Современные образовательные технологии и их значение в повышении качества воспитательного процесса



Тема: « Современные образовательные технологии и их значение в повышении качества воспитательного процесса».
Нет ничего постыднее, как быть бесполезным для общества и для самого себя
и обладать умом для того, чтобы ничего не делать.
(Б.Паскаль)
Введение в образовательный процесс ФГОС поставило перед суворовским училищем ряд проблем по выполнению требований, среди которых можно выделить проблему выбора методов и технологий обучения, дающих возможность формировать у суворовцев общие и профессиональные компетенции.
В новых требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы приоритетное внимание уделяется формированию общих и профессиональных компетенций, характеризующих будущую профессиональную деятельность выпускников суворовского училища. Поэтому подготовку суворовцев необходимо осуществлять с учетом корректировки методических и технологических аспектов образования, объективного пересмотра существующих ценностей, целевых установок и педагогических средств, основанных на знаниях, умениях и опыте обучающихся. Необходимо внедрение таких образовательных технологий, которые будут направлены на индивидуальное развитие личности будущего офицера и гражданина. Суворовца нацеленного на самостоятельность, творчество, конкурентоспособность, профессиональную мобильность, что, безусловно, требует нового подхода в подготовке будущего профессионала. Под результатами образования при компетентностном подходе понимают наборы компетенций, выражающие, что именно суворовец будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения дисциплины, образовательного модуля или всей образовательной программы. Выражение результатов образования в терминах компетенций способствует усилению личностной направленности образовательного процесса, адекватно соответствующей новым условиям и перспективам развития конкурентоспособной и динамичной экономики, основанной на знаниях.
При этом возникает проблема диагностирования (измерения) профессиональных и общих компетенций, и оценивание формирования творческих способностей и личностных качеств. Федеральный государственный образовательный стандарт для образовательных учреждений начального и среднего образования устанавливает следующие общие компетенции:
4906010311785Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
00Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
359410311785Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
00Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

4906010230505Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач
00Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач
359410230505Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы
00Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы

35941060325Использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности
00Использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности
490601060325Работать в команде, эффективно общаться с суворовцами, воспитателями и педагогами
00Работать в команде, эффективно общаться с суворовцами, воспитателями и педагогами


