Открытый урок Великие Географические открытия

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ
ТЕХНОЛОГИЙ И ПРАВА»


















Учитель географии: Сергеенков Андрей Сергеевич




Москва 2015 г.
Класс:
5 «Б»

Предмет:
География

Тема урока:
Великие географические открытия

Продолжительность урока:
45 минут

Тип урока:
Обобщение и систематизация знаний.

Условия урока:
Класс делится на две команды, каждая команда сидит за отдельным столом. Придумать название команды.

Цели и задачи:

Образовательные: Повторение и закрепление пройденной темы, обобщение знаний, формирование универсальных учебных действий. Сформировать представление обучающихся об эпохе Великих географических открытий, открытий Нового Света. Выяснить причины Великих географических открытий, познакомить обучающихся с их ходом и последствиями. Сформировать у обучающихся систему знаний о Великих географических открытиях, выяснить их причины; совершенствовать умение работать с картой, учебной литературой, применять  знания для решения проблемных ситуаций. Систематизировать знания обучающихся по теме, умение делать выводы.
Развивающие: Развивать логическое мышление, познавательную и творческую активность обучающихся, внимание, памяти, интерес к географии, отрабатывать умение применять теоретические знания на практике, продолжить формирования умений работать с картами атласа, контурными картами и другими источниками информации, развитие мыслительных операций.
Воспитательные: Воспитывать любознательность и уважение к историческому прошлому человечества, воспитывать у обучающихся чувство восхищения великими подвигами мореплавателей-первооткрывателей, способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитие кругозора, воспитать чувство дружбы, товарищества, умение работать в коллективе, экологическое воспитание, бережное отношение к природе, самостоятельно и ответственно готовиться к уроку, повысить интерес к изучению географии, формирование мировоззрения.

Методы и формы обучения:
Фронтальная работа, репродуктивный, исследовательский, индивидуальная, опережающее обучение, коллективная, игровые моменты, проблемно-поисковый, наглядный, объяснительный, практический.

Оборудование, методическое обеспечение урока:
Физическая карта мира, мультимедийное оборудование, атлас для 5 класса, компьютер, презентация, контурные карты, раздаточный материал, музыкальное оформление, карточки-задания, посылки из Южной Америки.

Литература:
Учебник А.А. Лобжанидзе. «География. Планета Земля». 5-6 класс, атласы.

Межпредметные связи:

История, Физическая география, Культурология, Литература, Информатика.

Предполагаемые результаты урока:
Умения: читать и анализировать комплексные карты; использовать карты, графические и статистические материалы для получения необходимой информации и решения географических задач.





Карта урока «Великие географические открытия»
План урока:
Организационный момент.
Целеполагание. Мотивация.
Повторение и систематизация знаний.
Коррекция, обобщение знаний учащихся.
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие.
Преподаватель проверяет подготовку учащихся к уроку и посещаемость.

