Формы и методы экологического воспитания


Одна из форм экологического воспитания – театрализованная деятельность
Театрализованная деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Велико значение театрализованной  игры для речевого развития (совершенствование диалога, монолога, освоение выразительности речи).Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Театр, со слов Сергея Владимировича Образцова – «Средство воспитания человеческих душ».
Я ставила для себя цель: через театрально – игровую деятельность помочь детям сформировать навыки общения. , заложить начальные формы осознанного правильного отношения к природе; интерес к его познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Я начала свою работу с игр – драматизаций и с игровых заданий; с их последовательным усложнением. В 1классе это были игры  имитации отдельных действий человека, животных и птиц и имитации различных эмоциональных состояний человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши). В этих играх дети участвовали с удовольствием, ведь они способствуют развитию эмоциональной сферы. Затем можно использовать игры импровизации по текстам коротких сказок и стихов. Потом переходим на вовлечение детей в ролевой диалог героев сказок , например «Теремок»,
Диалоги – драматизации на тему «Как животные готовятся к зиме». Лесной разговор Николая Сладкова. Небольшой фрагмент которого мы хотим вам продемонстрировать.
Актуализация
В прошлый раз был педагогом
После завтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он… (артист)
- Сейчас мы с вами превратимся в артистов
2. Распределение ролей
- послушайте загадки. Кто первый отгадает тот и будет играть роль этого персонажа.
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
Как зовут её? (Лиса).
* * *
И по соснам, и по елям
Быстро бегает она,
Видит, шишки где поспели,
Где грибная целина. (Белка)
* * *
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
* * *
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
* * *
На овчарку он похож:
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
3.Инсценировка
- Собрались звери на лесной полянке и начали о своих делах друг другу рассказывать.
«Я буду зимовать в дупле»,  — сказала белочка. – «А на зиму я припасла себе еду – засушила грибы, собрала орехи и желуди».
«А я, — буду спать в берлоге», — басом сказал медведь. – Мне сейчас надо много съесть еды, чтобы всю зиму я смог спокойно спать. Зимой мне еда не нужна. Я приготовил себе берлогу. В  ней я буду спать зимой».
Разыграйте с ребенком этот разговор и продолжите его от лица разных зверей. Можно ввести и других персонажей – птиц  и насекомых. Пусть птицы расскажут, как они собираются улетать в дальние края, а насекомые поведают о том, как они прячутся в щелки да под кору от холодов и морозов.  Каждый персонаж рассказывает от себе, о своих осенних делах, о том, как он к зиме подготовился.
Для диалогов можете использовать игрушки – зайку, лису, мишку, мышку, белочку. Можно вырезать силуэты зверюшек или использовать картинки. Играя в диалог животных, ребенок закрепляет полученные знания о мире природы в интересной и увлекательной форме. И что еще важно – младший школьник учиться применять полученные знания в жизни! Это гораздо лучше и эффективнее, чем «мучить» ребенка вопросами: «А как заяц готовился к зиме? Вспомни, а как барсук готовился к зиме? Вспомни…» Ребенок вспомнит, а через несколько дней забудет!  А вот ту информацию, которую ребенок использовал в игре, он не забудет никогда! Ведь это было им прожито и прочувствовано, это было интересно и эмоционально, это было так ярко и увлекательно!
. Следующая ступень моей работы – это  игры - драматизации с несколькими персонажами по сказкам, которые сочинили сами дети по теме: «Прогулка в лес», «Письмо из леса», «Лесной разговор»
Дети в театрализованных играх объединены общими переживаниями, учатся согласовывать свои действия, подчинять желания интересам коллектива; то есть происходит развитие «дипломатических» качеств общения. Этот вид экологической игры давал возможность охватить всех детей класса. Дети – зрители не являлись пассивными созерцателями, они сопереживали героям, искали пути решения сложных ситуаций, а значит, учились общению, взаимоотношениям, которые могут им встретиться на жизненном пути.
