Культурно-экологическая акция «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ!»


БУЗ ВО «Павловский санаторий для детей с родителями» имени Ивана Георгиевича Менжулина
Акция «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ!»

февраль 2014 г.
Акция «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ!»
Дорогие друзья!
Приглашаем вас стать участниками культурно-экологической акции «Покормите птиц!»
Знаете ли вы, что птицам не так страшны зимние морозы, как отсутствие корма? Давайте поможем пернатым пережить зиму! 
В России развешивание кормушек стало уже доброй традицией, зимняя подкормка птиц очень важна и помогает сохранить как обычные, так и редкие виды птиц. Пережить птицам голодную пору помогают детские сады и школы, техникумы и вузы, заповедники и национальные парки, сотни тысяч жителей сел и городов. Начало акции «Покормите птиц!» приурочено к 12 ноября, известному в народном календаре как день Зиновия-синичника или Синичкин день.
Цель этой акции – сформировать у детей заботливое отношение к птицам, расширить знаний детей о зимующих птицах и условиях их существования, чтение художественной литературы, прослушивание аудиокассет "Голоса природы", "Птицы и природа", изготовление кормушек из бросового материала.

«Чик-чирик, чик-чирик», - слышится по утрам за окном. Это воробей проснулся, здоровается с солнышком веселым чириканьем. Воробьи – шустрые ребята: носятся по небу, играют в «догонялки». Попробуй, поймай их! Угости воробышка зерном, пусть позовет друзей полакомиться с ним.
Покормите птиц зимой-
И со всех концов
К Вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не весомы их корма:
Горсть зерна нужна.
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
Знаю, в Вашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми...
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну,
Приучите птиц в мороз
К своему окну!
Цель: Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу о них.
Задачи:
1. Формировать экологического представления детей об окружающем мире.
2.Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии.
3. Закрепить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для природы.
4. Воспитывать духовно – нравственные качества детей: любовь к родному краю, помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, красоты, справедливости к окружающему миру.
5. Способствовать формированию у детей потребности общения с природой и окружающим миром, ответственности за "братьев наших меньших".
6.Формировать целостный взгляд на окружающий мир.
7. Привлечь к сотрудничеству родителей оздоравливающихся детей.
Материалы и оборудование:
иллюстрации зимующих птиц, птичьих следов (презентация);
корм для птиц (семечки, сало, семена, ягоды калины);
кормушки, сделанные вместе с родителями;
фонограмма записи голосов птиц (фонотека);
плакаты, стенгазеты и др.
Участники: дети дошкольного и младшего школьного возраста, родители, воспитатели лекотеки. 
Ожидаемый результат: У детей и взрослых сформируется определенная система природоведческих знаний, позволяющая осознать единство всей природы и место человека в ней.
Мероприятия:
Занятия в подгруппах:
-- «Птицы зимой»;– «О тех, кто умеет летать»;
– «Наши пернатые друзья».
Беседы:
«Почему мы считаем птиц своими друзьями»«Что ты знаешь о птицах»«Зачем поют птицы?»
Дидактические игры:
«Где чье гнездо?»
«Собери картинку».
Подвижные игры:
«Совушка».«Коршун и наседка».«Птички и птенчики».
Конкурс плакатов, рисунков, поделок “Птицы – наши друзья”.
"Фестиваль кормушек". Конструирование и изготовление кормушек.
Папки-передвижки:“Покормите птиц зимой”.
Праздник “День птиц”.
Выставка рисунков и поделок “Наши пернатые друзья” (совместно с родителями).
Порядок проведения: В рамках акции проводятся: 1. "Фестиваль кормушек" - Для участия необходимо выполнить конкурсную работу - кормушку  из бросового материала.Критерии оценки работ: - Функциональность (кормушка должна быть удобной для птиц и для тех, кто будет класть в нее корм, еда должна быть доступна птицам, у кормушки обязательно должна быть крыша и бортики ); - Практичность (кормушка должна быть изготовлена из прочных материалов); - Оригинальность; - Эстетичность. - В правом углу работы необходимо поместить  карточку участника: Ф.И. участника, возраст, город. - Конкурсные работы принимаются до 15 февраля включительно. 2. Конкурс плакатов "Покормите птиц зимой" Работа на бумаге формата А-3 (четверть ватмана или 2 альбомных листа) в любой технике и жанрах (рисунок, аппликация, коллаж, оригами и т.д.) Рисунок должен сопровождаться слоганом (призывом). Критерии отбора работ: - Соответствие теме; - Эмоциональная выразительность; - В правом углу работы необходимо разместить карточку участника: Ф.И. участника, возраст, город. - Конкурсные работы принимаются до 15 февраля включительно. 3. Благотворительная операция "Покормите птиц зимой!" Сбор корма для зимующих птиц. Подведение итогов акции и награждение: Победители акции награждаются грамотами и дипломами за активное участие. Все участники акции получат сертификаты.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ЛЕПКА,РИСОВАНИЕ)
left2409825


