Роль ПЦК «Математика» в повышении качества образовательного процесса


Роль ПЦК «Математика» в повышении качества
образовательного процесса
Для того, чтобы осуществлять качественный образовательный процесс необходимо иметь:
Качественное методическое обеспечение учебной дисциплины
Качественный потенциал педагогического состава
Качественный потенциал обучающихся
Качественные средства и технологии обучения
Качественный контроль за результатами учебных достижений обучающихся
Как же эти вопросы решаются силами ПЦК «Математика»?
Во-первых, с учетом требований ФГОС были разработаны и утверждены на заседаниях ПЦК новые Рабочие программы по всем специальностям колледжа, а также календарно-тематическое планирование к ним. Во-вторых, разработаны методические указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ, методические рекомендации по изучению наиболее сложных тем дисциплины, тем, имеющих профильную направленность. В-третьих, разработаны различные виды дифференцированных заданий для проведения практических и самостоятельных работ, дидактические материалы.
Недостатком этой работы можно считать, что пока не все новые рабочие программы прошли внешнее рецензирование. Но наши преподаватели работают над этой проблемой и думаю, что в ближайшее время мы ее решим.
Крылатую фразу, что «любая школа начинается с учителя» я бы перефразировала по-другому: «Любой колледж начинается с преподавателя». От его профессиональной компетентности во многом зависит качество обучения. Профессиональная компетентность педагога– широкое понятие, включающее в себя: 1) глубокое знание предмета и владение методикой обучения 2) знание возрастной психологии и умение работать с детьми разного возраста, а особенно с социально и педагогически запущенными, одаренными или имеющими особенности развития 3) умение так организовать учебный процесс, чтобы при любых, даже неблагоприятных условиях добиться нужного уровня воспитанности, развития и знаний обучающихся 4) постоянное стремление к развитию и самосовершенствованию.
В этой связи значительно возрастает значение системы повышения квалификации педагогических работников, их непрерывного образования и самообразования.
Какая же проводится работа по совершенствованию профессиональной компетенции преподавателей нашего методического объединения? Для экономии времени расскажу только о работе в I полугодии и чуть-чуть об основных значимых событиях прошлого учебного года.
Только за 1 полугодие на заседаниях ПЦК заслушаны и обсуждены 5 методических сообщений:
«Решение неравенств с параметрами методом интервалов», докладчик Петракушина Татьяна Владимировна
«Внедрение в учебный процесс интерактивной доски», Абраменко Юлия Сергеевна
«Самостоятельная работа на уроках математики», Евдокимова Александра Геннадьевна
«Особенности ЕГЭ- и ОГЭ-2016», Пересыпкина Елена Владимировна
«Экономические задачи повышенного уровня сложности на ЕГЭ (задание 19)" (по материалам Всероссийского педагогического марафона учебных предметов 2015), Плюснина Наталья Михайловна
В соответствии с планом ПЦК преподаватели взаимопосетили 7 уроков и провели 3 открытых урока:
«Аксиомы стереометрии и их следствия», Сколяр Юрий Алексеевич
«Решение неравенств второй степени», Евдокимова Татьяна Геннадьевна
«Деление дробей», Петракушина Татьяна Владимировна
На таких уроках демонстрируются методы учебной и воспитательной работы, показываются педагогические открытия. Их итоги затем обязательно обсуждаются и анализируются на заседаниях нашего ПЦК, а методические находки используются педагогами в повседневной работе.
Прошли курсы повышения квалификации 1 человек:
Абраменко Юлия Сергеевна
«Основы Web- программирования для школьного «сайтостроительства» - 72 часа;
«ЭОР на уроках математики» - 72 часа.
Активная работа ведется по обмену опытом на всероссийском уровне:
Имеют свои публикации методических разработок в электронных СМИ и свои интернет-сайты на http://infourok.ru, http://www.academia-moscow.ru Лаврешенкова О.А., Пересыпкина Е.В., Абраменко Ю.С., Плюснина Н.М.
Имеет трансляцию своего опыта в научно-практической конференции «Профессионализм – основа успешной карьеры» Лаврешенкова О.А.
Постоянными участниками онлайн-вебинаров, семинаров издательства «Просвещение», Издательского Дома «1 сентября», издательского центра «Академия-Медиа» являются Абраменко Ю.С., Пересыпкина Е.В., Плюснина Н.М., Сколяр Ю.А.
4 года подряд все преподаватели ПЦК «Математика» принимают активное участие в общероссийском проекте ИД «1 сентября» «Школа цифрового века» и имеют дипломы за активное применение современных информационных технологий и эффективное использование цифровых предметно-методических материалов. Это уже работа с научной и методической литературой.
