Экологический урок в 5 классе Живи Земля!


Час Земли в 7 б классе
Экологический урок на тему:
«ЖИВИ ЗЕМЛЯ»
Цели:
отразить пагубное воздействие деятельности человека на окружающую нас среду;
воспитывать бережное отношение к окружающей природе и заботу о собственном здоровье, закрепить знания правил поведения в природе; развивать экологическое мышление, расширять знания в области геоэкологии, биологии;
обогатить словарный запас знаниями эколог0-биологических терминов.
Оборудование: Интерактивная доска , выставка научно-популярной литературы, видеоматериалы, фотографии.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
-Ребята, сегодня мне понадобится ваше внимание и активная работа, так как речь пойдёт о  нашем доме, большом и зеленом. Кто догадался о чем я говорю? Да, это наша природа, наш зеленый дом. Мы  с вами проживаем в удивительном мире -  на планете Земля, радуемся многообразию форм  жизни живой и неживой природы. Каждому из нас хотелось, чтобы жизнь была еще и безопасной...
-Певец природы писатель М.М.Пришвин не уставал говорить о том, что природа и человек - это единое целое. Всегда ли человек бережно и разумно относится к природе и ее богатствам?
- К сожалению, жизнедеятельность человека привела к тому, что природа переживает сегодня ужасные потрясения, которые негативно отражаются на состоянии здоровья. Все чаще и чаще  звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис и даже экологическая катастрофа…  А что означает слово «ЭКОЛОГИЯ»?
-«Экос» в переводе  с греческого означает «дом», «логос» - «учение, наука». Экология - это наука о нашем общем доме. Этот термин ввел в 1886 году немецкий биолог Эрнст Геккель. До второй половины ХХ века этот термин употреблялся редко.
Услышу ль шум в полдневный час,
Журчанье ль струй средь камушков у брода.
О, люди, мыслю я. У всех у нас
Есть мать по имени Природа!
У ней для всех хватает доброты...
И мы живем, запечатлев навеки
В душе ее прекрасные черты-
Поля, луга, леса,  моря и реки.
Три клада у природы есть: вода,
Земля и воздух - три ее основы.
Какая бы ни грянула беда,
Целы они - все возродится снова.
"Зеленый друг" - так пишем мы подчас
И поговорим про лес. И в час досуга
Мы навестить всегда готовы друга.
- В лес. В лес! И он одаривает нас
Всем, чем богат. Там травы до колен.
А там грибы... Не сбейся только с круга.
Но честно ль это: все забрать у друга
И ничего не дать ему взамен?  /С .Викулов/
-К общему сожалению, назвать нашу землю экологически чистой нельзя. Многочисленные промышленные предприятия интенсивно загрязняют окружающую среду: воздух, воду, почву. Невольно мы вынуждены дышать загрязнённым воздухом, пить загрязнённую воду, использовать продукты питания, в которых содержатся загрязняющие вещества. Можно ли при этом  оставаться здоровым? Конечно же, нет. Ученые активно ищут способы сохранения жизнеспособности живых организмов в условиях нарушения экологического равновесия, поэтому все чаще говорят о так называемой экологической безопасности. Экологическая безопасность- это защита от вредного воздействия загрязненной окружающей среды.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
- Экологами установлено, что на Земле погибло уже более половины животных, пропали сотни видов растений, варварски вырублены миллионы гектаров лесов, в воду сброшены тонны химических промышленных отходов... И все они стали жертвами деятельности человека. Ученые всего мира бьют тревогу. Ими создан  список редких животных и растений, которые занесены в Красную Книгу. Красный цвет выбран как сигнал тревоги за судьбу планеты.
Прости нас, маленький жучок,И муравей, и пчелки, Простите, стройный тополек
И срубленные елки.Прости нас, пойманный зверек,Тебе так тесно в клетке.Прости за то, что не сберег
И стали вы теперь так редки.
- Книга природы открывается для всех, но по-настоящему тому, кто способен понимать её язык. Каждый по-своему любит природу и по-своему к ней относится: один посадит дерево, выходит раненую птицу, не сломает цветущую ветку, не разрушит муравейника и птичьего гнезда, а другой вырвет все цветы с василькового поля, не пощадит пчел, стрекоз, бабочек, забросает склянками, банками и другими отбросами реку, лужок и в своей жизни не вырастит ни одного цветка… Такого человека нельзя назвать частью природы, её детищем.
-Ребята, послушайте стихотворение и проанализируйте собственное поведение. Не происходило ли подобных случаев с вами во время походов или активного отдыха на природе?
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят!
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по берегу пошли
И поляночку нашли,
Но на солнечной полянке
Тут и там - пустые банки,
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели,
Жгли костры, бумагу жгли-
Тоже пили, тоже ели,
Насорили и ушли!
- Нас окружает удивительная природа. Летом мы можем отдыхать на берегу моря, реки, дышать свежим воздухом, гуляя в лесу, собирая грибы да ягоды. Ребята! А как надо вести себя в лесу? Сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!Если я приду в лесокИ сорву ромашку? (нет)Если съем я пирожокИ выброшу бумажку? (нет)Если хлебушка кусокНа пеньке оставлю? (да)Если ветку подвяжу,Колышек подставлю? (да)Если разведу костер,А тушить не буду? (нет)Если сильно насорюИ убрать забуду. (нет)Если мусор уберу,Банку закапаю? (да)Я люблю свою природу,Я ей помогаю! (да)
-Часто человек ведет себя очень беспечно на природе, не задумывается над последствием своих поступков.
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер,
И, сыпля искры впереди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег.
Кусты спалил, в зеленый лес пошел,
Как вспуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
(Стихотворение сопровождается слайдами)
-Нашей планете грозит беда. С тех пор, как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Что только он не выдумал, чтобы улучшить свою жизнь! На сцену выходят дети, на плечах у них галстуки, на голове - пилотки. 1-й РЕБЕНОК: Человек! Сотворил страшные яды, которые убивают насекомых и других животных.2-й РЕБЕНОК: Человек! Создал автомобили, которые отравляют воздух вредными газами.3-й РЕБЕНОК: Человек! Вырубает деревья, осушает болота, покрывает Землю огромным слоем мусора.4-й РЕБЕНОК: Люди! Опомнитесь! Нашей планете грозит страшная беда!
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивала птица.
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
А земля без зверей – не земля!
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть СЕРДЦЕ. Сердце человечье!
Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться…
Пусть расправит крылья раненая птица!
Вопросы к классу:
_Встречали ли вы в своей жизни подобное пагубное отношение к природе?
_Что вы предприняли, чтобы предотвратить это
Воздействие?
_ Расскажите о своем отношении к окружающей нас природе.
_Чтобы вы изменили из того, что уже сделано, оглядываясь на свое прошлое?
Наше мероприятие – тревожный звонок для каждого из нас. Надеемся, что после него ваши сердца отзовутся, и вы будете беречь окружающую среду, свой дом – планету Земля!