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ; НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПТИЦАМИ




СОВМЕСТНОЕ ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОРМУШЕК (РОДИТЕЛИ И ДЕТИ)


РАЗВЕШИВАЕМ «ПТИЧЬИ ДОМИКИ!»






ЗАУЧИВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ, СТИХОВ О ПТИЦАХ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ, ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ! КОГДА НАСТУПАЕТ ЗИМА, ПТИЦЫ ОЧЕНЬ НУЖДАЮТСЯ
В НАШЕЙ ПОМОЩИ!!!
Совсем не сложно смастерить кормушку из подручных материалов!
Сделав зимой доброе дело, вы обязательно заметите, что с приходом весны ПТИЦЫ отблагодарят Вас своим задорным пением!!!
Рефлексия
"Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"
Именно с этих слов началась экологическая акция «Покормите птиц» в нашем санатории. Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже типичные лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод – не тетка и он заставляет на определенное время забыть о естественной осторожности.  Однако подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.
Организовывая акцию, мы ставили цель: воспитывать у детей чувство ответственности за судьбу птиц, вызывать желание заботиться о них. Раскрывать творческие способности детей в разных видах деятельности. Наши ожидания полностью оправдались, ведь  в ходе акции было собрано большое количество разнообразного корма для птиц (пшено, гречка, семена подсолнечника, тыквы, ягоды калины, печенье, сухари, несоленое сало и др.). Было  изготовлено и развешено на территории санатория 15 кормушек для птиц, из различного материала (картонные коробки, коробки от сока, пластиковые бутылки и др.). В помощь родителям были оформлены папки – передвижки о том, какие бывают кормушки и домики для птиц, синичкины стихи и рассказы с просьбой о помощи зимующим птицам. После того, как кормушки были изготовлены, дети презентовали их, рассказывая, из какого материала кормушка изготовлена и для каких птиц предназначена. Затем кормушки были развешены на территории санатория. Дети не просто участвовали в развешивании кормушек на деревьях. Время, проведенное на природе, стало для них маленьким праздником: ребята кормили пернатых, приготовленным заранее угощением, рассказывали стихи и разгадывали загадки о птицах.
А птицы и рады. Со всех сторон слетаются синицы и воробьи, им такой прием очень нравится.
Результатом хорошей подкормки является то, что стайки птиц в ожидании корма держатся на участке, ждут его. А для того, чтобы дети и их родители знали, как называется тот или иной посетитель кормушки, чем он любит полакомиться, мы развесили листовки, призывы, памятки, плакаты с изображением птиц и советами.
Как это было….
Зимушка – зима пришла. Много снега принесла… Птицам холодно зимой, птицам голодно зимой. Кто, скажите, им поможет? Может мы или прохожий? И работа закипела, дружно все взялись за дело. 
Изготовили плакаты, чтобы люди добрые о птицах не забыли. Каждый день все помнили, и сыто их кормили. Мы решили с ребятней Им кормушки смастерить и столовую открыть. На помощь родителей позвали. Резали, клеили, лепили, И такую красоту для птичек смастерили. Радости не описать! Осталось корм для птиц собрать. Для синичек принесли сала и пшена, Для воробышка насыпали горсточку зерна. Семечки и крошки, рябинки горько-сладкой. Прилетайте поскорей! Корма хватит всем, всем, всем! Рады мы вам птицы! Хотите угоститься? Вот и гостья первая прилетела к нам. Всех вкусностей отведала и благодарна нам. Тень-трень, тень-трень, трень! Нам не страшен зимний день! Зимою мы кормили маленьких друзей. Всем сердцем полюбили их, Ведь вместе веселей! Мы их от голода спасли, Они нам благодарны, Что с приближением весны поют так слажено и складно! 
ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПТИЦАМИ
1 день
Вывесили  кормушки. Положили крошки хлеба. Птиц пока нет.
 2   день
Сегодня положили семечки, которое принесли из дома. Через 30 минут появились воробьи. Робко подлетали к  деревьям, где висят кормушки.
