Статья РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Развитие познавательных способностей обучающихся
ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С. А. Дорофеева, Т.А.Медведева
учителя МБОУ СОШ №45 г. Белгорода
В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.
Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любознательны.
Школа после уроков подобна творческой лаборатории. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я».
Работу по совершенствованию познавательных способностей лучше начинать как можно раньше, с первого класса. В этом может помочь специальный курс «Развитие познавательных способностей» (РПС). Занятия проводятся с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам» и Рабочей тетради.
Отличие занятий по РПС от школьных уроков в том, что ребёнку предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно именно для младшего школьника.
Примеры заданий: Основной задачей этапа «Разминка» является создание положительного эмоционального фона, включение в работу.
Чему равна сумма двух последних цифр нынешнего года?
Сколько букв в названии нашей страны?
Катались два брата на двухколесных велосипедах, а сестра на
трёхколесном, сколько всего было колес?
В разделе «Тренировка памяти, внимания, воображения, мышления» задания способствуют развитию этих качеств и подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
Тренировка слуховой памяти:
Послушайте ряд слов, а затем ответь на вопросы:
Сколько слов прозвучало?
Запиши второе слово.
Какие слова начинались с гласной?
Названия каких предметов употреблены во множественном числе?
Развитие логического мышления: В четырёхэтажном доме Зина живёт выше Кати, но ниже Вали, а Даша живет ниже Кати. Кто на каком этаже живёт?
В разделе «Логически-поисковые задания» предлагаются задания, обучающие детей наблюдать, классифицировать, сравнивать, находить закономерности, строить простейшие предположения, обобщать, делать выводы , добывать новую информацию.
Сейчас, как известно, в обучении активно используется тестирование, поэтому часть упражнений готовят обучающихся к выполнению тестовых заданий.
Подумай, о каком человеке так говорят? Выбери правильный вариант значения каждого фразеологизма и обведи его в кружок.
1.Он перегибает палку.
а) ловкий; б) ленивый; в) усердный.
2.Он не лезет за словом в карман.
а) находчивый; б) разговорчивый; в) молчаливый.
3. Он ходит по струнке перед кем-либо.
а) наглый; б) добрый; в) послушный.
В разделе «Учись решать, стараясь рассуждать» предлагаются нестандартные задачи.
Когда Оля спросила у дедушки, сколько ему лет, дед ответил: «Если проживу ещё половину того, что я прожил, да ещё один год, то мне будет сто лет». Сколько лет Олиному дедушке?
Занятия «РПС» построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. В занятия включена динамическая пауза.
«Весёлая переменка» развивает двигательную сферу ребёнка, способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно:
попытайтесь двумя руками одновременно рисовать разные предметы: левой рукой квадрат, а правой – треугольник;
левой рукой как бы забивайте гвоздь молотком, а правой как бы гладьте утюгом.
На этих занятиях не ставятся отметки, хотя устное оценивание, конечно, осуществляется. К тому же ребёнок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
В рамках внеурочной деятельности, а именно в результате таких занятий, как «РПС», формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации, поэтому, безусловно, ребята достигают значительных успехов в своем развитии.
Литература
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2010 (Стандарт второго поколения)
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.). – М.: Просвещение, 2010 (Стандарт второго поколения)
Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, 3 класс + Программа курса «РПС»-М.: Росткнига, 2010.