Сказки в детях воспитывают не только культуру поведения, но и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.
Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, закладываются начальные формы осознанного правильного отношения к природе;
. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание.
Человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. Именно в школьном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно. А театрализованные экологические сказки помогают ощутить природу эмоционально, как нечто живое. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живет  в конечном счете, любовь к Отечеству. Играйте и развивайте экологическую воспитанность ваших учеников в игре! И успех будет гарантирован
Белка - буду зимовать в дупле, а на зиму я припасла себе еду – засушила грибы, собрала орехи и желуди».
Мышка подготовила свою кладовую на зиму и наполнила ее зерном.. В холодную погоду я буду спать. А в остальные дни мне надо поесть.
Лиса – хищник, я зимой не сплю и запасов на зиму не делаю, но шубку к зиме поменяла.
Волк – я хищник, меня ноги кормят.
Медведь -А я, — буду спать в берлоге, мне сейчас надо много съесть еды, чтобы всю зиму я смог спокойно спать. Зимой мне еда не нужна. Я приготовил себе берлогу. В  ней я буду спать зимой.
Заяц – норы не имею, запасов не делаю. Питаюсь корой деревьев. Сплю в снегу под деревом. Поменяла цвет шкурки с серого на белую. Это помогает зимой маскироваться от хищников.
1.2. Формы и методы организации экологического воспитания
младших школьников
Поиск эффективных форм и методов экологического воспитания подчеркивает их значение в эффективности образовательной работе с учащимися, которая должна быть содержательно связана в учебное и во внеурочное время.
Формы и методы организации экологического воспитания также должен отвечать возрастным требованиям к воспитательной работе с учениками начальной школы. В этом возрасте не теряет своей актуальности в развитии детей ведущая деятельность школьников – игровая, которая наравне с учебной деятельностью способствует формированию мотивации у детей к освоению окружающего мира.
С помощью форм и методов экологического воспитания возможно решение задач экологического образования младших школьников.
Таблица 1
Взаимосвязь задач, форм и методов экологического воспитания младших школьников
Задачи работы Формы и методы
1. Обогащать детей знаниями о природе; упорядочивать и систематизировать знания и представления детей о природе. Рассказы о природе, об отдельных представителях растительного и животного мира, особенностях их внешнего вида, повадках. Театрализованная деятельность.(Осенний экспресс)
Решение экологических задач по установлению отдельных связей и зависимостей между объектами животного и растительного мира.
2. Воспитывать положительное отношение к миру природы. Составление рассказов о своих домашних питомцах, растениях, о своих чувствах к красоте природы.
Проект «Братья наши меньшие». Посещение приюта для бездомных животных «Лапа помощи», закупили корм для них.
3. Побуждать детей к проявлению познавательного интереса к миру природы (в частности, к миру растений). Проводить:
а) экскурсии в природу;
б) ежедневные наблюдения за природой;
в) дежурства в уголке природы по уходу за разнообразными растениями.
4. Побуждать детей проявлять свои чувства и отношения к объектам природы и действиям по обследованию их (или уходу за ними). Организация рисования, занятий по ручному труду с природным материалом, чтение стихов, слушание экологических сказок, отражать свое отношение и в словах (нравится, красиво).
5. Создавать мотивацию детей к изучению природных явлений. Организация проектной деятельности, познавательных игр, экскурсий и др.
Необходимыми принципами экологического воспитания младших школьников являются обеспечение максимальной наглядности и практического взаимодействия с объектами окружающего мира. Как пишет В.С. Мухина: «Младший школьник – это не зритель, а активный участник учебного процесса… маленький естествоиспытатель» [28, с. 33].
Выбор форм и методов воспитательной работы зависит от средств экологического воспитания учащихся. Например, натуральные объекты природной среды обеспечивают:
- обучение детей правилам ухода (практические методы);
- наблюдения за развитием и ростом (наглядные);
- творческое сочинение с приемами «антропоморфизма» («очеловечивания»), чтение художественной литературы (словесные) и др.