При формировании общих компетенций большое значение в учебном процессе приобретет  творческие способности суворовцев (совокупность мыслительных и личностных качеств, достигнутых за счет специальных методов обучения и характеризующих потенциальные возможности обучаемого к нестандартному решению учебных задач). Можно более детально перечислить творческие характеристики, профессионально значимые для будущего офицера на уровне умений: самостоятельно осуществлять перенос знаний и умений в новую ситуацию; видеть новую проблему в традиционной ситуации; разработать структуру объекта; учитывать альтернативы при решении проблемы; комбинировать и преобразовывать ранее известные способы деятельности при решении новой проблемы. Естественно, что для измерения таких характеристик не подходят ни традиционные экзамены, ни стандартизированные педагогические тесты. Установление соответствия уровня подготовленности выпускника требованиям государственных образовательных стандартов по традиции направлены, в основном, на выявление степени освоения дисциплинарных и междисциплинарных знаний, приобретения умений и навыков, являющихся важной целью начального и среднего образования. Однако в современном обществе, если речь идет о качестве подготовки выпускников, на первый план должны выходить потребности МО РФ, которые связаны, в основном, с профессиональными требованиями к подготовке будущих офицеров, с их умениями применять свои знания в реальных профессиональных ситуациях. Также как и в ситуации оценивания креативности, этим требованиям не отвечают традиционные экзамены и тесты. Для решения этой проблемы, внимание педагога должно быть направлено на вовлечение каждого суворовца  в активную познавательную и творческую деятельность. Этого можно добиться, используя новые технологии, обходимые для активной мыслительной деятельности и развития коммуникативности суворовцев, где педагог выступает как педагог-сценарист, режиссер, партнёр.
Наиболее перспективными, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельности, нестандартными занятиями. При организации воспитательного процесса оптимально использовать интернет– ресурсы.  Используя современные образовательные технологий на основе деятельностного подхода можно создать условия, в которых суворовец сам определяет проблему, ставит цель и достигает ее, самостоятельно планирует и организует собственные и привлеченные ресурсы, что способствует формированию общих компетенций суворовцев.
Новый подход в организации воспитания требует использования разнообразных учебных материалов, которые должны чётко и ясно излагаться на уроках, находиться в постоянном открытом доступе, быть удобными для пользования. Поскольку при подходе, основанном на компетенциях, значительная доля ответственности за обучение лежит на суворовце, то повышается важность качественных и разнообразных учебных материалов. Теория должна интегрироваться с практикой, воспитатель становится консультантом, наставником.
Использование инновационных образовательных технологий в наши дни – это объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования.
Наиболее часто в воспитательной деятельности применяются следующие образовательные технологии: учебный элемент на основе электронного учебника, проектный метод обучения, тестовый контроль знаний, компьютерная презентация, технология интегрированного обучения, технология игр.
Тестирование на сегодняшний день одна из самых распространённых форм контроля, т.к. обеспечивает объективность и достоверность оценки, позволяет проконтролировать большее количество суворовцев, ставит тестируемых в равные условия за счёт использования единых критериев оценивания, экономит время при ответе. При составлении теста нужно учитывать все необходимые требования: инструкция, текст задания, варианты ответов, однозначный правильный ответ. Каждое тестовое задание соответствует определённому уровню сложности. В содержание теста включены различные виды заданий: с множественным выбором ответов, открытого типа – дать определение, продолжить последовательность, установить соответствие между содержанием двух списков. Суворовцы могут выполнять тесты на бумажном носителе, а также в электронном виде на интерактивной доске.
В процессе воспитания суворовцев необходимо использовать учебный элемент как часть модульной технологии. Учебный элемент – это наименьшая самостоятельная часть модуля с определённым началом и окончанием и невозможностью дальнейшего деления. Учебный элемент выполнен в виде презентации и имеет определённую структуру. Определяется тема, цели и содержание урока, включающая в себя теоретические разделы, раздел проверки достижений целей и самостоятельное задание. Каждый раздел учебного элемента изучается в определённой последовательности. Теоретический материал на слайдах представлен с использованием технологии компьютерной презентации. При создании необходимых схем в заключительных слайдах учебного элемента можно умышленно использовать эффект анимации вращение, т.к. визуальное восприятие вращающейся схемы позволяет суворовцам на некоторое время переключить внимание и снять таким образом напряжение. Раздел проверки достижений целей включает в себя определённый перечень заданий, которые суворовцы выполняют после изучения всех теоретических разделов. Задания выполняются в соответствии с предложенной инструкцией. Обучение с использованием учебного элемента имеет преимущества, как для суворовца, так и для воспитателя. Суворовец точно знает объём изученного материала и чему должен научиться, самостоятельно планирует время. Воспитатель имеет возможность сконцентрировать внимание на проблемах суворовцев и вовремя их выявить. Безусловно, работая над созданием учебного элемента, воспитатель выполняет творческую работу.
Учебный элемент создан на основе электронного учебника. Электронный учебник – это электронное издание, содержащее систематизированный материал по некоторой области знаний. Применение электронного учебника имеет ряд преимуществ. Используются различные каналы восприятия: звук, текст, видео, графика, анимация. Предоставляется возможность непрерывного образования большого числа пользователей. Посредством гиперссылок, которыми дополнен электронный учебник, суворовцы могут обратиться к любому дополнительному материалу по теме занятия. Для более детального изучения теоретического материала в слайдах учебного элемента, используя гиперссылку, суворовцы имеют возможность открыть соответствующие страницы задания в электронном виде. Работая на занятии над содержанием текста, используются функциональные возможности интерактивной доски, а именно инструменты выделения текста, с целью акцентировать внимание суворовцев на самом главном и что на этих страницах необходимо запомнить. При выполнении практических заданий раздела проверки достижений целей, посредством гиперссылки, суворовцы могут вернуться к соответствующим слайдам учебного элемента и проверить правильность выполнения задания. Используя конкретную ссылку, которая находится должна быть в папке на рабочем столе компьютера в библиотеке училища, суворовцы через Интернет могут открыть учебный элемент и самостоятельно изучить тему занятия.
Одним из важных моментов в реализации проектных технологий является процедура проблематизации задачи, которая определяется как ценностная в проблемном поле проекта. Роль воспитателя на этом этапе заключается в том, чтобы помочь суворовцам не только увидеть в изучаемой теме некое противоречие, но и сформулировать на его основе свою значимую проблему и совместно ее решить. Для решения этой цели на основе имеющихся у суворовцев знаний об объекте и предмете проектирования организуется обсуждение проблемы. Выясняя новую для себя проблему, все участники проектной деятельности включаются в нее, при этом каждый из них мотивирован на достижение значимого для них конечного результата. Применяя проектные технологии в процессе подготовки суворовцев, воспитатель формирует общие и профессиональные компетенции. Проектная деятельность суворовцев формирует у будущих офицеров умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем – не только профессиональных, но и жизненных. Внимание многих воспитателей приковано к проектной деятельности, прежде всего, необходимостью требованием повышения качества профессиональной подготовки суворовцев. Участие всех субъектов образовательного процесса в проектировании обеспечивает их конкурентоспособность в соответствии с запросами МО РФ. Выведение проектной деятельности за пределы занятий создает простор для творчества, позволяет максимально учесть личностно ориентированный подход в обучении.
С целью обобщения и закрепления полученных знаний, охвата максимального количества обучающихся и развития познавательного интереса к предмету на заключительном этапе занятия возможно проведение игр, викторин в виде презентации
Учебное занятие – одно из основных звеньев процесса воспитания. От того, как оно построено, чем насыщено, сколь активно, интересно и динамично, зависит его результат. Творческий поиск для воспитательного процесса просто необходим: нельзя ждать от учёных и методистов, что они разработают все возможные варианты. Поэтому воспитатели должны искать, изобретать, но не упускать в этом важном процессе главного: воспитание будущего защитника отечества и гражданина.
Таким образом, можно выделить следующие современные педагогические технологии:
61125103282952.Проектная технология, научно-исследовательская деятельность
002.Проектная технология, научно-исследовательская деятельность
277241023495современные педагогические технологии
00современные педагогические технологии

