Презентация на тему Работа социального педагога общеобразовательного учреждения с детьми группы риска


Семинар-практикум социальных педагогов школ г. Мичуринска« Работа социального педагога общеобразовательного учреждения с детьми «группы риска» МБОУ СОШ № 18 имени Э.Д. ПотаповаСтруктурное подразделение-отделение № 1


Воспитания личности каждого ребенка, прочерчивание индивидуальной траектории развития ребенка в быстро меняющихся условиях жизни на основе диалога учителя и ученика, цель которого научить ребенка делать правильный выбор – актуальная проблема современной педагогики.
Актуальность:рост детской преступности, наркомании;тенденция увеличения числа детей с девиантным поведением;низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних;рост агрессивности несовершеннолетних;нежелание учиться и работать.


« Человек рождается на свет полным добра, а испортить его могут жизненные обстоятельства»Ж . Ж . Руссо
Учащиеся "группы риска"– это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества; это дети, для которых характерно проявление различных девиаций и существует риск укоренения девиантного поведения, как основополагающего, в сознании ребенка, т.е. риск зарождения и развития соответствующих особенностей личности.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Группы критериевКритерии, определяющие «группу риска»МедицинскиеИмеют хронические заболевания внутренних органовИмеют проблемы с органами слуха, зрения, речиЧасто и длительно болеютСостоит на учете у психоневропотологаПеренесли сложные медицинские операцииПеренесли стрессыЛеворукие дети (левша)ДругоеСоциальныеЖивут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное) отношение к ребенкуЖивут в малообеспеченной семьеВ семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые)Проблемы адаптации при смене местожительства, школы, классаСамовольный уход из домаДругоеУчебно-педагогическиеИмеют стойкую неуспеваемостьПропуски занятий без уважительных причинПропускают отдельные предметы без уважительных причинПоведенческиеНарушение поведенияТрудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителямиПовышенная тревожностьУпотребление наркотических веществТабакокурениеТоксикомания ГиперактивностьДругое
К детям «группы риска» относятся:Инфантильные детиДети с трудностями произвольности и самоорганизацииТревожные дети Астеничные детиНеуверенные детиГипертимные детиОтличники и перфекционисты Застревающие дети



К детям группы риска относятся: Социально запущенные дети; социально незащищенные дети;дети из неблагополучных семей; дети с девиантным поведением; «педагогически запущенные» дети; дети-инвалиды; дети на опеке и без попечения родителей;



«Педагогически запущенные» дети– это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведении, общении. Такие подростки отчуждаются от школы, но значимость семьи для них не утрачивается.
- эти дети отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и перенимают криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.«Социально запущенные» дети Социально незащищенными называют детей и подростков, находящихся в критической ситуации или в неблагоприятных для жизни условиях.Причины социальной незащищенности:ЭкономическиеЭкологическиеМедицинскиеПсихологическиеКриминогенные



антисоциальное (делинквентное) поведениеасоциальное (аморальное) поведениеаутодеструктивное (саморазрушительное) поведение. дети с девиантным поведением

Дети, оставшиеся без попечения родителейДети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальная сирота — это ребенок, который имеет биологических ролей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.
style.rotation

style.rotation
Дети - инвалиды - это дети до 16 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучением, общения, трудовой деятельности в будущем.
Дети «группы риска» дошкольного возрастапониженная познавательная активность, отставание в развитии речи, задержка психического развития, отсутствие навыков общения, конфликты со сверстниками.Сложность выражения чувств Дети «группы риска» младшего школьного возрастаотклонения в развитии интеллектуальной сферы, часто не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, задержка в развитии мышления, неразвитость саморегуляции, умения управлять собой Подростки «группы риска» трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, сложность взаимоотношенийнарушениями самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами делинквентного поведения). В отношениях с взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека Дети «группы риска» старшего школьного возраста неумение общаться с людьми, трудности установления контактов низкий уровень социального интеллекта, неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны; несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;  склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению – злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных средств и т.д.); Причины отклоняющегося поведения детей и подростков.
www.themegallery.comCompany LogoМежведомственное взаимодействие социального педагога школы в работе с детьми «группы риска»ШколаКДНиЗППДНУДОДи У КмедицинаЦентрыЗОЛ Социальные службы, работающие с детьми «группы риска» Центр неотложной помощи «Телефон доверия» Кабинет анонимного приема Выездные бригады Центр семейного воспитания


Работа с детьми «группы риска» включает в себя пять этапов:
Социальный состав школы на декабрь 2011
анализ семейного окружения, выявление типа семейного неблагополучия;выявление акцентуаций характера (анкетирование);установление форм отклоняющегося поведения методом наблюдения, экспертного опроса, обобщением независимых характеристик.

План работы школы с детьми «группы риска»: Изменение характера межличностных отношений девиантов со сверстниками, взрослыми и условий семейного воспитания.Беседа;Психологический тренинг;Встреча с родителями;Индивидуальные консультации;Родительский лекторий;Проведение внеклассных мероприятий совместно с родителями.


Вовлечение несовершеннолетних в различные виды социально полезной деятельности и обеспечение успеха в нейУчастие в городских соревнованиях по ПДД «Безопасное колесо»Участие волонтерской группы в городском и областном конкурсе волонтерских агитбригад «Здоровое питание – здоровое поколение», октябрь, декабрь 2011 года (заняли первое место в городе)Молодежный слет «Иди дорогою добра» на базе МГПИ Выступление агитбригады «Позиция
Выпуск стенгазеты «Быть здоровым – здорово»29
Распространение памяток, буклетов, листовок3/13/2012copyright 2006 www.brainybetty.com30
Психологический тренинг «Как вести себя в компании»3/13/2012copyright 2006 www.brainybetty.com31
Круглый стол «Жизнь прекрасна – не потрать её напрасно»3/13/2012copyright 2006 www.brainybetty.com32 Социальная деятельность школы:Социальная диагностика. Организационно-воспитательная деятельность. Коррекционная работаПросветительская работа. Работа с учащимися.Работа с педагогическим коллективомРабота с родителями.



Программа работы с детьми группы риска «Перспектива» Задачи программы «Перспектива»:Своевременная профилактика и коррекция отклонений в развитии и поведенииСвоевременная диагностика детей группы риска по школьной и социальной дезадаптацииСвоевременное выявление сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Детей-инвалидовОрганизация психолого-педагогической помощи детьми их родителямВнедрение современных технологий в работе с детьми и неблагополучными семьями


Направления реализации программыРабота с учащимисяРабота с семьейРабота с педагогамиОрганизация досуга детей Этапы реализации программы Общие правила при работе с детьми "группы риска"Ответственность педагога за принятие решения.Особая осторожность в определении ситуации и рекомендациях.Первостепенность работы с семьей.

Основные принципы воспитания.Воспитание в коллективе и через коллективИндивидуальный и дифференцированный подходОпора на положительное в личности и коллективеГуманизм в воспитанииСтимулирование активности личности.


Благополучие ребенка в нравственно здоровой семье – основа воспитания личности, важнейший из факторов, препятствующий возникновению отклоняющегося поведения.