В зависимости от средств обучения могу осуществляться и разные формы экол воспитания:
- по количеству детей: индивидуальные и групповые;
- по организации представления объектов: выставки, экскурсии;
- по организации актуализации знаний: викторины. КВН, экологические игры и др.;
- по организации деятельности детей: дежурства, поручения, коллективный труд в природе и др.
Ухаживая за растениями и животными в уголке природы, дети запоминают порядок полива, ухода, дозировку пищи. При этом они обращают внимание на поведение животных: птичка беспокойно кричит – нет воды или корма; рыбка поднимается к поверхности воды и высовывает голову – не хватает кислорода, листья у растения завяли – не хватает воды или света.
В последствие у детей формируется представление о влиянии деятельности человека на объекты природы (как позитивном, так и негативном) [5, с. 32].
Например, одним из широко используемых методов наблюдение. С помощью наблюдений можно выявить перемены в росте и развитии растений либо при внесении нового растения. Для этого педагогу необходимо подробно рассматривать с детьми строение стебля, форму и окраску листьев, цветов, рассказывать о специфических особенностях ухода за ним, что не всегда можно осуществить в процессе урока.
Многолетняя практика убеждает в эффективности проведения во внеурочное время цикла наблюдений для формирования познавательного интереса к природе.
Каждый отдельный цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или школьного участка.
Каждое наблюдение имеет свою цель и определенное (несхожее с другими) содержание. В комплексе наблюдений одного цикла у школьников формируются разносторонние и систематизированные знания о растениях или животных.
В ходе наблюдений детям ставятся вопросы, которые стимулируют возникновение поисковой деятельности. например:
Почему цветок назван мать-и-мачехой?
Где можно увидеть божью коровку?
Как рыбки дышат? И т.д.
При использовании наблюдений необходимы: (по М.Д. Большаковой)
Компактное проведение. Одно наблюдение должно следовать за другим без больших разрывов во времени. В этом случае содержание каждого следующего наблюдения, «наслаиваясь» на предыдущие, укрепляет (уточняет и дополняет) единую систему знаний об объекте. Преобладание визуального источника знаний над словесным. Дети должны получать информацию при непосредственном рассматривании ими объекта. Вопросы и очень короткие пояснения побуждают их называть увиденное. Отсюда вытекает следующее требование: в каждом конкретном наблюдении должно одновременно участвовать столько детей, сколько может расположиться вокруг объекта (аквариума, клетки с птицей и т. п.), чтобы беспрепятственно его рассматривать. В отдельных случаях, когда наблюдение проводится на прогулке, в нем может участвовать весь класс.
Охват наблюдениями всех детей. Каждое конкретное наблюдение, если его проводить по подгруппам, повторяется несколько раз.
Опора на биологические особенности, видовую специфику животных и растений. Для запланированных наблюдений необходимо специально создавать условия. Например, черепаха активна, если ее тело разогрето (рефлектором, солнцем),– можно наблюдать процесс ее питания, способы передвижения [8, с. 48].
Большую роль в развитии познавательного интереса имеет работа с художественной литературой (природоведческой сказкой, поэзией), которая включает чтение сказок, беседы, просмотр кукольной театрализации. Как отмечала Л.П. Молодова, «сказка, рассказ, стихотворение, рисунок позволяет ребенку обобщить свои наблюдения в природе, получить реалистическое представление о ней, одновременно сопереживая живому. Чередование эмоционально окрашенных наблюдений с системой научных знаний, с чтением художественной литературы об увиденном, формирует у детей единство реального и гуманного видения живой природы» [8, с. 48].