Преподаватели приняли участие в конкурсах профессионального мастерства:
в блиц-олимпиадах «Умната» для преподавателей «Ключевые особенности ФГОС», «Рабочая программа педагога как инструмент реализации требований ФГОС» Пересыпкина Е.В.,2 место
в заочном туре метапредметной олимпиады «Московский учитель 2015» Буторина В.С.,
«Учитель года 2015» Абраменко Ю.С.
Чтобы поднять качество образования одной только компетентности и ответственности преподавателей явно недостаточно. Следует иметь качественный потенциал обучающихся. Но зная наш контингент не самых успешных учеников, довольно непросто это сделать. Прежде всего необходимо поднять мотивацию обучающихся на качественное образование. Чтобы они понимали зачем им надо хорошо учиться и стремились к этому. Одним из способов повышения мотивации является участие обучающихся в олимпиадах, различных конкурсах, в проектной деятельности.
Главным недостатком работы ПЦК «Математика» в прошлом учебном году и было неактивная работа в этом направлении. В течении более 10 лет каждый год проводилась среди всех студентов колледжа олимпиада по математике. Мы выявляли талантливых ребят, а затем направляли их на всероссийскую и городскую олимпиаду, которые организовывались Министерством и Департаментом образования. В своем архиве мы даже имеем троих победителей. Но этого мало. Поэтому на заседаниях ПЦК было принято решение привлекать к участию как можно больше обучающихся, чтобы поднять их интерес к изучаемой дисциплине, воспитывать любовь к математике. Из-за ограниченности времени я не буду перечислять все конкурсы и олимпиады по математике, в которых приняли участие наши студенты. Назову только общее количество. Их 8, значимых 2: турнир М.В. Ломоносова, московская математическая олимпиада. Особенно активны наши учителя школы Петракушева Т.В. и Евдокимова А.Г. У них количество школьников, принявших участие в олимпиадах 60%.
Еще один верный способ улучшения качества образования – это изучение, обобщение и внедрение современных педагогических и информационных технологий, средств и методов обучения в образовательный процесс. К ним относится прежде всего ИКТ - информационно-коммуникационные технологии. Компьютерные технологии делают уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Они способны стимулировать познавательный интерес, повысить мотивацию к изучению математики.
ФГОС предъявляет определенные требования к материально-техническому обеспечению дисциплины. Кабинет должен быть оснащен современными техническими средствами: персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением; мультимедийный проектор; интерактивная доска. К сожалению математики у нас работают по старинке - с мелом и тряпкой в руке. Повысить эффективность урока, дать доступ к современным информационно- образовательным ресурсам (электронным учебникам, различным базам данных, обучающим сайтам и другим источникам) невозможно. Поэтому, когда говорят, дайте открытый урок… Напрашивается вопрос: «Какой? Как при царе-горохе?» Кому он такой старомодный нужен?
Поэтому, как председатель ПЦК, прямо на педсовете ходатайствую перед администрацией колледжа о приобретении современных технических средств обучения для оснащения кабинетов математики.
Теперь о самом главном – о контроле за результатами учебных достижений обучающихся.
Для реализации требований ФГОС особое место занимает фонд контрольно-оценочных средств, входящий в методическое обеспечение дисциплины и для контроля качества предоставляемых образовательных услуг.
Регулярно в течение нескольких лет ПЦК разрабатывало контрольно-оценочные средства для проведения входного, рубежного, промежуточного контроля СПО. Были разработаны единые требования к критериям оценивания диагностических работ, выполняемых обучающимися. Для этого на заседаниях ПЦК обсуждалось: что будем проверять и в какой форме, как оценивать, сроки проведения работ и пр. В результате за день до назначенного срока преподаватели по электронной почте получали тексты контрольных работ и критерии оценивания к ним. Особенно хотелось отметить, что так как аттестация обучающихся проходит в форме ЕГЭ, то и задания для контрольных работ с целью проверки объективности качества обучения и выполнения требований ФГОС брались из Открытого банка заданий ФИПИ.
Затем на заседании ПЦК анализировались и сравнивались результаты входного и рубежного контроля: как прошла адаптация бывших школьников к требованиям колледжа, какие задания оказались наиболее сложными для обучающихся, что надо сделать, чтобы ликвидировать пробелы в их знаниях, как повысить уровень обученности. Конечно если сравнивать две таблицы, то вроде как все нормально. Уровень обученности повысился, уровень успешности повысился. Но двойки остались. И если бы наши дети писали ЕГЭ, то не сдали на Кржижановском отделении 2 человека, на Чонгарском отделении 23 человека, на отделении Ратное 1 человек. Значит, преподавателям надо усилить работу с неуспевающими.
Но хорошо, что наши обучающиеся СПО проходят не итоговую, а промежуточную аттестацию! А если бы сдавали ЕГЭ? Двоек было бы значительно больше!