8001095251.Технологии разви-вающего обучения
001.Технологии разви-вающего обучения

Требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированных знаний, исследовательского поиска для ее решения.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная (индивидуальная, групповая, коллективная) деятельность суворовцев.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.
Последовательность действий:715010259715определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
0определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);

71501084455выдвижение гипотез их решения;
00выдвижение гипотез их решения;

715010235585обсуждение методов исследования (экспериментальный, наблюдения, статистический и т.д.)
00обсуждение методов исследования (экспериментальный, наблюдения, статистический и т.д.)

71501036195обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов и пр.)
00обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов и пр.)

715010154305сбор, систематизация и анализ полученных данных
00сбор, систематизация и анализ полученных данных

71501062865подведение итогов, оформление результатов, их презентация
00подведение итогов, оформление результатов, их презентация

71056534290выводы, выдвижение новых проблем исследований
00выводы, выдвижение новых проблем исследований

Типология проектов:
Доминирующая деятельность: исследовательская, поисковая, ролевая, творческая, прикладная (практико-ориентированная);
Предметно-содержательная область: монопроект – межпредметный проект;
Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный);
Характер контактов (среди суворовцев);
Количество участников проекта;
Продолжительность проекта
3. Личностно-ориентированный подход предполагает:
обязательную опору на знание того, как обучающиеся выполняют творческие работы;
умеют ли они проверять правильность собственной работы, корректировать её;
какие умственные операции они должны выполнить для этого и т.д.
4. Здоровьесберегающие технологии (типы):
Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания).
Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия).
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла).
Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности суворовца, внеклассные мероприятия, фестивали, конкурсы).
Проектная деятельность суворовцев


Здоровьесберегающие технологии

4.
Использование ИКТ- технологий при подготовке к занятиям
6323965153670создание собственной мультимедийной библиотеки
00создание собственной мультимедийной библиотеки
918210150495использование интерактивной доски
00использование интерактивной доски

329311033972500541401033972500
3712210133985ИКТ- технологии
00ИКТ- технологии

6323965173990проведение, организация конференций
00проведение, организация конференций
918210170815работа с Интернет-ресурсами
00работа с Интернет-ресурсами

592201027114500329311027114500
308991034607500
56426105270500
6323965129540создание интерактивных залов для проведения дистанционных диспутов, конференций и т.д.
00создание интерактивных залов для проведения дистанционных диспутов, конференций и т.д.
91821037465создание собственного цифрового образовательного пространства
00создание собственного цифрового образовательного пространства

Применение ИКТ позволяет решить следующие задачи:
умение суворовцев работать с информацией, создавая собственную систему восприятия;
освоить предмет на разных уровнях глубины;
формировать у суворовцев умения и навыки;
развивать способности суворовцев к определенным видам деятельности (проектной, исследовательской).
Для суворовцев на занятии создаются условия для:
максимального учета индивидуальных образовательных возможностей;
широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня подготовки;
удовлетворения потребностей в углубленном изучении предмета;
раскрытия творческого потенциала суворовцев: участие в конкурсах, олимпиадах;
самостоятельного освоения знаниями.
Воспитатель имеет возможность:
применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию;
использовать электронные и информационные ресурсы в качестве учебно-методического сопровождения при изучении нового материала;
создавать мультимедийные сценарии занятий;
применять компьютерные тренажеры для организации контроля знаний и отработке первичных навыков;
организовать самостоятельное изучение суворовцами дополнительного материала.
Технология мультимедиа ориентирована на интеллектуальное и личностное развитие суворовцев, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять разнообразные виды информационной деятельности, на воспитание личности, живущей в информационном обществе. Её отличие от традиционной совокупности средств, способов, методов поиска, обработки и продуцирования информации состоит в использовании электронных устройств, прежде всего, компьютера и интерактивной доски.
Как показывает практика, из всех существующих технических средств обучения компьютер и интерактивная доска наиболее полно удовлетворяют дидактическим требованиям к средствам обучения. Мультимедиасистемы и проекционное оборудование позволяют задействовать все каналы восприятия учебной информации (визуальный, кинетический, аудиальный), и это, несомненно, повышает качество усвоения учебного материала, т.к. использование этих средств обучения положительно влияет на начальный этап процесса усвоения знаний – этап ощущения и восприятия. Полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания – понятиям и теоретическим выводам.
Сегодня традиционный подход оказывается недостаточным, сегодня МО РФ нужны выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. А это во многом зависит не от полученных знаний, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетенция” и “компетентности”, более соответствующие пониманию современных целей образования.
В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных воспитателей к организуемой ими воспитательной работе.