К сожалению, в современной художественной литературе для детей младшего школьного возраста немного произведений, которые могли бы лечь в основу содержания такой работы. Примером природоведческих сказок могут служить «Старик и сова», «На полянке» В. Бианки. Однако творчески работающему педагогу под силу самому сочинить природоведческую сказку, соединив в ней знания о природе, которые он передает детям, с образной формой их преподнесения. Присутствие в таких сказках, как и во всей работе по экологическому воспитанию, гуманного отношения к живой природе, постоянных сказочных персонажей, олицетворяющих примеры достойного и недостойного поведения в природе (Гном Добриш, девочка Природинка, Гном Глупыш с приятелями Топталкиным, Рвалкиным, Беззаботкиным и Боялкиной), позволяет ребенку четче осознать свое отношение к природе через идентификацию с положительным персонажем [8, с. 49]. Показ сказки средствами кукольного театра разворачивает описанную в ней ситуацию, делает ее понятной и эмоционально близкой для детей.
Для реализации программных задач и программного содержания экологического воспитания требуется подбор разнообразных формучебного взаимодействия учащихся с учителем и объектами природы: эксперимент, экскурсии, театрализованная природоведческая сказка, проектное исследование.
Эксперимент
Так, наблюдая прорастание лука, можно поставить луковицу в банку с водой (для наблюдения и за развитием корневой системы), в течение месяца (1 раз неделю – через 7 дней) зарисовывать изменения, происходящие с луковицей (рис. 1).
Опыты направлены на то, чтобы ребята сами могли организовать наблюдения, узнавали, искали причины явления, самостоятельно добивались результатов, чтобы они почувствовали радость открытий, а это важная предпосылка для развития наблюдательности [43, с. 25].
Рис. 1. Последовательность прорастания лука
Для удобства изображения детям предлагают использовать трафареты банки и луковицы, а детям остается только дорисовать самостоятельно наблюдаемые части: корни и зеленые стрелки (рис. 2).
Рис. 2. Трафареты для ведения дневников наблюдений
Таким образом, разнообразное содержание занятий, средства, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на формирование познавательного интереса детей к природе.
В качестве объектов исследования могут быть ростки овса, которые находились в разных условиях (на свету или в темном месте).
Для формирования представлений о качествах земли, ее структуре, с детьми могут проводиться опыты:
- Почему разные почвы нуждаются в разной степени поливки?
- В три мензурки помещается с грядок разная почва: песчаная, глинистая, чернозем, уплотняется и поливается сверху водой. По тому, с какой скоростью почва пропускает влагу, дети судят о ее особенностях: земля с песком быстрее пропускает влагу, чернозем не так быстро как песок, глинистая хуже всех. Все эти наблюдения обобщаются и выносятся на всеобщее обсуждение для формулировки выводов [43, с. 26].
Экскурсии
Экскурсии в природу бывают: вводными (по изучаемой теме); текущими (в системе занятий по экологии); обобщающими (систематизирующими)
Навводныхэкскурсиях дети получают общие представления об объектах и явлениях окружающего мира. Примером вводной экскурсии может быть экскурсия по теме «Весенние изменения в природе».
Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами или явлениями в самой природе. Например, экскурсия по теме «Обитатели водоема (пруда)».
Обобщающиеэкскурсии проводятся как завершающие изучаемую тему и предполагающие конкретизацию, систематизацию экологических представлений детей. Примером может служить экскурсия по теме «Осенние подарки».
Разновидностью экскурсий в природу являются целевые прогулки в природу. Такие прогулки могут проводиться как на территории образовательного учреждения, так и с выходом в природу.
Целевые прогулки позволяют в игровой форме организовать наблюдения детей за тем или иным объектом природы. Такие прогулки как, «В гости к березке», «К древнему валуну», «На бабочкину лужайку», «К птичьей столовой» и т.п. способствуют чувственному восприятию детьми мира природы [21, с. 16].
Во время целевых прогулок дети могут наблюдать за живыми объектами, измерять рост растений, фиксировать видимые изменения (сезонные) в том или ином объекте. Для этого оформляются дневники длительного наблюдения за изменением роста и сезонных (возрастных) изменений признаков растений.