2. Целеполагание. Мотивация.
Вступительное слово учителя. Представление команд.
Учитель: – Тема нашего урока «Великие географические открытия.
Сегодня ребята, у нас необычный урок, мы отправимся с вами в увлекательное кругосветное путешествие, также вместе с нами будут путешествовать и наши гости, возьмем их с собой в путешествие?
Люди путешествовали и совершали открытия во все времена. В 21 веке – веке компьютерных и космических технологий можно совершить кругосветное путешествие  всего за 50 минут, а когда-то люди на это тратили годы, жертвовали своей жизнью, рисковали ради новых открытий. 
Больше всего открытий было сделано в период с конца 15 до начала 17 века. Именно поэтому он стал называться эпохой Великих географических открытий. Поэтому именем этой эпохи назван наш урок: «Великие географические открытия». 
Отчаянные, смелые плавания мореходов и сделанные ими открытия новых континентов и народов, не только раздвинули границы мира, но и  изменили жизнь самих европейцев.
Давайте мы сегодня на нашем необычном уроке заглянем в то далекое прошлое и  проплывем сложный путь вместе с первооткрывателями новых земель.
Сегодня на уроке мы постараемся закрепить, систематизировать полученные знания и будем применять их на практике. Выясним причины, побудившие европейцев отправиться в далекие страны и выявим значение этой эпохи для последующих поколений. В процессе решения этих задач мы будем изучать карту великих  экспедиций и новых открытий. Вам придется на время стать моряками этих экспедиций.
Итак, мы отправляемся в путешествие. Путешествие мы осуществим двумя «группами туристов» (командами). О том, насколько каждая из команд подготовлена к путешествию, и какую компетентность проявит при путешествии, мы узнаем из выводов жюри.
Учитель: знакомит с жюри, командами, и с системой оценок заданий и конкурсов. Состав жюри: обучающиеся 11«А» класса. Пираты и индейцы, обучающиеся 10 класса.
Мы начинаем урок - соревнование, посвященный Великим географическим открытиям. В нем примут участие две команды. Каждая команда проходит различные задания и конкурсы. За каждый правильный ответ дается 1 балл. В командах должна быть рабочая обстановка. Оценивается работа всех и каждого в отдельности. Слушайте друг друга, помогайте, принимайте коллективное решение, уважайте мнение товарища. По ходу работы в оценочной таблице отмечаются баллы, которые вы заработали. Будьте внимательны. И так, все готовы? Отправляемся в путешествие. В путь!
3. Повторение и систематизация знаний по теме «Великие географические открытия».
– Мы отправляемся по следам великих путешественников. Нас влечет интерес к дальним странствиям, новым странам. А что же влекло мореходов, что толкало их на открытия?
«Причины географических открытий»
Причины географических открытий

«Жажда золота, пряностей»

Поиск новых земель

Поиск путей на Восток, в Индию, чтобы присвоить доходы от торговли с Востоком



Погода нам улыбается, значит, пора в путь. А начнем мы наше путешествие по следам экспедиций Христофора Колумба и Фернана Магеллана.
Значение путешествия Колумба
– Открыл новые материки – Центральную Америку и северное побережье Южной Америки. – В  Европе появились ранее неизвестные культуры:  перец, томаты, картофель, кукуруза, фасоль. – Расширились знания о Земле.
1. Задание:
Практическая часть 1 команде.
Ребята, давайте попробуем исследовать маршрут экспедиции Х.Колумба. (Исследование маршрута экспедиции. Работа обучающихся с контурной картой).

1. Испания. 2. Канарские острова. 3. Атлантический океан. 4. Острова Зелёного мыса. 5. Саргассово море 6. о. Сан-Сальвадор. 7. о. Куба.  8. Карибское море. 9. о. Эспаньола. 10. о. Тринидад.
«Земля имеет форму шара». Экспедиция Ф. Магеллана 1519 – 1521 гг.
Значение путешествия Магеллана:
– Положило конец спорам о шарообразности Земли. – Доказано наличие единого Мирового океана.
Практическая часть 2 команде.
Ребята, давайте, исследуем маршрут кругосветного путешествия Магеллана. (Работа с контурной картой).