Результаты входного контроля 2015-2016 учебного года
по математике СПО (сентябрь)
Отделение Уровень обученностиУровень успешности Степень обученностиПрофсоюзное 73 20 37
Кржижановское79 16 37
Чонгарское62 30 36
Ратное 27 0 20
Итого 60 17 32
Результаты рубежного контроля за I семестр
2015-2016 учебного года
по математике СПО (декабрь)
Отделение Уровень обученностиУровень успешности Степень обученностиПрофсоюзное 100↑ 35↑ 47↑
Кржижановское92↑ 43↑ 31≈
Чонгарское68≈ 30= 34≈
Ратное 97↑ 27↑↑ 38↑
Итого 88↑ 32↑ 40↑
Второй год в наше ПЦК входят преподаватели средней школы. Их ученики сдают и ГИА, и ЕГЭ. Дело это для нас новое и мы столкнулись с большими трудностями.
Единый государственный экзамен предъявляет новые требования к качеству обучения, дает возможность получить объективную государственную оценку. И никто не смотрит, какие у нас учатся дети: социально и педагогически запущенные, одаренные или имеющие особенности развития. Есть двойки – значит, педагог профессионально не компетентен.
Наш результат прошлого учебного года: из 20 человек 18 не сдали ГИА. Значит, цикловая комиссия в прошлом учебном году работала со школой плохо. Съездили один раз во втором полугодии, проверили, побывали на уроках и успокоились. Как-нибудь все решится.
А вот не решается все просто так. Двоечников никто у нас не забрал и нашим преподавателям пришлось самим их доучивать, чтобы они наконец с пятого раза сдали этот кошмарный экзамен.
В этом учебном году ПЦК усилило контроль за качеством преподавания.
В октябре месяце девятые классы прошли добровольное независимое тестирование. Результат – 5 двоек и 29 тройки на 34 человека. В общем-то не плохо. Но двойки есть - значит есть и проблемы.
С целью оказания своевременной методической помощи я, как председатель цикловой комиссии, в начале декабря посетила уроки во всех 9 и 11 классах средней школы. Проверялось методическое обеспечение уроков, методика преподавания, оформление наглядных материалов по подготовке к ГИА и ЕГЭ, технология подготовки к ГИА и ЕГЭ непосредственно на уроках. Был проведен контрольный срез знаний. Его результаты практически совпадают с результатами независимой экспертизы.
Результаты посещения обсуждались с преподавателями и администрацией отделения. Были выработаны рекомендации по улучшению организации образовательного процесса: необходимо усилить работу со слабоуспевающими, использовать личностно-ориентированную технологию обучения, на уроках использовать дифференцированные задания и др.
С учетом рекомендаций в настоящее время преподаватели ведут дополнительные занятия с неуспевающими.
Результаты диагностики МЦКО обучающихся 9 классов
(октябрь 2015 г.)
Класс Уровень успешности Уровень обученности %
9 «А» 0 73,3
9 «Б» 0 91,7
Результаты среза знаний ПЦК в 9 классах
(декабрь 2015 г.)
Класс Уровень успешности % Уровень обученности %
9 «А» 43 71,4
9»Б» 18 91
Итоги успеваемости за I полугодие 2015-2016 уч. года
Класс Уровень успешности % Уровень обученности %
Алгебра Геометрия Алгебра Геометрия
9 «А» 37 53 100 100
9 «Б» 0 0 93 93
11 «А» 44 44 100 100
Главная проблема – чтобы результаты ГИА и ЕГЭ совпадали с результатами нашей оценки учебных достижений обучающихся.
На второе полугодие планируется усиление контроля качества преподавания. По материалам ГИА и ЕГЭ контрольный срез знаний будет проводится ежемесячно. Например, можно проверять как обучающиеся умеют решать задания, например, с первого по пятое, затем с шестого по десятое и т.д. Но конкретно это мы обсудим и решим на ближайшем заседании ПЦК. Планируется и посещение уроков преподавателей, работающих в 9, 11 классах. Думаю, что эти меры помогут преподавателям подготовить обучающихся к сдаче ГИА и ЕГЭ.
Но самое неприятное, мы должны понимать, работая в школе, педагог должен быть готов к тому, что его качество преподавания государство может проверить на любом этапе, в любом классе. В этом учебном году планируется проверить 7 классы. И как всегда в основном проверяется математика и русский язык.
Заканчивая своё краткое выступление хочу сказать, что нельзя научить – можно только научиться. Роль педагога состоит не в передаче знаний и умений, а в организации такого образовательного процесса, в создании таких условий, которые помогут обучающемуся подняться на более высокий уровень.
Я желаю ученикам 9 и 11 классов с первого раза сдать ГИА и ЕГЭ, а выпускникам колледжа, обладая качественными знаниями, быть конкурентно способным и востребованным на рынке труда.