Логопедическое занятие Слова, обозначающие действия предметов




Слова,
обозначающие действия предметов

Открытое логопедическое занятие
в 3 классе
Дано студентам МГГУ им. М.Шолохова







Учитель-логопед Макарова О.А.

Тема Слова, обозначающие действия предметов.
Цели Развитие слухового внимания, фонематического восприятия. Формирование представлений учащихся о словах, обозначающих действия предметов.
Практическое усвоение соотнесения глаголов с существительными и подбора к существительным соответствующих глаголов.
Дифференциация глаголов настоящего времени 3 лица единственного и множественного числа (практическое усвоение).
Активизация и уточнение словаря по теме «Профессии».
Оборудование
Мяч, предметные и фразовые картинки, карточки со словами, палочки,
фишки, карточка со звуковой схемой

Ход занятия
1. Организационный момент. У учащихся на партах предметные картинки.
– Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос «что делает?» по своей картинке.

2.Сообщение темы и цели занятия.
– Молодцы. Вы правильно подобрали слова. А что они обозначают? (Действия).
– Сейчас для вас задание «Отгадай». Я называю слова, а вы скажете про кого они.
Спит ,лакает, мяукает. (Кошка) Что делает кошка?
Летит, жужжит, жалит. (Пчела) Что делает пчела?
Прыгает, летает, чирикает .(Воробей) Что делает воробей?
– Молодцы. Кто правильно отгадывает, получает очко (фишку). Сегодня на занятии мы будем говорить о словах, которые обозначают действия предметов. Вспомним, какой фишкой будем обозначать слова-действия. (Фишка треугольник).
– Подберем к картинкам (кошка, воробей, пчела) нужную звуковую схему.

3. Фонетико-фонематические упражнения.
А) Проводится игра «Найди ошибку». Развитие умения выделять из речи слова, обозначающие действия.
Пишет, считает, читает, кукла. (Кукла – лишнее слово)
Летает, плавает, дверь, ползает. (Дверь)
Идет, стучит, горько, ест. (Горько)
Ученик, правильно выделивший слово, получает очко.
Б) Проводится игра «Кто больше». Развитие умения подбирать к названиям предметов названия действий.
– У вас лежат картинки. На какой вопрос они отвечают кто? или что?
Вспомним, если живые предметы, то будем их обозначать красным квадратиком, если неживые – то любым другим квадратиком.
– Надо подобрать к своей картинке как можно больше названий действий,
положить рядом с квадратиком фишки треугольники. Начинаем игру.
На партах картинки: гусь, девочка, машина, лошадь и т.д. Кто больше подберет слов, получает очко.

4.Лексико – грамматические упражнения.
А) Работа с фразовыми картинками. На карточках вопросы что делаЕТ? что делаЮТ? Карточки с вопросами выставлены на наборном полотне.
Проводится игра «Помоги Незнайке»
– Ребята, к нам пришел Незнайка. Поможем ему расставить картинки под нужными вопросами.
– Картинка «Покупает» Помогите Незнайке поставить вопрос к этому слову. (что делает?).Вызванный ученик ставит картинку под соответствующий вопрос.
– А теперь другая картинка (показываю «покупают»)
– Какой вопрос надо поставить к слову «покупают»? (Что делают?)
Вызванный ученик ставит картинку под вопрос.
Аналогично проводится работа с другими картинками, на которых изображены глаголы 3-его лица единственного и множественного числа, и
расставляются под соответствующими вопросами.
Поет – поют
Поливает – поливают
Играет – играют
идет – идут
– Саша, назови названия действий, которые отвечают на вопрос что делает?
– Миша, назови действия, которые отвечают на вопрос что делают?
Б) Игра «Что мы видели – не скажем, а что делали - покажем».
– Мы будем показывать действия, а один ученик будет отгадывать.(Он находится за дверью)
Иммитируем пение, езду на лыжах, бег на месте, рубку дров, причесывание
рисование и др.
В) Работа с фразовыми картинками по теме «Профессии». У каждого
ученика своя картинка на парте. Составить предложение из двух слов кто? что делает?
Шофер водит. Маляр красит. Швея шьет. Столяр строгает и др..
– А теперь запишите свое предложение.
ИГРА «Поймай – скажи».
– Я бросаю мяч, называя при этом профессию, а поймавший его бросает мяч обратно мне, называя соответствующее действие.
Балерина ,сапожник, продавец, пожарник, кузнец ,доктор.
Г) Составление предложений из 2 слов. На наборном полотне предметные картинки – гусь, утка, курица, кот. На отдельных карточках слова
названия действий – крякает, гогочет, мурлычет, кудахчет.
– Ребята, вам знакомы эти картинки? Витя, назови их. Как вы думаете, есть ли здесь лишняя картинка? Почему?
– Марина, прочитай слова на карточках.
– ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЕ «Кто как голос подает». Составляем предложения. Рядом с картинкой подставляется слово на карточке.
Гусь гогочет. Утка крякает. Курица кудахчет, Кот мурлычет.
Пальчиковая гимнастика
Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть меня он хочет.
Д) Запись полученных предложений в тетрадях.
Марина записывает 2 предложения – свое и любое другое.

5. Итог занятия.
– Что обозначают слова, отвечающие на вопросы: что делает? что делают?
– Что делали на занятии?
– Что узнали нового?
Подсчет очков и выставление оценок.




Макарова О.А.










15