1. Испания 2. Канарские острова. 3. Атлантический океан. 4. Восточный берег Южной Америки. 5. Магелланов пролив,  о. Огненная Земля. 6. Тихий океан. 7. Филиппинские острова. 8. Острова Пряностей (Молуккские острова). 9. Индийский океан. 10. Африка.
Учитель: Ребята, а кого это мы встретили на своем пути? (пираты). Что же делать? Они предлагают нам задания, только после этого мы сможем продолжить свое путешествие. (Задания для учащихся).
2. Задание: Заполните пропуски в тексте. 
Великие географические открытия стали возможны благодаря успехам европейской и техники. К .. веку были созданы достаточно надежные для океанского плавания парусные суда (), усовершенствованы . и морские карты. Большую роль в Великих географических открытиях сыграла утверждавшаяся идея о шарообразности .., с которой была связана мысль о возможности западного морского пути в через Атлантический океан. В заморских землях европейцы надеялись найти богатство: камни и металлы, экзотические товары и пряности. Первыми планомерные экспедиции в Атлантическом океане начали ..
(Заполните пропуски в тексте.  Великие географические открытия стали возможны благодаря успехам  европейской науки и техники. К 15 веку были созданы  достаточно надежные для океанского плавания парусные суда (Каравеллы), усовершенствованы  компас и морские карты. Большую роль в Великих географических  открытиях сыграла утверждавшаяся идея о шарообразности Земли, с которой была связана  мысль о возможности  западного морского пути в Индию через Атлантический океан. В заморских землях европейцы надеялись найти богатство: драгоценные камни и металлы,  экзотические товары и пряности. Первыми планомерные экспедиции в Атлантическом океане начали португальцы).

3. Задание: ВАЖНЕЙШИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ
Заполните таблицу
1 команда
Путешественник
Годы
Географическое открытие

Христофор Колумб
1492 – 1504


Васко да Гама
1497 – 1499


Фернан Магеллан
1519 – 1522


Абель Тасман
1642 – 1644


Ф.Ф. Беллинсгаузен
М.П. Лазарев

1819 – 1821


2 команда
Путешественник
Годы
Географическое открытие


1492 – 1504
Открытие Америки


1497 – 1499
Открытие морского пути в Индию


1519 – 1522
Первое кругосветное путешествие


1642 – 1644
Открытие Австралии


1819 – 1821
Открытие Антарктиды

Учитель. Ребята, мы приплыли на остров, и на нашем пути встретились индейцы, давайте узнаем, что они хотят.
4. Задание: Во время похода путешественники фиксировали все географические объекты, которые встречали на своём пути. Прочитайте по рисунку путь первооткрывателей:
1 Команде

2 Команде


5. Задание:

Учитель: И опять на нашем пути пираты.
6. Задание:

7. Задание: «Географический мяч». Учитель кидает мяч-глобус и называет путешественников, географический объект, ученик из команды ловит «мяч-глобус» и говорит всё, что знает о путешественниках и об объектах.
1) Кто открыл Америку?
2) Кто открыл морской путь к Индии?
3) Прибор для определения сторон горизонта?
4) Какой материк был открыт последним?
5) Как Колумб назвал местных жителей Америки?
Учитель: На нашем пути снова встретились индейцы. Что они хотят?

8. Задание: Определите, какая из карт была составлена после экспедиции Христофора Колумба?


9. Задание: Конкурс «Посылка».



10 Задание: Установите имена мореплавателей и укажите, на каком из судов совершал своё путешествие каждый из них.



4. Коррекция и обобщение знаний. Рефлексия.
Преподаватель сообщает обучающимся, какой уровень знаний они показали на уроке, на повторение какой темы необходимо обратить внимание, исправляет допущенные ошибки.
Рефлексия

1) Учитель: Ребята! Если бы вы жили в XV в., то, какое открытие хотели бы сделать?
2) Как вы думается, почему Великие Географические открытия стали возможными только с середины ХV в.? 5. Подведение итогов урока.
Вот мы и закончили самое интересное путешествие.
Сегодня мы обобщили материал по Великим Географическим Открытиям. Вам понравилось путешествие?
Наши жюри подсчитали общее количество баллов. Им – слово.
Определение команды-победителя, отмечаем работу отдельных, наиболее проявивших себя учеников.
Учитель оценивает работу всего класса.
Выставление оценок.
Спасибо всем за урок!
До свидания!

6. Домашнее задание.
Составить кроссворд: Великие географические открытия.








13PAGE 15


13PAGE 14- 3 -15



13 EMBED MS_ClipArt_Gallery 1415



Контурная карта мираКонтурная карта мира