидуальные, групповые проекты 2014-2015 10 21 из 24 коллективные творческие проекты Результаты анкетирования обучающихся № Вопросы Ответы 2012-2013 2014-2015 1 Нравится ли тебе участие в проектах да 2 Если участвуешь, то к кому обращаешься за помощью родителям 4 - учителю 12 13 сам справляюсь 2 6 Планируешь ли дальнейшее участие в проектах? да Помогают ли полученные навыки в создании проектов по другим учебным дисциплинам? да 6 19 нет 4 - не знаю 8 2 Актуализация опорных знаний: работа с текстом«При взаимодействии водорода Н2 и кислорода О2 образуется вода Н2О»«При горении (взаимодействии с кислородом О2) угля С образуется углекислый газ СО2». О каком явлении идет речь? Мотивация урока (проблема): Как записать химическую реакцию? Что такое химическое уравнение? Урок в 7 классе (2014 г) Тема: Химические уравнения Открытый урок в 8 классеПростые и сложные вещества. Металлы и неметаллы(2015 -2016 у.г.) Много веществ мы используем в нашей жизни. Проблемный вопрос: Как не запутаться в многообразии веществ? Что делать? Урок в 10 классе (2013 г)Тема: Роль химии в решении продовольственной проблемы Проблема: Какова роль химии (положительная или отрицательная) в решении продовольственной проблемы?Мотивация диспута: Что такое продовольственная проблема? Существует ли она? Проект «Химия на кухне» (2012 г)Внеклассное мероприятие в 11 (технологическом) классе Актуальность проекта:Люди в своей практической деятельности, в том числе и на кухне, сталкиваются с химическими веществами. Необходимы ли знания химии при приготовлении пищи? Каково значение веществ, которые мы едим? Полезны ли они для нас? В каких количествах вещества употреблять? Как их обрабатывать на кухне? Что вкусного и полезного можно приготовить из продуктов, содержащих эти вещества? Проект Природные источники углеводородов. 10 класс 2014-2015 у.г. Актуальность проектаУглеводороды – это и природный газ (метан), и бытовой горючий газ, и нефть, и бензин, и керосин. А ещё – органический растворитель, парафин, из которого сделаны новогодние свечи, лекарственные препараты, даже полиэтиленовый пакет для упаковки продуктов… Без них трудно представить жизнь современного человека.Проблема:Где их (углеводороды) взять? Как они образуются?Как добываются и перерабатываются?Где используются? Что их ожидает в будущем? Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся Год Тема работы Исполнитель Результат 2010 Чем мы пишем Савчук Ю. КДЧ 2011 Домашняя химчистка Яркиева А. КДЧ 2011 Приготовление цветных мелков Савчук Ю. КДЧ 2013 Мир запахов Князева К. КДЧ 2014 Периодической системе посвящается Лапицкая И. Зачет 2015 Периодическая система и химология Лапицкая И. КДЧ 2015 Химический состав человека Масляк И. КДЧ МАН «Искатель» Юные исследователи Год Тема работы Исполнитель Конкурс 2011 Народные приметы о погоде Абдураманова Юный исследовательШаг в науку 2011 Вода – волшебница Масляк И. Я – исследователь 2012 Все о солнечном свете Масляк И. Я – исследователь 2014 Все о меле Придатько В. Шаг в наукуЯ – исследователь 2014 Черный стриж – птица года! Масляк И. Шаг в науку Список использованных источников Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе  обучения. – М.: Л., 1935. Ганиченко Л.Г., Мочалов Ю.Е. Использование элементов  проблемного   обучения  при проведении  уроков-лекций// Химия  в школе. – 1990. – № 5. – С. 28–30. Гаркунов В.П. Проблемность в  обучении   химии // Химия  в школе. – 1971. – № 4. – С. 25–30. Махмутов М.И.  Проблемное   обучение: Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. Оконь В. Основы  проблемного   обучения. М.: Просвещение, 1968. Заключение Один из известных философов как - то заметил, что образование – это то, что остается в сознании ученика, когда все выученное забыто. Что должно остаться в голове ученика, когда забыты законы физики, химии, теоремы геометрии и правила биологии? Совершенно верно – творческие умения, необходимые для самостоятельной познавательной и практической деятельности, и убеждение в том, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам. Спасибо за внимание