 3  день
 Прилетели воробьи через 15-20 минут, после того . как  в кормушки насыпали семечки подсолнуха. Сели  у ближней ветки и стали приноравливаться. Возьмут семечку в клюв и летят на ближайший куст, склюют и опять на кормушку.
 4  день
Сегодня смешали пшено, и семечки положили в кормушку. Воробьи склевали быстрее семечки. Пшено все осталось.  
 5  день
От пшена, которое положили вчера, не осталось и следа. Положили крошки хлеба. Воробьи налетели сразу же. Дерутся за корм в кормушке.
 6  день
Сегодня у  дерева с кормушкой появились новые гости: 2 синички Синицы и воробьи расселись на ветках и с опаской смотрят на нас. Мы ушли тут же синицы налетели на кормушку, даже воробьев отгоняют.
 7   день
У кормушки  ждут синицы, привыкли ,что их кормят. Мы положили  дробленные пшеничные зерна и несколько кусочков несоленого сала. Как только мы ушли к ним присоединились воробьи. 
8 день
Сегодня  у кормушки появились ворона такая важная, даже не подпускает синиц и воробьев. Но воробьи шустрые, приноровились: один отвлекает, а другие клюют.
9 день.
Корма в кормушках нет Следы на снегу крупные. вороньи. Вот поэтому пока мелких наших гостей нет. Видимо вороны распугали. Положили семечки, ведь их больше
всего любят птицы. В кустах всюду  и под кормушкой шелуха, остатки от обеда.
10 день.
Синицы и воробьи стали дружнее, сидят вместе на кормушке, уже не воюют. Птицы уже ждут нас в определенное время, привыкают. Положили крошки хлеба, смешав их с семечками.
11 день
 Вновь у кормушки гвалт! Все больше гостей у нашей столовой ; воробьи, синицы. Их стало больше, летают стайками, уже не боятся нас. Ждут когда положим корм . Отходим на 2-3 метра и первые самые смелые таскают семечки. На кустах повсюду сидят птицы, после обеда на солнце чистят перышки. Сидят нахохлившиеся, довольные и лениво поглядывают на запоздавших. Ведь самое вкусное съедено.
12 день
Положили ягоды  рябины. Для синиц и воробьев крошки хлеба, пшено и семечки.
13 день
Ягоды остались лежать на кормушке.
Наблюдаем за птицами и открываем что-то новое. Сегодня к кормушке сели воробей и синица. Сидят, чирикают каждый по своему . Такое впечатление ,что делятся новостями. Самое интересное, что не пугают друг друга, а  дружненько делятся новостями
14 день
Важный и редкий гость был у нас у кормушки- сорока Редкая птица, но интересная. Не сидит на месте, склевала крошку хлеба, попробовала семечку и тут же по стволу дерева вокруг пробежалась, под сломанную ветку заглянула и ширк….улетела. А наши постоянные гостьи ждали, когда же освободится столовая. и махом налетели. Еда быстро склевывается. 
 Мы решили
- Нужно продолжить подкормку птиц, так как весной для них еще мало корма. - Необходимо делать для птиц скворечники, дуплянки, охранять гнездовья от разорения и тем самым привлекать птиц – санитаров леса. Нельзя ни в коем случае ловить и убивать птиц. - Не разорять птичьи гнезда. Не ловить и не убивать птиц. - Не трогать яйца и птенцов, не подходить близко к обнаруженным гнездам и не беспокоить птиц. - Подкармливать птиц в зимнее время, главное – защитить птиц от голода. - Делать кормушки, не забывать рассыпать в них корм. - Летом и осенью запасать корм для зимующих птиц (семена деревьев, зерновых растений, подсолнечника, арбузов, дынь, ягоды рябины, калины) - Наблюдая за птицами в природе, нельзя их пугать, беспокоить.. Заключительный этап
В итоге проведённых наблюдений мы научились:
делать кормушки
кормить птиц различным кормом;
наблюдать и вести дневник наблюдений.
Мы узнали:
Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;  
Как различить птиц по окраске;
Какие корма предпочитают птицы;
Сделали выводы:
Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;  
В ветреные дни птицы не прилетают.  
Из кормов голуби и воробьи предпочитают крошки от батона, а синицы- сало. Пшено едят дольше всего.
Воробьи и голуби прилетают стайками, а синички- по 2-3, сороки- по одиночке.
Кормушку посетили 4 вида птиц. Это воробьи, синицы, вороны и сороки.
За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.