Логопедическое занятие Слова, обозначающие признаки предметов




Слова, обозначающие
признаки предметов


Открытое фронтальное
логопедическое занятие в 4 классе

Дано студентам МГГУ им. М.Шолохова









Учитель-логопед Макарова О.А.

Тема Слова, обозначающие признаки предметов.
Цели Развитие слухового внимания; уточнение и активизация словаря; уточнение и закрепление представлений учащихся о словах, обозначающих признаки предметов;
умение соотносить предмет с его признаком и определять по признакам
соответствующий предмет;
развитие навыка постановки вопросов к
словам-признакам; развитие зрительного
восприятия.
Оборудование Предметные картинки, круг для игры с секторами(вращающийся), прилагательные на карточках, карточки с
вопросами для каждого ученика, контуры
с изображениями различных животных,
карточки с предложениями, фишки,
картинки с антонимами, палочки.

Содержание занятия
1. Организационный момент.
– Сядет тот, кто назовет слово, обозначающее признак предмета.

2. Развитие зрительного восприятия.
Показываю лист с изображениями животных, учащиеся определяют, называют.
– А теперь посмотрите на схему и скажите, к какому животному она подходит. 0 0 0 0 0 0 (чередуются согласные и гласные собака)

3. Отгадать загадку.
Он пушистый, серебристый,
Белый-белый, чистый, чистый
На землю ватой лег.
– Какие слова помогли догадаться, что это снег?
– Почему снег сравнивают с ватой?
– Правильно. Молодцы! Вы уже догадались, мы будем сегодня говорить на занятии о словах-признаках.

4. Закрепление и повторение пройденного.

Дидактическая игра «Молчанка».
– Я показываю карточку со словами прилагательными, а вы показываете карточку с нужным вопросом к этому слову.
Кто ошибется, та команда получает штрафное очко.
Слова напечатаны на карточке, каждое слово отдельно.
Холодный, глубокая, мокрое, быстрый, зимние, снежные.

Игра «Найди меня!» . Развитие умения соотносить предмет и его признак, ставить вопрос к словам, обозначающим признак предмета. У каждого ученика на парте лежат – одна предметная картинка и карточка с напечатанным словом признаком.
– Сейчас мы будем играть. Игра называется «Найди меня!»
У нас 2 команды. Сначала каждый член 1-ой команды читает свое слово, а ребята 2-ой команды находят и называют нужную картинку. Потом ученики 2-ой команды читают свои слова, а 1 -я команда называет соответствующую картинку.
–Кто нашел свою картинку, поднимает руку, называет картинку и ставит вопрос к услышанному слову-признаку и повторяет все сочетание. Например, картинка «варежки» какие? теплые (слово
напечатано на карточке) .
За правильный ответ команда получает очко. Если ошибся – штрафное очко.(Фиксируется фишками разного цвете)
–Итоги подведем в конце урока.
Слова на карточках:
теплые, дремучий, новое, спелые, аккуратная, яркое, железный,
высокая, колкая.
Предметные картинки: варежки, лес, платье, сливы, девочка, солнце, замок, сосна, елка.

5. Динамическая пауза.
– Сейчас мы немного отдохнем. На каждое слово делаем движение.
Мой веселый, звонкий мяч (присесть-встать-присесть-встать)
Ты куда пустился вскачь?(руки вперед-вверх-в стороны-вниз)
Синий,красный, голубой (хлопок в ладоши на ударный слог)
Не угнаться за тобой. (руки в стороны- вниз)

Пальчиковая гимнастика.
У стола 4 ножки, сверху крышка как ладошка.

6. Письменное выполнение задания.
– Тихо сели, открыли тетради.
– Какое сегодня число?
– Какой день недели?(Отвечает дежурный)
– Сейчас мы будем выполнять задание «Угадай!»
На столе вращающийся круг, по кругу расположены карточки с напечатанными словами, которые обозначают признаки предметов.
На какую карточку укажет стрелка, вызванный ученик вынимает карточку, читает слова и отгадывает предмет (ЕСЛИ ТРУДНО по признакам определить предмет, на обратной стороне картинка).
– Запись 2-3 словосочетаний в тетрадях.
– Я на доске
Морковь сочная, вкусная, сладкая.
Горох узкий, длинный, гладкий.
Огурец сочный, свежий, зеленый. (И т. д.)

7. Работа со словами антонимами.
Игра «НАОБОРОТ»
– Слов на свете много есть
Слов на свете нам не счесть.
Есть слова «приятели».
А есть и «неприятели».
– Я буду показывать картинки, и называть одно слово. а вы должны назвать слово, противоположное по смыслу, т.е. слово неприятель.
За правильный ответ очко команде.
Здоровая девочка – больная девочка.
Молодой человек – старый человек.
Грустный мальчик – веселый мальчик.
Широкая лента – узкая лента.
Длинная веревка – короткая веревка.
И т.д.

8. Работа с карточками.
– Молодцы, ребята, и с этим заданием вы хорошо справились.
– А теперь поработаем с карточками. (Карточки на партах)
– Прочитайте предложения, вместо точек подберите слова «неприятели».
Крыжовник кислый, а клубника (какая?)..( сладкая).
Пух легкий, а камень (какой?) (тяжелый).
Лимон кислый, а сахар (какой?0 ..(сладкий).

9. Сложить из палочек фигуру «Самолет» по образцу.

10. Итог занятия.
– Что нового узнали на занятии?
– Что учились делать сегодня?
– Подсчет очков и определение команды победителя.

15