Театрализованная природоведческая сказка
Содержание таких уроков или внеклассных мероприятий обусловлено включением в них сюжетно-ролевых и театрализованных игр экологической тематики: «В гостях у Айболита», «Зоопарк», «Лесной заповедник». Кроме того, они позволяют осуществлять интеграцию различных видов детской деятельности: изобразительной, речевой, познавательной, игровой и др.
Проектная деятельность
Проектная деятельность основана на развитии у детей умений осваивать окружающий мир на основе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования [30, с. 18].
Учебный исследовательский проект позволяет:
- выделить в работе учащихся цели деятельности;
- сформулировать гипотезу о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования;
- определить процедуру сбора и обработки необходимых данных;
- провести анализ полученных результатов;
- подготовить соответствующий отчет и провести обсуждение возможного применения полученных результатов.
Реализация проектной деятельности ведет к изменению позиции не только ученика, но и учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет исследовательского, поискового характера работы на каждом этапе деятельности (таблица 2).
Взаимосвязь задач, форм и методов экологического воспитания младших школьников
Задачи работы Формы и методы
1. Обогащать детей знаниями о природе; упорядочивать и систематизировать знания и представления детей о природе. Рассказы о природе, об отдельных представителях растительного и животного мира, особенностях их внешнего вида, повадках. Театрализованная деятельность.(Осенний экспресс)
Решение экологических задач по установлению отдельных связей и зависимостей между объектами животного и растительного мира.
2. Воспитывать положительное отношение к миру природы. Составление рассказов о своих домашних питомцах, растениях, о своих чувствах к красоте природы.
Проект «Братья наши меньшие». Посещение приюта для бездомных животных «Лапа помощи», закупили корм для них.
«Птицы – наши друзья».Изготовление кормушек для птиц , скворечников. Подкормка зимующих птиц.
3. Побуждать детей к проявлению познавательного интереса к миру природы (в частности, к миру растений). Проводить:
а) экскурсии в природу;
б) ежедневные наблюдения за природой;
в) дежурства в уголке природы по уходу за разнообразными растениями.
4. Побуждать детей проявлять свои чувства и отношения к объектам природы и действиям по обследованию их (или уходу за ними). Организация рисования, занятий по ручному труду с природным материалом, чтение стихов, слушание экологических сказок, отражать свое отношение и в словах (нравится, красиво).
5. Создавать мотивацию детей к изучению природных явлений. Организация проектной деятельности, познавательных игр, экскурсий и др.
Необходимыми принципами экологического воспитания младших школьников являются обеспечение максимальной наглядности и практического взаимодействия с объектами окружающего мира. Как пишет В.С. Мухина: «Младший школьник – это не зритель, а активный участник учебного процесса… маленький естествоиспытатель»
Выбор форм и методов воспитательной работы зависит от средств экологического воспитания учащихся. Например, натуральные объекты природной среды обеспечивают:
- обучение детей правилам ухода (практические методы);
- наблюдения за развитием и ростом (наглядные);
- творческое сочинение с приемами «антропоморфизма» («очеловечивания»), чтение художественной литературы (словесные) и др.
В зависимости от средств обучения могу осуществляться и разные формы экол воспитания:
- по количеству детей: индивидуальные и групповые;
- по организации представления объектов: выставки, экскурсии;
- по организации актуализации знаний: викторины. КВН, экологические игры и др.;
- по организации деятельности детей: дежурства, поручения, коллективный труд в природе и др.
Ухаживая за растениями и животными в уголке природы, дети запоминают порядок полива, ухода, дозировку пищи. При этом они обращают внимание на поведение животных: птичка беспокойно кричит – нет воды или корма; рыбка поднимается к поверхности воды и высовывает голову – не хватает кислорода, листья у растения завяли – не хватает воды или света.
В последствие у детей формируется представление о влиянии деятельности человека на объекты природы (как позитивном, так и негативном)